Таким образом, второй этап, закрепляя достигнутое на первом, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ По стилистике русского языка как одно из средств подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Часть 2. Синтаксическая стилистика. (Пособие для школьников и абитуриентов)
Составитель Бабенкова Л. А., учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана.
2006 г.
Содержание. Введение………………………………………………………………………стр.3 Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование. Вместо предисловия (от автора)…………………………………………….стр.5
Глава 2. Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка за курс основной школы. 2.1. Развитие общеучебных умений и навыков в процессе обучения и развития стилистически грамотной речи……………………………………стр.6 2.2. Диагностика использования рабочей тетради по стилистике………стр.7 2.3. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка……………………………………….стр.9 Заключение……………………………………………………………………..стр.10 Библиография…………………………………………………………………..стр.11 Приложение
1.Тетрадь по стилистике русского языка (синтаксические нормы) Объяснительная записка……………………………………………………стр.12 2.Синтаксическая стилистика……………………………………………….стр.12 2.1.Согласование сказуемого………………………………………………..стр.13 2.2.Согласование определения……………………………………………...стр.15 2.3.Управление……………………………………………………………….стр.17 2.4.Употребление причастных и деепричастных оборотов……………….стр21 2.5.Синонимичные конструкции простых и сложных предложений (параллельные синтаксические конструкции)……………..стр.28
3.Упражнения на повторение……………………………………………….стр.31 4.Терминологический словарь………………………………………………стр.56
Памятка для написания сочинения-рецензии на ЕГЭ Таблица «Функциональные стили речи» Критерии оценивания сочинения ЕГЭ (2006 год)
Введение.
Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. Очень многое переменилось теперь в казалось бы привычных, устоявшихся оценках, связанных с состоянием русского литературного языка, как оно сравнительно недавно представлялось языковедам, писателям, образованной части общества. Слушая наших сограждан, работающих в так называемых зонах повышенной речевой ответственности, осознаешь, что обучение литературным нормам продолжает оставаться одним из наиболее запущенных участков в школьном преподавании русского языка. В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передачи знаний ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Практика проведения экзаменационных работ в форме ЕГЭ показала, что при выполнении заданий с развернутым ответом (сочинения) учащиеся допускают грамматические ошибки и речевые недочеты, то есть ошибки в структуре языковой единицы – в структуре слова, словосочетания или предложения (грамматические ошибки) и ошибки в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу это нарушение лексических норм (речевые недочеты). К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушениями порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста (См. таблицы №1, №2) Разновидностью речевых недочетов являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики. Изменить положение может радикальная переориентация школьного образования. Особое место в этом процессе должно быть отведено коммуникативным навыкам учащихся, что неразрывно связано с повышением требований к культуре речи. Русский язык как школьный предмет имеет огромные возможности для развития речи учащихся. Уроки русского языка призваны не только научить грамотному письму, но и стилистически правильной речи. Материал, предложенный в учебниках, мал, поэтому использование рабочей тетради по стилистике в процессе подготовки к ЕГЭ актуально и способствует совершенствованию навыков литературной речи.
ПРОБЛЕМА: Роль рабочей тетради в активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка.
ЦЕЛЬ: Изучить способы организации и активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи при изучении русского языка.
ГИПОТЕЗА: Рабочая тетрадь является средством развития самостоятельной деятельности учащихся, если: 1) определены психолого-педагогические аспекты самостоятельной деятельности школьников, 2) выявлены особенности развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных умений, 3) определены условия развития умений и навыков в процессе организации самостоятельной работы учащихся по стилистике на уроках русского языка.
ЗАДАЧИ: 1.Выявить оптимальные аспекты управления самостоятельной деятельностью учащихся. 2. Разработать рекомендации по подбору и составлению заданий для рабочей тетради. 3. Составить рабочую тетрадь по стилистике русского языка (синтаксические нормы).
НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что подобран и систематизирован материал о способах организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка, разработаны задания для рабочей тетради.
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи в процессе изучения русского языка.
Вместо предисловия. Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи школьников было изложено мною в части 1 (Лексическая стилистика). Часть 2 (Синтаксическая стилистика) включает в себя разделы языка, связанные с развитием связной речи учащихся, и базируется в основном на знаниях, полученных в 7 и 8 классах. Как известно, именно в этом возрасте у учащихся наблюдается интенсивный физический рост, что связано с быстрой утомляемостью, снижением внимания, а отсюда и с невозможностью качественно усвоить изучаемый материал. Поэтому собранные в рабочей тетради задания позволяют самостоятельно повторить и систематизировать знания по синтаксису, отработать навыки грамотного построения предложений и в конечном итоге текста. В старших классах у учащихся возрастает мотивация учебной деятельности, поэтому самостоятельная работа при подготовке к экзаменам на основе материалов рабочей тетради является эффективной.
К тому же педагогами и психологами уже разработаны методы самостоятельного овладения учащимися знаний и формирования умений. 1.Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов. 2.Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов. 3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов.
Самостоятельное овладение знаниями является одним из активных методов обучения, поскольку он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Этапы обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в зависимости от того, с каким языковым материалом имеют дело учащиеся – с готовым или с таким, который надо изменить или создать. На первом этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений. Этот этап является основой формирования умений, так как работа по образцу на первом этапе создает базу для выполнения более сложных заданий на следующем. На втором этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Усложняются условия работы – усложняется и мыслительная деятельность учащихся. Изменение условий очень важно для приобретения прочных знаний, умений и навыков; оно создает ориентировку в разных ситуациях. Таким образом, второй этап, закрепляя достигнутое на первом, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях. Особым является третий этап - этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов, когда осуществляется частично-поисковая и поисковая деятельность. Приобретенные учащимися ранее знания, умения и навыки, в том числе в ходе проблемного изложения нового материала учителем, теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени и в этих случаях. При написании сочинений-рассуждений, эссе, рецензий творчество учащихся достигает наиболее высокого уровня – проявляется их умение выразить собственную мысль с помощью отобранных самостоятельно языковых средств. При решении проблемных задач исследование языковых явлений, приближающее в известной степени работу школьников к деятельности ученых-лингвистов, поднимает учащихся на самый высокий уровень мыслительной деятельности.
Овладение культурой речи на третьем этапе осуществляется в самых сложных условиях, но особенно эффективно (С.18,с.8-9) Критерием эффективности применяемых методов обучения – на заключительном этапе в процессе обучения – должны явиться проблемные задачи, в процессе решения которых обнаружится, усвоены ли знания, сформулированы ли умения, навыки, достигнут ли определенный уровень языкового развития. В последние годы критерием эффективности усвоенных знаний, умений и навыков учащихся является результат ЕГЭ по русскому языку.
Глава 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|