Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласные в работе над голосом




 

Непрерывная линия звучания... со­здается в речи только в том случае, ког­да гласные и согласные сами по себе по­ют, как в вокальном искусстве. Если же одни звуки — гласные — тянутся, а сле­дом идущие согласные только стучат, то от этого образуется прорыв, провал, пус­тота, и в результате получается не беско­нечная линия, а звуковые обрывки, клоч­ки, восклицания.

К. С. Станиславский

 

Тренировка согласных звуков должна рассматриваться не только как развитие всех частей артикуляционного аппа­рата для четкости и чистоты дикции, но и как необходимое условие постановки речевого голоса. Положительную роль в голосовом тренинге играют так называемые взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздуш­ной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам (т—д), задней части спинки языка, креп­ко прижатого к твердому нёбу (к — г), затвора обеих губ (п-б).

В силу своей активной природы рождения взрывные сог­ласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особен­но развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произно­ся глухие согласные: п—пь! п—пь! п—пь!.. т—ть! т—ть!.. к—кь! к—кь! к—кь!), а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию идущим за ними гласным звукам. Произнесите с голосом ряд слогов: Па! По! Пу! Пэ! Пи! Пы! Ба! Бо! Бу! Бэ! Би! Бы! Да! До! Ду! Дэ! Ди! Ды! Га! Го! Г у! Гэ! Ги! Гы!..

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы! кпта! кпто/ кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!.. Тренировка этих согласных развивает весь артикуляцион­ный аппарат: п—б — губы, т—д — кончик языка, к— г — спинку языка.

Оправдайте активность их произнесения задачей: «отчи­тать», «пристыдить», «остановить» мешающего вам работать товарища. Брови, голова, нос, лоб — все должно быть спо­койным, недвижным. Это дает возможность перенести всю энергию на действие только дыхательного и речевого аппа­ратов.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчиты­вайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте, форси­те... Но только не делайте упражнения формально, мертво, механически, без «душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

Закрепляйте взрывную природу согласных п-б; т-д; к-г в текстах.

Упражнение №31

«В з р ы в а ю»

Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный п в чистоговорке:

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

 

Согласный р не отрывайте от п. Пускай он беззвучно вибрирует. Следите за четкостью произнесения п в конце слова. Оправдайте утрированно четкое произнесение соглас­ного п. Например: хотите, чтобы товарищ только по арти­куляции губ понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчи­тать количество четко и активно произнесенных согласных п. Затем согласных т:

Трактор всюду поспевает:

Пашет, сеет, убирает,

Пилит лес, корчует пни.

Только дела — что смотри.

И наконец, согласных к:

Кукушка кукует!

Кукует в леску:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

 

Упражнение №32

«С т р е л о к»

«Стреляйте» из пистолета: пйф-паф! пйф-паф! пйф-паф!.. Чтобы добиться резкого взрыва звука га, выбрасываю­щего гласную (пулей вылетает), нажимайте пальцем на во­ображаемый курок. Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служат сигналом для толчка воздуш­ной струи, с силой разрывающей губы.

 

Упражнение №33

«П о е з д»

Передайте стук колес поезда в разном темпе. Поезд от­ходит: Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук...

Прибавляет ход:

Туктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктук... (Быстрее! Быстрее! Быстрее!) И вот:

 

Вагоны вперед покатили, как мячики;

Так-чики,

так-чики,

так-чики,

так-чики!

(Ю. Тувим)

 

Имитируйте пулеметную очередь:

так-так-так-так-так-так...

-Так-так-так, — говорит пулеметчик.

-Так-так-так, — говорит пулемет.

 

Упражнение №34

«Ж о н г л е р»

Жонглируйте мячиками:

Ду-тту! Дб-тто! Да-тта! Дэ-ттэ! Дй-тти! Ды-тты!

