Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ РИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР




 

Русское ударение является сильноцентрализующим, оформляющим ритмическую структуру слова в единое целое. Ударение задает систему позиций варьирования фонем в рамках слова.

 

 

Произношение гласных А и О в односложных словах

 

В односложных словах гласный звук всегда находится под ударением. В односложных словах гласные а и о звучат полноценно, в соответствии с написанием. Ударный гласный в русском языке всегда долгий.

 

Примеры:

 

Мгла, там, март, шкаф, страсть.

Стол, спорт, холст, взлом, вскользь.

 

Рекомендации:

Отрабатывая произношение односложных слов, обратите внимание на хорошее раскрытие рта при произнесении гласных. При произнесении а нижняя челюсть свободно опускается. А звучит ясно, полно, долго. Не «съедайте» звук, чтобы вместо а не звучал укороченный звук, напоминающий ы. Например, мырт вместо март.

При произнесении о следите за правильной артикуляцией губ, которые должны быть округлены.

 

 

Произношение А и О в двусложных словах

 

В двусложных словах гласные а и о в безударной позиции редуцируются, т.е. изменяются по количеству и качеству звучания, и имеют два варианта ритмики.

1) Если двусложные слова имеют ритмическую структуру, в которой безударный слог является предударным (его можно обозначить какٮ ), а ударный слог будет стоять вторым (его можно обозначить как ), то ритмика двусложных слов будет выглядеть следующим образом:

Предударные а и о произносятся с энергией более слабой, чем в ударном слоге, и звучат, как короткий звук а, обозначающийся в транскрипции как _.

 

 

ИСПРАВЛЕНИЕ ГОВОРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ А И О

 

Первая схема двусложной структуры слова

 

Обозначим первую схему двусложной ритмической структуры слова:

^ /

ٮ ٮ

предударн. ударный

слог слог

 

^ / ^ / ^ / ^ /

ботва бобыль баран мажор

богач вовек фазан сапог

зола косой карат барон

ловкач ловить таран ладонь

молва родник салат катар

 

Рекомендации:

При отработке данной ритмической схемы полезно отхлопать ритм, выделяя более сильным и долгим ударом второй слог, одновременно проговаривая про себя та-та.

Несмотря на более сильный ударный слог, отрабатывая а и о в предударной позиции, необходимо безбоязненно открывать рот на гласный а, чтобы звук был коротким, но ясным. Именно в предударном слоге чаще всего слышатся говорные отклонения. Например, слово ботва произносится как бытва вместо батва, а в некоторых говорах в двусложных словах (например, салат, баран) гласный а произносится с той же долготой, что и в ударном слоге, и слова звучат двуударно и равнодолготно: салат, баран одинаково недопустимы, т.к. нарушают ритмическую структуру двусложных слов, в которых предударный слог должен быть короче и слабее, а ударный сильнее по энергии и дольше по времени произнесения примерно в 2 раза.

2) если двусложные слова имеют ритмическую структуру, в которой первый слог является ударным, а второй безударным, то эту ритмическую структуру можно выразить следующим образом:

^ /

ٮ ٮ

 

Это вторая ритмическая схема двусложной структуры слова.

Гласные а и о в заударных слогах произносятся, как особенный беглый звук, средний между А и Ы. В транскрипции он обозначается как Ъ (ер).

Уловить этот звук сложно, но можно и нужно. Для этого надо произносить звуки у... а... у... а..., остановить язык на полпути от у к а – произнести гласный, это и будет [ ъ ]

Произнесение Ъ различается в заударных слогах в зависимости от того, закрытый это или открытый заударный слог.

В заударных закрытых слогах Ъ (ер) произносится как средний между А и Ы. В заударных открытых слогах Ъ будет произноситься как средний между Ы и А, т.е. Ъ больше будет стремиться к А, чем к Ы. В транскрипции это можно обозначить как Ъ.

 

Вторая схема двусложной структуры слова:

/ъа /ъ

ٮ ٮ ٮ ٮ

ударн. заударн. откр. ударн. заударн.

слог слог слог слог

 

/ъа /ъа/ъ/ъ

баба косо сахар ворох

вата просо запах сорок

слава ловко компас скорость

карта просто возраст волость

чаша живо возглас заводь

 

Рекомендации:

При отработке а и о в заударном открытом слоге следить, чтобы заударные гласные были короткими, но озвученными, т.к. часто они так ослаблены в произношении, что почти не слышны.

При отработке а и о в заударном закрытом слоге следить за правильной редукцией, т.к. чаще всего а звучит неизмененным, а не средним между А и Ы, гласный о в заударном слоге звучит в говорной речи как а. Например, сорак, голас, а не сорЪк, голЪс. Для лучшего усвоения краткости заударных рекомендуется отхлопать ритм слов: та-та, та-та и затем произносить слова с одновременным отбиванием ритма.

Произношение гласных А и О в трехсложных словах Произношение А и О в трехсложных словах зависит от положения безударных слогов относительно ударного слога.

 

Ритмика трехсложных слов имеет следующие варианты:

первый – два безударных, один ударный слоги;

второй – безударный, ударный, безударный слоги;

третий – ударный, два безударных слога.

 

В первом варианте ритмической структуры в предударном слоге гласные а и о произносятся как короткий звук а, обозначаемый в транскрипции ^.

В предпредударном слоге гласные а и о произносятся как беглый средний звук между А и Ы, обозначаемый как Ъ.

 

Первая схема трехсложной структуры:

ъ ^ /

ٮ ٮ ٮ

предпредударн. предударн. ударн.

слог слог слог

 

ъ ^ /ъ ^ /

барабан колобок

шарабан водород

таракан молоток

магазин молодёжь

сахарин молоко

карандаш толокно

карабин хорошо

батальон водород

матадор хоровик

Рекомендации:

При отработке этой схемы следует отбить хлопками ритм слов и почувствовать, как усиливается энергия и удлиняется время хлопка при приближении к ударному слогу: та-та-та.

Затем произносить слова по этой ритмической схеме, избегая ритмического стяжения предпредударного слога.

Например: брабан вместо бЪрабан. Часто укорачивается и предударный слог. Вместо кЪлабок он звучит как кЪлЪбок (кылыбок). Эти искажения необходимо устранить через усвоение правильной ритмики.

Во втором варианте ритмической структуры предударные а и о будут звучать как короткий ^, а заударный как Ъ.

 

Вторая схема трехсложной структуры:

^ / ъ

ٮ ٮ ٮ

предударн. ударн. заударн.

слог слог слог

 

^ /ъа ^ /ъа

баранка корова

калоша колонка

мамаша пороша

папаша воронка

растяпа дорога

раззява коробка

параша болванка

 

Рекомендации: При отработке данной ритмической схемы отбить ритм хлопками, мысленно произнося та-та-та, почувствовать, что самый короткий слог в этой ритмической схеме – третий, заударный. Необходимо следить за тем, чтобы он произносился бегло, но озвученно, и не снимался с дыхания и голоса. В предударном слоге обязательно открывать рот на короткий звук а.

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.