Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в общую психологию




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ психология»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Общая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 42 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Составители: канд. пед. наук, доцент М.М. Дудина

канд. психол. наук, доцент Т.Б. Сергеева

доц. С.Л. Семенова

  Рецензент:   канд. психол. наук, доцент УрГПУ   А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 30 августа 2012 г. № 1.

 

Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии   М.М. Дудина

 

Рекомендована к печати методической комиссией института психологии РГППУ. Протокол от 19 сентября 2012 г. № 1.

 

Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ О.В. Мухлынина

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С.В. Пеннер

 

 

Директор ИПс И.И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Дудина М.М., Сергеева Т.Б., Семенова С.Л., 2012

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Важной составляющей психолого-педагогической подготовки студентов обучающихся по направлению «Профессиональное обучение» является изучение психологических дисциплин., основной из которых является Общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позво-лит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педаго-гическую деятельность.

Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций основывающихся на теоретических и прак-тических психологических знаниях, способности решать профессионально-педагогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.

Задачи курса:

§ ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

§ формирование системы психологических знаний о сущности и зако-номерностях развития личности;

§ освоение основных способов исследования индивидуальных особен-ностей человека;

§ формирование представлений об использовании и возможностях при-менения психологических результатов в практике современного образования;

§ формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;

§ приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодейст-вия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

§ освоение основных приемов самопознания, саморазвития и само-регуляции;

§ приобретение опыта учета индивидуально-психологических и лич-ностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.

§ освоение общепсихологических понятий и представлений, необходи-мых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.

Воспитательная цель курса:

§ изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;

§ воспитание студентов в духе уважения к другим людям, их достоинству;

§ формирование умений поведения в коллективе, осознанного отноше-ния к его нормам, ценностям, оценкам;

§ формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;

§ научить будущих педагогов решать проблемы саморазвития, самообразования и самовоспитания.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, со-циального и экономического цикла».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие зна-ния, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:

Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной дея-тельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особеннос-тях протекания физиологических функций и психофизиологических процес-сов.

Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

§ деловое общение;

§ межкультурные коммуникации;

§ управление персоналом;

§ психология профессионального образования.

Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овла-дения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, само-образования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на зна-ние психологической природы человека и общества. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

§ готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного бо-гатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

§ готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопреде-лению и саморазвитию (ОК-7);

§ готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

§ владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воз-действия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психо-логическим состоянием в условиях общения (ОК-11).

профессиональные компетенции:

§ способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

§ готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития лич-ности рабочего (специалиста) (ПК-8).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

§ историю научной психологии, основные направления и научные шко-лы зарубежной и отечественной психологии;

§ психологию личности, теорию деятельности, механизмы функциони-рования и развития личности в различных видах деятельности;

§ психологические методы познания и самопознания, развития, коррек-ции и саморегуляции;

§ особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.

Уметь:

§ применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;

§ интерпретировать собственное психическое состояние;

§ определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

§ разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

§ учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психо-логические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллек-тива и управлять динамикой групповых процессов;

§ давать психологическую характеристику личности;

§ регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, про-цесс познания;

§ использовать полученные знания в системе и комплексно по выявле-нию проблем развития человека;

§ выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

§ анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совер-шенствования.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

§ способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педаго-гической деятельности;

§ приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

§ методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

§ способами индивидуализации психологического воздействия на под-ростков с учетом их психологических особенностей.

 

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

 

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Заочная с полным сроком
Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Всего зачетных единиц (часов) Всего зачетных единиц (часов)
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (140) 4 (144)
Аудиторные занятия      
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий –   –  
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
домашние задания
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля экзамен экзамен экзамен
График изучения дисциплины      
Курс 2-й 2-й 2-й
Семестр 3-й 2,3-й 3,4-й
Экзамен (семестр) 3-й 3-й 4-й
Зачет (семестр)
Контрольная работа (семестр) 3-й 4-й

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

  № п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия СРС Консультации
1. Раздел 1. Введение в общую психологию             Входной контроль. Выступление на семинаре; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц; решение психологических задач
2. 1.1. Психология как наука и как практическая дея-тельность   1/1     4,5 Еже-нед.
3. 1.2. История развития психологических знаний   2/2     4,5 Еже-нед.
4. 1.3. Методы психологии   3/3     4,5 Еже-нед.
5. 1.4. Развитие психики и происхождение сознания   4/   4,5 Еже-нед.
6. Раздел 2. Основы общей психологии               Выступление на семинаре; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц; решение психологических задач
7. 2.1. Личность, ее структу-ра и проявления   5,6/4,5       4,5 Еже-нед.
8. 2.2. Направленность лич-ности   7/6,7       4,5 Еже-нед.
9. 2.3. Личность в системе межличностных отноше-ний   8/8,9       4,5 Еже-нед.
10. 2.4. Общепсихологическая характеристика деятель-ности   9/   4,5 Еже-нед.
11. 2.5. Общение и речевая деятельность       4,5 Еже-нед.
12. 2.6. Познавательная сфе-ра личности   11,12/ 10,11     4,5 Еже-нед.
13. 2.7. Эмоционально-воле-вая сфера   13/ 12,13     4,5 Еже-нед.

Окончание таблицы 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинарские занятия Практические занятия СРС Консультации
14. 2.8. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности   14,15/14,15     4,5 Еже-нед. Итоговая контрольная работа
15. Изучение теоретического курса              
  Подготовка к экзамену              
  Итого за семестр           Экзамен

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в общую психологию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...