На ударный — первый слог (ду, до, да, дэ, ди, ды) — правая рука бросает «мяч» вверх, левая в это время пере­дает «мяч» за «мячом» в правую для подбрасывания. Вспом­ните, а если не знаете, то полюбопытствуйте, как это дела­ют жонглеры. Непременно добейтесь координации движе­ния рук и звука. Рука вверх — звук на ударном слоге — вверх!

А теперь бросайте друг другу (товарищ — тоже жонглер) «тарелки». Одна за другой летят «тарелки» к товарищу:

Гду! Гдо! Гда! Гдэ! Гди! Гды!

Он посылает их вам обратно, сопровождая полет «таре­лок» другими сочетаниями звуков, в произнесении которых необходимо тренироваться.

Меняйте темп движения — отсюда и темп речи.

Рука — свободная. Только кисть руки делает резкий ры­вок, пуская в полет «тарелки». Движение небольшое. При­норовитесь!

Если движение кисти руки напряженное — «тарелка» не полетит. Снимите напряжение с руки — снимется напряже­ние и с фонационных путей. Звуки полетят с «тарелками».

Упражнение №35

«Б а д м и н т о н»

Встаньте друг против друга. Ощутили вес «ракетки», ко­торая находится в правой руке? (Вообразите, что она дей­ствительно есть.) «Волан» — в левой. «Пристройтесь» к пар­тнеру. Начинайте игру:

— Ббу! — И «волан» летит к товарищу.

— Ббо! — И товарищ посылает его обратно к вам.

— Бба! — Удар рукой вперед и вверх.

— Ббэ! — Этим же отвечает товарищ.

— Бби! — Вы отбиваете «волан» ракеткой.

— Ббы! — Он делает то же самое.

Движение руки, отбивающей «волан», легкое, свободное. «Волан» летит вверх и вперед — так же летит и звук (в головной резонатор и в «зрительный зал»).

Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Следите друг за другом, за направлением полета «волана» и т. д.

Меняйте сочетания согласных.

Упражнение №36

«С в и н к и»

Поиграйте в такую игру: вы — веселые шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговарива­ете в такт ударов:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки — туки — туки — тук!

Туки — туки — туки — тук!

И посту-кивают,

И похрю-кивают:

Хрюки — хрюки — хрюки — хрюк!

Хрюки — хрюки — хрюки— хрюк!

(К. Чуковский)

Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее «печатайте» и говорите. Старайтесь договари­вать слова: «ту к», «хрю к», «постукиваю т», «похрюкиваю т».

Дыхание подвижное — движение диафрагмы идет в рит­ме ударных слогов (каждый слог она «держит», «подбрасы­вает»), взрывает глухие согласные в конце слов — к, т.

 

Упражнение №37

«Б а р а б а н щ и к»

С той же целью (чтобы свободно и активно работала ди­афрагма— была подвижной, держала звук) используйте такой текст:

Пара барабанов.

Пара барабанов.

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов.

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

 

Представьте, что «играете на барабане». Ваши «палочки» (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каж­дой ударной гласной в слове. Не бейте грубо по барабану. Едва хотите коснуться «барабана», кисть руки отбрасыва­ется вверх!

Вырабатывайте в упражнениях так называемый рече-ручной рефлекс. Это хороший помощник в нахождении ес­тественного звучания. Потом рука уберется. Речеручной рефлекс устанавливает связь между речью и движением. Движения должны быть ритмичны и совпадать с ритмом речи. «В результате в коре больших полушарий как бы соз­дается контрольный пункт, который и является регулирую­щим началом в упорядочении речевой функции».

 

Упражнение №38

«Р а з г о в о р л я г у ш е к»

На зеленой опушке повстречались две лягушки. Между ними произошел следующий разговор:

Первая. Кума,

Ты к нам?

Вторая. К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу!

Первая. А кого, кого, кума?

Вторая. Рака, карпа и сома.

Первая. Как поймаешь, дашь ли нам?

Вторая. Как не дать' Конечно, дам.

