Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка за курс основной школы.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, определяя задачи преподавания русского языка, указывает, что одной из них является: овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; и включает в основные направления работы по русскому языку овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, словообразования и образования новых форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
2.1.Развитие общеучебных умений и навыков в процессе обучения и развития культуры речи. Основной целью обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. В процессе обучения и развития культуры речи происходит развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков. Эти навыки как практические, так и интеллектуальные. Во-первых, учащиеся овладевают навыком работы со справочной литературой, в первую очередь с разного вида словарями, учатся умению выделять существенное, сравнивать, умозаключать, стилистически грамотно излагать свои мысли. Очень важно, что учащиеся приобретают поисковые навыки. Обучение навыкам творческой деятельности при обучении и развитии культуры речи отводится большое место. Опыт творческой деятельности заключается в умении самостоятельно перенести знания и умения в новую ситуацию; в видении новой проблемы в знакомой ситуации; умение самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новой. Кроме того, формирует нормы отношения к миру, т.е. воспитанность.
В процессе обучения русскому языку рабочая тетрадь по стилистике и культуре речи может быть использована при изучении практически любой темы. Тема «Причастие» Задание № 8,11,13 Тема «Деепричастие» Задание № 1,2,3,4,6 Тема «Главные члены предложения» Задание № 9* Тема «Определение» Задание №14,15 Тема «Обстоятельство» Задание №12,16*
2.2.Диагностика использования рабочей тетради по стилистике. Рабочая тетрадь такого направления необходима. В настоящее время с русским языком, особенно это касается литературных норм, обходятся слишком вольно. Зачастую это происходит вовсе не потому, что люди специально делают ошибки, а скорее от незнания. К сожалению, учебники русского языка (под любым изданием) не дают достаточных знаний по стилистике и культуре речи, а содержат отрывочные, имеющие второстепенное значение, то есть обучение культуре речи отнесено на второй план. А ведь главное назначение любого языка (русского в том числе) – общение, коммуникативность. Нужно отметить, что есть немало литературы по стилистике и культуре речи. Однако она предназначена для студентов гуманитарных вузов, а эта тетрадь может быть использована учащимися общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь по стилистике призвана дополнять, расширять то, что в учебниках содержится в очень маленьких «дозах».
Рабочая тетрадь по стилистике внедрялась в 2003-2004 и в 2004-2005 учебном году. Учащиеся выполняли практические задания совместно с учителем и самостоятельно. Это способствовало развитию связной, стилистически грамотной речи, необходимой при написании блока С, а также при выполнении заданий блока А, где нужно было выявить предложения с грамматическими ошибками.
Сравнительная таблица за четыре учебных года свидетельствует о результативности использования комплекса упражнений для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
1В 2002-03 году еще 1 учащийся сдавал экзамен через центр независимого тестирования, набрал 70 баллов и получил школьную оценку 5 (+1)
Ввиду того, что школьная шкала баллов ежегодно меняется, например:
2001-2002 учебный год 2003-2004 учебный год «2» - 0 - 27 баллов 0 – 31 балл «3» - 28 – 45 баллов 32 – 50 баллов «4» – 51 - 70 баллов 51 – 69 баллов «5» – 71 - 100 баллов 70 – 100 баллов
2002-2003 учебный год 2004-2005 учебный год «2» - 0 - 27 баллов 0 – 31 балл «3» - 28 – 50 баллов 32 – 50 баллов «4» – 51 - 74 баллов 51 – 68 баллов «5» – 75 - 100 баллов 69 – 100 баллов можно привести сравнительную таблицу по общему количеству баллов без учета школьной оценки.
Или так:
Примечание. 1. В данном классе читались спецкурсы по стилистике и культуре речи, факультатив «Практика написания сочинений разных жанров». 2. В данном классе один год читался спецкурс «Стилистика». 3. В данном классе спецкурсов не было, зато учащиеся имели возможность с помощью рабочей тетради освоить основы стилистики и культуры речи. Следовательно, использование рабочей тетради для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ эффективно.
