Словесное ударение и его роль в организации ритмических структур
Русское ударение является сильноцентрализующим, оформляющим ритмическую структуру слова в единое целое. Ударение задает систему позиций варьирования фонем в рамках слова.
Произношение гласных А и О в односложных словах
В односложных словах гласный звук всегда находится под ударением. В односложных словах гласные а и о звучат полноценно, в соответствии с написанием. Ударный гласный в русском языке всегда долгий.
Примеры:
Мгл а, т а м, м а рт, шк а ф, стр а сть. Ст о л, сп о рт, х о лст, взл о м, вск о льзь.
Рекомендации: Отрабатывая произношение односложных слов, обратите внимание на хорошее раскрытие рта при произнесении гласных. При произнесении а нижняя челюсть свободно опускается. А звучит ясно, полно, долго. Не «съедайте» звук, чтобы вместо а не звучал укороченный звук, напоминающий ы. Например, м ы рт вместо м а рт. При произнесении о следите за правильной артикуляцией губ, которые должны быть округлены.
Произношение А и О в двусложных словах
В двусложных словах гласные а и о в безударной позиции редуцируются, т.е. изменяются по количеству и качеству звучания, и имеют два варианта ритмики. 1) Если двусложные слова имеют ритмическую структуру, в которой безударный слог является предударным (его можно обозначить какٮ), а ударный слог будет стоять вторым (его можно обозначить как), то ритмика двусложных слов будет выглядеть следующим образом: Предударные а и о произносятся с энергией более слабой, чем в ударном слоге, и звучат, как короткий звук а, обозначающийся в транскрипции как _.
ИСПРАВЛЕНИЕ ГОВОРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ А И О
Первая схема двусложной структуры слова
Обозначим первую схему двусложной ритмической структуры слова: ^ / ٮ ٮ предударн. ударный слог слог
^ / ^ / ^ / ^ / ботва бобыль баран мажор богач вовек фазан сапог зола косой карат барон ловкач ловить таран ладонь молва родник салат катар
Рекомендации: При отработке данной ритмической схемы полезно отхлопать ритм, выделяя более сильным и долгим ударом второй слог, одновременно проговаривая про себя та- та . Несмотря на более сильный ударный слог, отрабатывая а и о в предударной позиции, необходимо безбоязненно открывать рот на гласный а, чтобы звук был коротким, но ясным. Именно в предударном слоге чаще всего слышатся говорные отклонения. Например, слово ботва произносится как бытва вместо батва, а в некоторых говорах в двусложных словах (например, сала т, бара н) гласный а произносится с той же долготой, что и в ударном слоге, и слова звучат двуударно и равнодолготно: са ла т, бара н одинаково недопустимы, т.к. нарушают ритмическую структуру двусложных слов, в которых предударный слог должен быть короче и слабее, а ударный сильнее по энергии и дольше по времени произнесения примерно в 2 раза. 2) если двусложные слова имеют ритмическую структуру, в которой первый слог является ударным, а второй безударным, то эту ритмическую структуру можно выразить следующим образом: ^ / ٮ ٮ
Это вторая ритмическая схема двусложной структуры слова. Гласные а и о в заударных слогах произносятся, как особенный беглый звук, средний между А и Ы. В транскрипции он обозначается как Ъ (ер). Уловить этот звук сложно, но можно и нужно. Для этого надо произносить звуки у... а... у... а..., остановить язык на полпути от у к а – произнести гласный, это и будет [ ъ ]
Произнесение Ъ различается в заударных слогах в зависимости от того, закрытый это или открытый заударный слог. В заударных закрытых слогах Ъ (ер) произносится как средний между А и Ы. В заударных открытых слогах Ъ будет произноситься как средний между Ы и А, т.е. Ъ больше будет стремиться к А, чем к Ы. В транскрипции это можно обозначить как Ъ.
Вторая схема двусложной структуры слова: / ъа / ъ ٮ ٮ ٮ ٮ ударн. заударн. откр. ударн. заударн. слог слог слог слог
/ ъа / ъа / ъ / ъ баба косо сахар ворох вата просо запах сорок слава ловко компас скорость карта просто возраст волость чаша живо возглас заводь
Рекомендации: При отработке а и о в заударном открытом слоге следить, чтобы заударные гласные были короткими, но озвученными, т.к. часто они так ослаблены в произношении, что почти не слышны. При отработке а и о в заударном закрытом слоге следить за правильной редукцией, т.к. чаще всего а звучит неизмененным, а не средним между А и Ы, гласный о в заударном слоге звучит в говорной речи как а. Например, сор а к, гол а с, а не сор Ъ к, гол Ъ с. Для лучшего усвоения краткости заударных рекомендуется отхлопать ритм слов: та -та, та -та и затем произносить слова с одновременным отбиванием ритма. Произношение гласных А и О в трехсложных словах Произношение А и О в трехсложных словах зависит от положения безударных слогов относительно ударного слога.
Ритмика трехсложных слов имеет следующие варианты: первый – два безударных, один ударный слоги; второй – безударный, ударный, безударный слоги; третий – ударный, два безударных слога.
В первом варианте ритмической структуры в предударном слоге гласные а и о произносятся как короткий звук а, обозначаемый в транскрипции ^. В предпредударном слоге гласные а и о произносятся как беглый средний звук между А и Ы, обозначаемый как Ъ.
Первая схема трехсложной структуры: ъ ^ / ٮ ٮ ٮ предпредударн. предударн. ударн. слог слог слог
ъ ^ / ъ ^ / барабан колобок шарабан водород таракан молоток магазин молодёжь сахарин молоко
карандаш толокно карабин хорошо батальон водород матадор хоровик Рекомендации: При отработке этой схемы следует отбить хлопками ритм слов и почувствовать, как усиливается энергия и удлиняется время хлопка при приближении к ударному слогу: та-та- та . Затем произносить слова по этой ритмической схеме, избегая ритмического стяжения предпредударного слога. Например: бр а бан вместо б Ъ рабан. Часто укорачивается и предударный слог. Вместо к Ъ лабок он звучит как к Ъ лЪбок (кылыбок). Эти искажения необходимо устранить через усвоение правильной ритмики. Во втором варианте ритмической структуры предударные а и о будут звучать как короткий ^, а заударный как Ъ.
Вторая схема трехсложной структуры: ^ / ъ ٮ ٮ ٮ предударн. ударн. заударн. слог слог слог
^ / ъа ^ / ъа баранка корова калоша колонка мамаша пороша папаша воронка растяпа дорога раззява коробка параша болванка
Рекомендации: При отработке данной ритмической схемы отбить ритм хлопками, мысленно произнося та- та -та, почувствовать, что самый короткий слог в этой ритмической схеме – третий, заударный. Необходимо следить за тем, чтобы он произносился бегло, но озвученно, и не снимался с дыхания и голоса. В предударном слоге обязательно открывать рот на короткий звук а.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|