(С. Маршак)

Следите за. свободой тела. При каждом ударном слоге — легкое движение тела, рук (подпрыгиваете, как лягушка). Работайте своим голосом. Звук естествен, не искажен. Схвачен только характер лягушачьих прыжков.

Произнесите следующие сочетания:

Кчку! кчко! кчка! кчкэ! кчки! кчкы!

Испытываете затруднение? Начали «спотыкаться»? Не слышите согласный к, стоящий перед гласной? Пропал пер­вый к? В чем причина? В дыхании. Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (кчк). Надо добиться цели!

Сделайте еще и еще раз уп­ражнение и проследите за мышечной свободой речевого ап­парата, свободой движения диафрагмы, активной работой языка, создающего препятствия для воздушной струи. Язык в этом упражнении очень активен и быстр, работают все его мышцы: на к — прижался своей задней частью к твердому нёбу, на ч — передней частью прижался к альвеолам перед­них зубов и опять быстро прижался своей задней частью к твердому нёбу на к. Видите, как ловок должен быть язык в этом упражнении? Поэтому-то и тренируйте его в таких сложных сочетаниях, чтобы он (язык) мог мгновенно пере­страиваться для произнесения следующего звука.

Кроме того, что эти сочетания согласных тренируют язык, дыхание, их согласованное действие, они способствуют вер­ному произношению согласных ч, ц.

Ведь это один из наиболее распространенных недостат­ков речи, когда вместо ясного четкого ч слышится звук щ («щеловек», «кащество»), вместо ц «звучит с («поселуй», «светок»). Отчего это происходит? Попробуйте слегка про­тянуть ч, как он сразу же превратится в щ, протяните ц — и вы услышите с. Почему? Вы нарушаете природу их обра­зования: растягивая, убираете взрывной согласный т, кото­рый входит в состав этих согласных.

Надо оговориться, что русские слитные согласные (аф­фрикаты) — это целостные, единые звуки. То есть звук ц не есть простое слияние т+с, так же как звук ч не тождест­вен слиянию ть + шь. «... Ц на всем своем протяжении похож по месту артикуляции на с, по форме артикулирующего языка — на т, а полностью не похож ни на тот, ни на другой звук... Так же и ч не состоит из т + ш. Первая взрывная часть его артикулируется не там, где обычное т, а выше, где обычно артикулируются ш, шь...

Палатализованность ч меньше, чем у т... Поэтому слитные и нельзя рассматривать как сочетание звуков: они нечленимы»¹.

Однако в природе их есть взрывной характер согласного т. Вот почему сочетания, в которых согласные ч и ц стоят рядом или между другими взрывными согласными, помога­ют тренировать верное их произношение — короткое, актив­ное. Согласные л, т, к — передают им свой характер взры­ва, удерживают от возможности хоть сколько-нибудь протя­нуть согласные ч, ц.

Тренируйте верное произнесение ч, ц (с сохранением взрывного т) текстах, имитирующих различные звуки.

Упражнение №39

«Н о ж н и ц ы»

Резкими, короткими движениями пальцев руки разрезай­те воображаемую бумагу. Сопровождайте движение паль­цев (ножниц) звуками «чик».

Чикайте: чик! чик! чик! чик! — медленно (приноравли­ваетесь).

— Чик-чик-чик-чнк-чик-чик-чик! — быстрее (приноро­вились).

— Чик! — чикнули в последний раз.

Оправдайте движение (обрезаете края фотографической

карточки или подрезаете челку и т. д.). Увидели себя в зер­кале, оценили: «Челка! Чудно!» или «Челка! Чепуха!» — и т. д.

Упражнение №40

«Ц о к о т к о п ы т»

Прислушайтесь. Слышите? — Цок-цок-цок-цок! — цока­ют копыта. Передайте услышанный цокот копыт. Легче! Изящнее. Короче — звук!

 

Цок-цок!

Цок-цок!