2.3.Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. Практически все разделы программы обучения русскому языку дают возможность работать над культурой речи, используя рабочую тетрадь. Данная тетрадь – учебное пособие для учащихся, построенное в соответствии с программой. В тетради даны такого рода задания: исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, многословием, разрушением фразеологического, причастного и деепричастного оборотов; сравните предложения, оцените редакторскую правку, дайте свой вариант стилистической правки и т.п. При сборе материала особое внимание сосредоточено на наиболее трудных случаях словоупотребления, использовалась вариативность в подборе заданий. Особую ценность придает тетради теоретический материал, которого в обычном школьном учебнике практически нет. Данную тетрадь желательно иметь каждому учащемуся. Она предназначена для самостоятельного совершенствования знаний по лексической и синтаксической стилистике. При работе с тетрадью необходимо использовать различные словари: лексико-грамматический, толковый, фразеологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, паронимов, справочники по пунктуации и «Управление в русском языке». Так, при работе с тетрадью учащийся может самостоятельно изучить теоретический материал, в случае необходимости обратиться к терминологическому словарю, находящемуся в конце тетради, а затем приступить к практической части заданий. Задания могут выполняться тут же, в тетради, на оставленном для этого месте, что также немаловажно для детей.
Рекомендуется учителям периодически проверять тетрадь, направлять работу детей. данная тетрадь может быть использована не только при подготовке к ЕГЭ, но и в процессе обучения в средних и старших классах.
Заключение. В процессе работы систематизирован теоретический и практический материал по стилистике и культуре речи (лексические (часть 1) и синтаксические (часть 2) нормы), составлена рабочая тетрадь, даны рекомендации по ее использованию в процессе обучения русскому языку за курс основной школы и самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Предлагаемый в рабочей тетради по стилистике русского языка комплекс теоретических сведений и тренировочных упражнений способствует развитию мышления и самостоятельной деятельности учащихся, позволяет раскрыть их творческие способности, формирует навыки точного словоупотребления в соответствии с избранным стилем речи. Проводимый в течение 2004-2005 учебного года мониторинг учащихся по развитию стилистически грамотной речи показал, что использование рабочей тетради по стилистике благотворно влияет на качество подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку.
Цель работы достигнута, проблема до конца не раскрыта, поэтому она может быть углублена и продолжена. Работа рекомендуется учителям общеобразовательных школ, школьникам и абитуриентам.
Библиография.
1. Бабажнин Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: 1981. 2. Бабанский ЮК. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания). 3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы: Учеб. пособие для учащихся; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988, с.256 4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 5. Блинов В.М. Эффективность обучения. – М.: 1976. 6. Выгодская Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. Давыдова В.В. – М.: 1991. 7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.:, 1980.,с.6-7 8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999. 9. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М.:Просвещение, 1967. 10. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1981. 11. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. 12. Дидактика средней школы. / Под ред. Скаткина Н.М. – М.:Просвещение, 1982. 13. Дронлева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум / Под ред. Т.С. Дронлевой. – М.: Флинта: Наука, 2001.
14. Иконников С.И., Приступа Г.Н. Пособие по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ: Учеб. пособие. – М. Высшая школа, 1979 15. Лернер И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования. – В сб: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. – М.: 1972, с.5-37 16. Максимов В.И. Русский язык и культура речи в 2-х частях. –М.: 2000. 17. Маркова А.К. Самообразование школьников. //Вопросы психологии. – 1980. №3. 18. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983,с.8-9, 12-13. 19. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: 1974, с.287-288 20. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум. – М.: 1997. 21. *Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 1972. 22. Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В. – М.: 1983. 23. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Наука, 1990. 24. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. 25. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1998. 26. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. 27. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.: Книга, 1984. 28. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке / Д.Э. Розенталь. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2002. 29. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: 1980. 30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: 1970, с.73-74. 31. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Л.: 1973. 30.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: 1988.
Рабочая тетрадь, часть 2 (синтаксическая стилистика)
Объяснительная записка. Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать познавательную деятельность учащихся. Рабочие тетради, включающие в себя определенным образом выстроенную систему вопросов и заданий, могут и должны быть включены в учебный процесс. Рабочая тетрадь по стилистике русского языка предназначена для школьников и абитуриентов, сдающих русский язык. Являясь учебным пособием по стилистике русского языка, она не заменяет собой сборники упражнений по практической стилистике, а лишь дополняет их, предлагая школьникам и абитуриентам самостоятельно повторить отдельные вопросы стилистики русского языка. Составитель этого пособия старался подобрать упражнения для формирования навыков грамотной письменной речи, делая акцент на те речевые и грамматические ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях. Ввиду того, что проведенный эксперимент по ЕГЭ по русскому языку выявил недостаточно высокий уровень подготовки учащихся при написании части С (творческое задание – сочинение-рассуждение, эссе или рецензия), автор пособия предлагает серию упражнений, способствующих развитию навыков стилистически грамотной речи. Пособие состоит из двух разделов (лексическая и синтаксическая стилистика), упражнений для повторения и словаря лингвистических терминов, необходимого в качестве справочной литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|