Практическое занятие 1.2. Операции над множествами.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Семестр 1. Практическое занятие 1.1. Множество. Способы задания множеств. Отношения между множествами. Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Приведите примеры множеств, включающих в себя однородные объекты. Например, мебель – это множество, которое включает в себя стул, стол, сервант и пр. 2. Запишите с помощью математических символов следующие предложения: a. 4 натуральное число; b. 2,1 не является целым числом; c. множество В является подмножеством множества О; d. множества К и С равны; 3. Задайте множества А и В другим способом, если А ={1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8}, В = {b, b Î N, b£6}. Изобразите эти множества с помощью кругов Эйлера, каково отношение между этими множествами? 4. Сформулируйте определения понятий «характеристическое свойство множества», «равные множества», «подмножество». 5. Р – множество натуральных чисел, больших 7 и меньших 14. Выясните, какие из чисел 13, 10, 5, 7, 14 ему принадлежат, а какие не принадлежат. Запишите решение, используя математические символы. 6. А – множество решений уравнения . Верно ли, что А – пустое множество? Приведите примеры уравнений, множество решений которых состоит из: a. одного элемента; b. двух элементов; c. трех элементов. 7. Запишите множество букв в слове «математика» и множество цифр в записи числа 515353. 8. Изобразите на координатной прямой множество Х, если: a. b. c. . 9. Задайте двумя способами множество точек координатной прямой (рис. 1)
Задания для самостоятельной работы 1. Запишите множество А, элементами которого являются натуральные числа, меньшие 8, используя символические записи характеристического свойства и перечисления элементов множества. Верно, ли, что: а) 5 А; б) 0 А; в) 8 А?
2. Постройте прямую и отметьте на ней начало отсчета, единичный отрезок, точку А(5) и все точки, расстояние от которых от точки А: равно 2, не более 2. 3. Дано множество С = {213, 45, 324, 732, 136}. Составьте подмножества множества С, состоящие из чисел, которые: a. делятся на 3; b. не делятся на 4; c. не делятся на 5. 4. А – множество натуральных чисел, меньших 20; В, С, Е, Н – подмножества множества А, такие, что В состоит из чисел, кратных 6, С – из чисел, кратных 2, Е – из чисел, кратных 3, Н – из чисел, кратных 2 и 3 одновременно. Перечислите элементы множеств А, В, С, Е, Н и укажите среди них равные множества. 5. Отношения между множествами всех выпуклых четырехугольников, параллелограммов, прямоугольников, ромбов и квадратов изображены на рисунке. Покажите каждое из множеств. 6. Пусть разные строчные буквы обозначают разные предметы. Для каких из следующих пар множеств имеет место отношение А Ì В или В Ì А: a. А={а, b, с, d}, В = {а, с, d}; b. А = {а, b}, В = {а, с, d}; c. А =Æ, В = Æ; d. А =Æ, В = {а, b, с}; 7. Какие из следующих пар множеств связаны между собой отношением включения: a. А = {х÷ хÎN, х > 2}, В = {у÷у Î N, у > 2}; b. А ={х÷ хÎ R, х > 0}, В ={у÷у Î N, у > 0}; c. А ={х÷ хÎ N, х2 > 4}, В ={х÷ хÎN, х2 > 5}; d. А - множество многоугольников с периметром 4, В - множество квадратов с площадью 1? 8. Равны ли следующие множества: А = {2, 4, 6} и В = {6, 4, 2}; А = {1, 2, 3} и В ={I, II, III}; А = {{1, 2} {2, 3}} и В = {2, 3, 1}; Практическое занятие 1.2. Операции над множествами. Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Дайте определения понятиям «объединение множеств», «пересечение множеств». Дайте этим операциям графическую иллюстрацию с помощью кругов Эйлера. 2. Сформулируйте свойства операций объединение и пересечение множеств. Проиллюстрируйте их с помощью кругов Эйлера. 3. Дайте определения понятиям «разность множеств», «дополнение множества». Дайте этим операциям графическую иллюстрацию с помощью кругов Эйлера.
4. Сформулируйте свойства разности множеств. 5. Известно, что . Следует ли из этого, что: ° ° ° 6. Найдите пересечение, объединение, разность ° [1; 5] и [3; 7]; ° А= ; ° ; ° и ; °; Ø.. 7. Известно, что . Следует ли из этого, что: ° ° 8. Найдите разность числового отрезка [1; 5] и числового отрезка [3; 7]. 9. Сформулируйте условия, при которых истинны следующие высказывания: ° ; ° .