Цок-копытце!

Под копытцем

пыль клубится!

Упражнение №41

«Т р у б о ч и с т»

Вы «моете» трубочиста. Делаете свободные движения ру­кой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

(К.Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». Четко заканчивайте слова с глухой согласной в конце: чист, будет, трубочист.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, осо­бенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее до­нести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова (чист, будет, трубо­чист), невольно выбрасываешь вместе со звуком не исполь­зованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосо­вую щель, которая вызывает рефлекторное стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха.

Упражнение №42

«В о р о б ь и»

Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй. Чей червяк?

Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И — проглочу!

 

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характер­ные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и та­кие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные в, ф. Они западают, их не слышно чаше всего в начале сло­ва, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая бук­ва. Она запирает звук, требует особой постановки говориль­ного аппарата, свойственной только ей да еще букве ф (верхние зубы на нижней губе)»1. Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упраж­нение «Пульверизатор» и закрепите активное произнесение согласного ф в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую причес­ку:

И в фас, и в профиль

«Фантази»
Кфизиономии Зизи.

Факт.

 

Проверьте звучание ф в таком тексте:

Форма новая у Феди,

И фуражка в самый раз.

Нынче Федю все соседи

Провожают в первый класс.

Франт наш Федя.

(Е. Благинина)

 

Упражнение №43

«В о л я»

Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног...

Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук еввввввввввввввввв...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к пре­одолению препятствий.

— Эй, Ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо

не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

вой не вой!..

Вьюга взвилась, вьюга взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

 

Сохраняйте дрожащее ввв... в стихах: удваивайте и утра­ивайте согласный в, дрожа от холода, когда разговаривае­те с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направ­лению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д. Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не «проваливался» в слове сре­ди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском язы­ке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Вибрацию языка предлагалось тренировать упражнени­ями на звукоподражание, данными в разделе дыхательной гимнастики. Проделайте еще несколько упражнений.

 

Упражнение №44

«П е р е п о л о х»

Передайте услышанный вами грачиный крик;

Слушай...

—КРажа!

—КРажа!

—КРажа!

—ГРабят,

— БРАтцы!

Где же стРАжа?

—Что уКРАли?

—Два пеРА,

 

—БезобРАзие!

— С утРА...

—Вы уКРАли?

—Мы не бРАлн.

—БРАли!

—БРАли!

—КРАли!

—КРАли!

—Это я

Грачиный крик

Перевел

На наш язык

(А. Шибаев)

 

Придумывайте упражнения, в которых можно было бы использовать прием звукоподражания или имитации. На­пример, в руках трещотка. Вертите се, и она трещит: рррррр... Чем быстрее вращается кисть руки, тем быстрее трещит трещотка — и Р становится мягким: рьрьрьрьрьрь-рьрьрь!..

Упражнение №45

«Д р о б ь»

Приплясывайте, выбивая дробь, сопровождая движения текстом частушки (почти по А. Прокофьеву):

Дроля, дроля ¹

в круг идет!

Дроля дробно

дробь дает!
Дробь часта.
Дробь густа:
Тра та-тн-та,
Тра-та-та!

 

Речь в движении

 

Надо так развить свое тело и дви­жения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряже­ния ни в теле, ни в голосе...

К. С Станиславский

Задачи тренинга речи в движении многообразны.¹ Глав­ное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение ор­ганизма и неудобное для звучания положение тела. Для это­го надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распро­странение) мускульного напряжения на голосоречевой аппа­рат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликто­вали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голо­дания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.

Вот ряд упражнений на одновременную тренировку зву­чания и движения.

Упражнение №75

«Х в а т а й м я ч»

Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отлич­ное настроение. Всем весело. И вдруг:

 

 

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

 

Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки сту­ла, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автома­тически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процес­сом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроиз­вольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:

— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).

— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).

— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).

— Держи его! (бежите).

— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»).

Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь

синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хва­тай».

Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.

