Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Актуальность изучения дисциплины «Нейрофармакология» определяется значимостью изучения нейрохимических механизмов мозга для организации сложных психологических явлений, сформулированных И.П. Павловым, С.В. Аничковым. В основе этого принципа лежит положение о том, что любой психический процесс имеет рефлекторную природу и может объясняться исходя из химических и электрических процессов в конкретной структуре головного мозга. Целенапрвленная коррекция функций нервной системы может производиться с помощью введения различных нейротропных средств. Курс «Нейрофармакологии» ориентирован на то, чтобы показать связь между химческой структурой препарата и функцией, в том числе и высшими функциями мозга, такими как мышление, память, эмоции и т. д. Изучение основ нейрофармакологии проводится с точки зрения филогенеза и онтогенеза и описания различных уровней нервной системы. Методологическая основа преподавания «Нейрофармакологии» - научность (объективность) и раскрытие принципа нервизма И.П. Павлова. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с механизмом действия лекарственных средств. На конкретном материале по схемам студенты изучают функции химической передачи сигналов в ЦНС, современные представления о медиаторных системах головного мозга, моноаминов, ацетилхолина, глутамата, ГАМК-ергической системы мозга, нейропептидов головного мозга. Далее студенты изучают классификацию нейротропных средств: адренергических средств периферического действия, холинергических средств, психофармакологических средств. Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: единство химической структуры лекарственного средства и его действия на нервную систему.
При описании отдельной медиаторной системы мозга важно выделить ее основные элементы. После их описания и характеристики проследить эволюцию и онтогенез исследуемой медиаторной системы. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на действие лекарственных средств на сенсорные, центральные и двигательные звенья обеспечения той или иной функции нервной системы. Изложение принятых в международной номенклатуре терминов, обозначающих лекарственные средства, должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением и демонстрацией наглядного нейрофамакологического материала с использованием мультимедиа. На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине.
Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Нейрофармакология». В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами. Выбор методов и форм обучения может определяться: · общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; · особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; · целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; · временем, отведенным на изучение того или иного материала; · уровнем подготовленности слушателей; · уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; · уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя. Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Нейрофизиология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Нейрофармакология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Нейрофармакология» определяется необходимостью пространственного определения расположения структур мозга относительно осей и плоскостей, которые подробно объясняются преподавателем в начале курса. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматривается вопросы взаимном расположении отделов головного и спинного мозга, восходящих и нисходящих путей, соединяющих различны е уровни центральной нервной системы. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения анатомии ЦНС: · семинар; · проблемный семинар. В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как: · диспут по проблемным темам, например: антипсихотическое действие нейротропных средств. · выполнение творческой работы, например: анализ ситуации; · посещение научно-исследовательского центра по изучению головного мозга, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата); · посещение музея И.П. Павлова (или другого музея), сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).
План практического занятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|