Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ




Л.Д. АЛФЁРОВА

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ:

ДИКЦИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЕ

Пособие для самостоятельной работы

 

 

ОТ АВТОРА

 

Десятки юношей и девушек ежегодно приходят в «Абитуриент-класс» Санкт-Петербургской академии театрального искусства. На занятиях по сценической речи они с удивлением узнают, что их голоса, дикция, произношение далеки от совершенства. Первый шок сменяется тревожными вопросами: а возьмут ли на актерский курс с дикционными дефектами? А как исправить речевые недостатки? А где взять литературу по исправлению говоров? Можно ли улучшить речь, занимаясь самостоятельно?

Данное пособие является в какой-то мере ответом на некоторые из этих вопросов. Пособие состоит из двух частей.

Часть I – Дикционный тренинг.

Часть II – Исправление говоров.

Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи.

Методические рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении.

При написании данного пособия автор опирался на многолетний теоретический и практический опыт педагогов кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства, и особенно на богатейший педагогический опыт своего Учителя – профессора, Заслуженного деятеля искусств России Александра Николаевича Куницына.

Глубокую признательность автор выражает профессору кафедры сценической речи Н.А. Латышевой за ценные предложения и замечания, сделанные ею в процессе подготовки пособия.

 

 


ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

 

«Дикция – вежливость актера», – произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.

Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих – ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки.

Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи.

Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно.

Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:

1.Недостатки языка:

а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию;

б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д.

2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов:

а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей);

б) большие расщелины между зубами.

3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).

4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, – эти недостатки затрудняют четкое произношение.

Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха – тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха – также приводят к косноязычию.

Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга.

Дикционный тренинг поможет решить другие задачи – исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения.

 

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ

(Функциональные нарушения произношения)

 

Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения.

С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции?

Во-первых, это вялая артикуляция, т.е. недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти;

во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость;

в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани – кёт кач кани, вместо слушай – сушай, вместо шар – ша и т.п.;

в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко – мовоко;

в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании.

Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна.

«Гласные – река, согласные – берега», – писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных – основная задача в работе над дикцией.

 

 

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 

Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие – без голоса.

 

Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р

Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ

 

Согласные звуки могут быть соотнесены по твердости – мягкости: б–б', в–в', г–г' , д–д' , ж–ж' , з–з' , к–к', л–л', м–м', н–н', п–п', р–р', с–с', т–т', ф–ф', х–х', ш–ш'. (В логопедической литературе мягкость согласного звука обозначается апострофом ( ' ) – надстрочным знаком в виде запятой.)

 

Звуки ц, ч, щ – парного варианта не имеют.

 

Звук Ц всегда произносится твердо:

 

Цирк – ц(ы)рк, Цезарь – Ц(э)зарь

 

Звуки Ч и Щ всегда звучат мягко: чай – ч(я)й, пощада – пощ(я)да.

 

По тому, как согласные звуки воспринимаются на слух, их делят на следующие группы:

 

Звуки Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие

Звуки С, З, Ц – свистящие

Звуки Л, М, Н, Р – сонорные (звучные)

 

По месту образования остальные согласные можно определить так:

 

Звуки П – Б – губные

Звуки В – Ф – губно-зубные

Звуки К, Г, X – заднеязычные

Звуки Т, Д – переднеязычные

 

В соответствии с характером дефекта произношения согласных звуков в логопедии выделяются следующие виды функциональных нарушений:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающий звук С) – недостатки произношения свистящих с – с', з – з', ц и шипящих (шипящий сигматизм) ш, ж, ч, щ звуков. Это один из самых распространенных видов нарушения произношения.

2. Ротацизм (картавость) – недостатки произношения звуков р и р' .

3. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л'

4. Дефекты смягчения согласных Т' и Д':

тсякание – звука Т'

дзяканье – звука Д'.

Эти функциональные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений дикционного тренинга.

 

 

СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ

 

Вам предлагается дикционный тренинг, в который входят следующие части:

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата).

2. Правила произнесения согласных звуков (артикуляционный уклад или положение языка, губ и челюстей во время произнесения того или иного звука).

3. Исправление «больных» звуков (с чего начинать работу по исправлению своего недостатка и как закреплять правильные навыки произнесения).

4. Усложненный дикционный тренинг для совершенствования речи (таблицы усложненных звукосочетаний и скороговорки для увеличения темпа речи при сохранении внятности и разборчивости).

 

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.