Упражнение №76

«Д о ж д и к»

Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!

— Эй, дождик озорной.

Ты гонишься за мной?

А я скорей в кусты!

Но здесь уже и ты...

А я к забору — прыг!

Но ты и тут настиг...

А я домой, за дверь, Достань меня теперь!

(А. Шибаев)

Упражнение №77

«С к а к а л к а»

Легко прыгаете со скакалкой и говорите текст:

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен.

Льётся ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Рйз-два! Рйэ-два!..

Раз!..

Можно прыгать

целый час!..

 

 

Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произ­носите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выде­ляя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхрон­ности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!

Затем берите другой текст, произносите его уже не скан-
дируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой.
Меняйте темп прыжков и речи.,

Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.

Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном по­ложении шеи (запрокинутой голове) в следующем упраж­нении:

Упражнение №78

«Я б л о ч к о»

Ах, яблочко румяное,

Тебя сейчас достану я,

Висишь вот только высоко —

Сорвать тебя не так легко.

Раз!

Не допрыгнул...

Два!

Опять!..

Нет, должен я тебя сорвать!

Три!

Есть!

 

Ага, в руке моей!..

Попробуем...

Тьфу!

Нет кислей!

Выполняя физические действия (разглядывая яблоко, прыгая за ним, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода мышц фонационных путей остается и при запрокинутой назад го­лове (разглядываете), и при прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

 

Упражнение №79

«З е м л я н и к а»

Эй, присядь скорей,

взгляни-ка!

Что за прелесть — земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта!

И вот та!

Эта, правда, белобока —

Пусть немножко подрастет...

Налилась вот эта соком —

К нам в лукошко попадет.

Стой!

А здесь-то,

посмотри-ка:

Все — одна одной под стать!

Что за прелесть земляника —

Даже жалко обрывать!

 

Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сбо­ре ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слы­шать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Для чего зовете

 

 

подругу? Чтобы об­радовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

 

Упражнение №80

«В о г о р о д е»

 

Ах, какие огурцы!

Право слово — молодцы,

Душистые, зеленые!

Ей-ей! Не зря хваленые!

Какой же мне copвать и съесть?

Вот этот? Тог? Вот этот! Есть

 

В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, доби­ваться благозвучия речи.

Упражнение №81

«Иголка»

Сидите, шьете.

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты?

Нет.

Обидно!

Верно, спряталась

в паркет?

И в паркете

тоже нет.

Да, как видно, мало толку —

Не найти

мою иголку!..

 

 

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищете иглу), следите за свободой звучания.

Наклонили голову. Нагибайтесь все ниже, ниже. Присе­даете. Поворачиваетесь к зрителю спиной... Но зритель дол­жен слышать вас при любом положении. Если звук «летит», значит, сохранена свобода фонационных путей, есть «опора» звука.

Как оправдать активное звучание речи? Допустим, то­ропитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к ново­му платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи — результат активной реакции организма на случив­шийся факт, активной оценки его.

Упражнение № 82

«Волейбол»

Вдвоем играете в волейбол. Сопровождаете игру сле­дующим диалогом:

Первый. Раз — сильнее нет подач!

Второй. Два — отбил удачно мяч!

Первый. Три — уж этот не возьмешь!

Второй. Взят — меня не проведешь!

Первый. Ну-ка, мяч такой отбей!

Второй. На, держи! Мой посильней!

Первый. Молодец — играешь ловко!

Второй. Хоп! Во всем нужна сноровка!

Первый. Режу! («мяч» ударяется в сетку).

Вот ведь неудача:

В сетке мяч!

Твоя подача (бросает «мяч» под сетку).

 

Игру в том же порядке слов начинает теперь второй (ме­няются текстами).

 

В тексте подчеркнуты слова, произнесение которых сов­падает с ударом по «мячу». Слово летит вверх за «мячом» (не по тону, а по направленности звуковой волны в резона­тор).

Не отрывайте от ударного слова всю строку! За ударным словом «летит» и вся строчка. Играя, следите друг за дру-ром, за направлением движения «мяча». Держите темп иг­ры: один темп, когда идет подача (перелет мяча через все поле), иной темп, когда один «режет», а другой берет или блокирует «мяч». Добейтесь синхронности движения и ре­чи. Дыхание ритмично, звук летит, движения свободные, речь звучит как отличная сценическая скороговорка.

Упражнение № 83

«Вальс»

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

Раз-два-тр_и! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья.

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться — одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.

Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,

Значит, владею дыханьем искусно,

Значит, могу быть уверена в нем.

Вальс увлекает, и чувства прекрасны,

Радость кружит все быстрей и быстрей

Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!..

Кончился вальс.

Как дыханье?

 

 

Ритмично.

 

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

 

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно гово­рить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем гово­рите естественно, слитно, в ритме, не забывая сохранять ло­гику мысли, голосовую подвижность... Убыстряя темп дви­жения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит, до­бились «мирного сосуществования» физиологического и ре­чевого дыхания.

Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трех­сложной стопой с ударением на первом слоге).

Упражнение№ 84

«Кто сильнее»

Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку «противника», свободно ли сиди­те? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого «уложит», чья рука коснется стола тыльной стороной ладони.

Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с «про­тивником», надо не зажать голосовой аппарат. Следова­тельно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Сорев­нуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно «рисо­вать» мысль.

Зная, что существует.глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного на­пряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог.

Один говорит:

Напряжен — борюсь с тобой,

Но свободен голос мой.

 

Другой продолжает:

Говоришь свободно?

Что же.

Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить

И свободно говорить.

 

Один говорит чистоговорку, выделяя в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слово.

 

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «Боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая дви­жения определенным текстом), «фехтовании»; «тяните ка­нат», поднимайте «тяжесть», стойте вниз головой на руках, прыгайте со скакалкой и тому подобное, ведя диалог во вре­мя всех этих физических движений.

Во всех упражнениях с движениями, как и в упражне­ниях с междометиями, голос должен уже обладать опреде­ленной подвижностью,

 

гибкостью, точно выражать волевые импульсы и малейшие изгибы чувства. Поэтому параллель­но идет работа над развитием диапазона голоса.

 

 

Развитие диапазона голоса

 

Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диа­пазон, тем больше им можно выразить.

К. С. Станиславский

 

Известно, что понятие «диапазон» включаете себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступ ных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

 

Упражнение№ 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого де­лать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказы­ваю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался — остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое предупреж­дение — «не делай таких вещей никогда»). Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!

Упражнение № 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:

(низкий тон) — Чу-дб-лё-сён-кои-ша-га-ю,

(выше) — вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

(выше) — шаг-на-го-ры,

(еще выше) — шаг-на-ту-чй...

(еще) — А-подъ-ём-всё-вы-шё-кру-чё...

(еще) — Нё-ро-бе-ю, пёть хо-чу,

(самый высокий тон голоса) — пря-мо-к-солн-цу-я-лё-чу!

 

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение №87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

— И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

   

Сначала маленькие мазки (надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки — так же коротко звучат слова:

 

 

 

Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голос поднимается все выше вместе с движе­нием руки (уже от плеча) и опускается ниже.

Упражнение №88

«Авиамоделист»

Кисть руки — это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение № 89

«Этажи»

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

и шестой этаж

и пятый этаж

и четвертый этаж

и третий этаж

и второй этаж

И первый этаж

 

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх — в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

и пятый этаж,

и четвертый этаж

и третий этаж

и второй этаж

и первый этаж

 

Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Тем, кто излишне завышает голос, не умея снизить его, полезны упражнения на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.

Еще органичнее повышается голос, если в работу вклю­чается все тело, когда начинается физическое действие. Ка­ким образом?

Стройте «из кубиков» до<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...