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите элементы, принадлежащие пересечению множества букв в слове «математика» и множества букв в слове «грамматика». Из каких элементов состоит объединение данных множеств? 2. Р – множество натуральных делителей числа 18, Н – множество натуральны делителей числа 24. укажите характеристическое свойство элементов пересечения множеств Р и Н и перечислите его элементы. 3. Найдите пересечение и объединение множеств К и М, если К – множество двузначных чисел, М – множество нечетных чисел. Верно ли, что: а) 21 ; б) ; в) ; г) . 4. Найти объединение и пересечение множеств А и В, если и . 5. Три множества Р, Н, М изображены тремя прямоугольниками (рис. 1). Отметьте штриховкой области, изображающие множество Х: а) М Н; б) Р Н; в) (Р Н) (Н М). Рис. 1. 6. В – множество правильных многоугольников, Т – множество прямоугольников. Из каких фигур состоит объединение и пересечение множеств В и Т. Нарисуйте по две фигуры из каждого множества. 7. Даны множества: А ={а, b, с, d, е}, В ={с, d, f, k}, С = {b, с, d, f, m}. Перечислите элементы множеств К=(АÈВ)ÇС и Р =А È ВÇ С. Содержится ли элемент m в множестве К, а элемент f в множестве Р? 8. А – множество чисел, кратных 2, В – множество чисел, кратных 3, С – множество чисел, кратных 5. Укажите характеристическое свойство элементов множества (А В) С и (А В) С. 9. Найдите объединение и пересечение множеств и дайте графическую иллюстрацию при помощи диаграмм Эйлера - Венна, если: а) А = {5, 6, 7, 8, 9, 10}, В = {8, 9, 10, 11}; б) А= {х ÷ х = 5 п, п ÎN}, В= {х ÷ х = 2 п, п ÎN}; г) А={х ÷ х = 2 п, п ÎN}, В= {х ÷ х = 2 п, п ÎN}. 10. Изобразите на числовой прямой и запишите при помощи неравенства объединение и пересечение множеств Р и Q: а) Р = , Q= ; б) Р = , Q = ; в) Р = , Q =
11. Множество А состоит из натуральных чисел от 2 до 10, множество В – из натуральных чисел от 5 до20. Перечислите элементы множеств А \ В и В \ А. 12. Р – множество двузначных чисел, М – множество четных натуральных чисел. изобразите данные множества при помощи кругов Эйлера, отметьте штриховкой разность множеств Р и М и укажите характеристическое свойство элементов, принадлежащей этой разности. Верно ли, что Р \ М содержит числа 21; 17? 13. Дано множество . Запишите два подмножества множества Х и дополнение этих подмножеств до множества Х. 14. Сформулируйте характеристическое свойство элементов дополнения множества Р до множества треугольников, если: а) Р – множество остроугольных треугольников; б) Р – множество равносторонних треугольников. 15. Найдите дополнение множества У до множества Х, если: a) Х – множество точек прямой АВ; b) множество точек отрезка АВ; c) Х – множество точек квадрата, У – множество точек круга, вписанного в этот квадрат. 16. Найдите дополнение: d) множества четных натуральных чисел до множества N; e) множества отрицательных чисел до множества Z; f) множества целых чисел до множества Q. 2. Отметьте на координатной прямой множество А и укажите характеристическое свойство элементов его дополнения до множества R, если: а) ; б) ; в) . 3. Множества А, В и С таковы, что Ø. Изобразите их при помощи кругов Эйлера и отметьте штриховкой области, представляющие множества (А \ В) С, А \ В С, А (В \ С), А В \ С. Для каждого случая сделайте отдельный чертеж. 4. А – множество прямоугольников, В – множество правильных многоугольников, С – множество треугольников. постройте круги Эйлера для данных множеств и отметьте штриховкой области, изображающие множества: а) А В С; б) В С; в) (А В)' С. 5. Постройте три круга, изображающие три попарно пересекающихся множества А, В и С, и выделите штриховкой области, представляющие множества: а) АÈВ\С, б) А\СÈВ\С; в) А\(ВÈС).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|