Объем дисциплины и виды учебной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
У П Р А В Л Е Н И Я И Э К О Н О М И К И
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________Е.С. Ивлева
«____» _____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ
Для направления(й) подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки «Психология управления» и
«Психология консультирования»
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Санкт-Петербург - 2011
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ (профиль "Психология консультирования") и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, утвержденным ректором СПБУУЭ «01» марта 2011г.
Обсуждено:
на заседании кафедры психологии
«07» июня 2011 г., протокол № 10
Зав. кафедрой _________________ / В.В. Белов /
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета социального управления
«20» июня 2011г., протокол № 9
Председатель
методического совета _________________ / А.Г.Абызов /
СОГЛАСОВАНО
Зам проректора
по вузовскому образованию
Смешко О.Г. /____________/
Начальник методического отдела
Новик Е.В. /____________/
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Нейрофамакология» является освоение системы знаний о биохимических закономерностях функционирования нервной системы человека, современных лекарственных препаратах нейропсихотропного действия, фармакологических и психологических аспектах их практического применения и формирования на этой основе способности и готовности студента к использованию системы категорий и методов психологии, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной деятельности психолога.
Задачи обучения по дисциплине:
· формирование представлений о направленности действия лекарственных средств;
· формирование системы знаний о лекарственных средствах действующих на периферическую нервную систему;
· формирование системы знаний о лекарственных средствах действующих на центральную нервную систему;
· развитие у студентов умение диагностировать патологические расстройства нервной системы;
· формирование умения пользоваться классификацией психотропных средств, необходимых психотерапии.
Место курса в системе ООП
Дисциплина «Нейрофармакология» входит в математический и естественно-научный цикл, вариативная часть.
Нейрофармакология является фундаментом, базой для дисциплин "Введение в клиническую психологию", «Основы патопсихологии», «Основы нейропсихологии».
Изучение дисциплины «Нейрофармакология» непосредственно базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология».
Знания курса «Нейрофармакология» позволяет психологам профессионально участвовать в психокоррекционной и психотерапевтической работе, в реабилитации и социальной адаптации пациентов различного профиля, а также квалифицированно проводить психогигиенические и психопрофилактические мероприятия.
Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Нейрофармакология» достигается ее содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также дидактических приемов и средств.
Курс «Нейрофармаклогия» включает лекционную часть, практическую часть и самостоятельную работу.
Курс «Нейрофармакология» опирается на знания, полученные из курсов Анатомия ЦНС, Нейрофизиология.
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурной компетенцией (ОК):
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОК-2
| пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
|
Студенты должны:
Компоненты компетенции
| Содержание компетенции по компонентам
|
знать
| анатомические и физиологические особенности живых систем, строение живой клетки
|
понятие рефлекса как ответной реакции организма на воздействие среды
|
основы эмбрионального развития живых организмов
|
принципы наследования и изменчивости живых систем
|
основы эволюционной теории живой природы
|
уметь
| Использовать основные биологические основы жизнедеятельности человека и животных для анализа поведения,
|
логически верно, аргументировано и ясно излагать знания по зоологии, анатомии, физиологии и общей биологии
|
владеть
| базовой научной терминологией по зоологии, анатомии, физиологии и общей биологии
|
методами систематизации данных
|
навыками публичного выступления, составления схем и рисунков
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК, ОКВ) (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОКВ-1
| Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
|
ОК-4.
| Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Компоненты компетенции
| Содержание компетенции по компонентам
| Код компетенции
|
Знать
| предмет, цели, задачи и методы психофармакологии, историю психофармакологии;
основы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов;
механизмы действия и лечебные эффекты психотропных препаратов;
основные виды отрицательного действия лекарственных веществ на организм;
| ОКВ-1
|
современную классификацию психотропных препаратов;
основные показания к клиническому применению психотропных лекарств;
психологические методы оценки динамики психотерапии
| ОК-4
|
Уметь
| Примененять психофармакотерапевтические средста для психокоррекции состояния человека
| ОКВ-1
|
Анализировать и применять средства терапии для коррекции патологических состояни
| ОК-4
|
Владеть
| принципами, показаниями и возможностями современной психофармакологии, способами сочетания психологических методов и психофармакотерапии при регуляции поведения здорового и больного человека
| ОКВ-1
|
Основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов при использовании психотерапевтических средств
| ОК-4
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
| 24/0,7
|
|
|
| 24/0,7
|
В том числе:
| -
| -
|
|
|
|
Лекции
| 16/0,4
|
|
|
| 16/0,4
|
Практические занятия (ПЗ)
| 2/0,1
|
|
|
| 2/0,1
|
Семинары (С)
| 6/0,2
|
|
|
| 6/0,2
|
Самостоятельная работа (всего)
| 48/1,3
|
|
|
| 48/1,4
|
В том числе:
| -
| -
|
|
| -
|
Реферат
| 10/0,3
|
|
|
| 10/0,3
|
Моделирование процессов головного мозга
| 4/0,1
|
|
|
| 4/0,1
|
Конспекты первоисточников
| 10/0,3
|
|
|
| 10/0,3
|
Зачет
| +
|
|
|
| +
|
Общая трудоемкость: часы
Зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание модулей и тем дисциплины
№ п/п
| Наименование модуля / темы дисциплины
| Содержание модуля / темы
|
Модуль 1. Механизмы действия лекарственных средств
|
1.
| Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств.
| Предмет и место нейрофармакологии в системе научных знаний. Этапы развития нейрофармакологии. Основные понятия в нейро- и психофармакологии. Основы фармакокинетики, фармакодинамики и фармакогенетики лекарственных средств..Фармакокинетика. Фармакодинамика. Действие лекарственных веществ на органном и системном уровне. Побочные действия лекарственных средств. Принципы дозирования лекарственных веществ. Фармакогенетика. Значение концепции нейромедиации для развития современной физиологии и нейрофармакологии. Медиаторные системы головного мозга как мишень воздействия нейро- и психофармакологических средств. Нейромедиаторные системы.
|
| Лекарственные средства периферического действия
| Местные анестетики. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства. Раздражающие средства. Холинореактивные средства. Холиномиметики. Медиатор ацетилхолин. М-, Н - холиномиметики. Антихолинэстеразные средства. М - холиномиметики. Н - холиномиметики. М, Н - холинолитики. Н - холинолитики. Ганглиоблокаторы. Миорелаксанты.. Адреналин. Подтипы Адренорецепторов. Адреномиметики. Альфа - и бета-адреномиметики. Симпатомиметики. Альфа - и бета-адреноблокаторы. Симпатолитики.
|
Модуль 2. Основы психофармакологии
|
| Лекарственные средства, активирующие ЦНС.
| Классификация антидепрессантов. Особенности и механизм действия ингибиторов МАО и ингибиторов обратного захвата моноаминов. Антидепрессанты с седативным, стимулирующим и сбалансированным действием. Побочные действия антидепрессантов Тимостабилизирующие средства (нормотимики). Использование солей лития для лечения маниакальных состояний. Психомоторные стимуляторы Непрямые дофаминомиметики (фенамин, центедрин, пемолин). Особенности и механизм действия кофеина. Общетонизирующие средства и адаптогены. Алкалоиды группы стрихнина. Препараты растений с общетонизирующим действием (лимонник, левзея, заманиха, аралия). Препараты растений с адаптогенным действием (женьшень, родиола, элеутерококк). Ноотропные средства.
|
| Лекарственные средства, угнетающие ЦНС
| Психолептики, транквилизаторы, нейролептики, антиконвульсанты. психодизлептики. седативно-снотворные средства. Нейролептики как класс психотропных средств, обладающих способностью купировать психомоторное возбуждение различного генеза и ослаблять расстройства восприятия, мышления и социального поведения при психозах больных психическими заболеваниями. Седативный (нейролептический) эффект нейролептиков Антипсихотический эффект нейролептиков. Производные фенотиазина: Производные бутирофенона: Атипичные нейролептики. Показания к применению нейролептиков. Выбор нейролептиков при различных психических и невротических синдромах и состояниях. Экстрапирамидные расстройства. Транквилизаторы (анксиолитики) — вещества, избирательно устраняющие эмоциональную неустойчивость, напряженность, тревогу, страх при невротических нарушениях. Производные бензодиазепина. Условное подразделение транквилизаторов на «сильные» и «дневные». Сильные транквилизаторы обладают наиболее выраженным противотревожным и общеседативным действием, значительной широтой терапевтического действии.. Дневные транквилизаторы. Седативные средства
|
| Основные понятия психофамакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств
| Понятия психофармакотерапии. Основные принципы психофармакотерапии. Соотношение психофармакологических и психотерапевтических методов лечения. Понятие наркогенов, наркотических веществ, наркотической интоксикации. Клиника и лечение наркоманий Лечение абстинентного синдрома. Психофармакотерапия поведения. Общие сведения о нежелательных (побочных) явлениях при лечении психотропными препаратами. Осложнения при применении нейролептиков.Осложнения при применении транквилизаторов.Осложнения при применении антидепрессантов. Осложнения при применении препаратов лития. Осложнения при применении психистимуляторов. Осложнения при применении ноотропов. Психологические методы для оценки психического состояния при психофармакотерапии
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: