Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список текстов для конспектирования




  1. Статья Л.С.Выготского «И.Бунин. Легкое дыхание».
  2. Статьи В.Г. Белинского о детской литературе.
  3. Глава 6 «Заповеди для детских поэтов» из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»

Презентация

Требования к презентации

Содержание презентации четко структурировано, логично, содержит ясно выраженные мысли, идеи, не перегружено материалом. Презентация включает не менее 15 слайдов. Последний слайд содержит список использованных источников. Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Фон (оформление выдержано в едином стиле, не противоречит содержанию и не мешает его восприятию, использовано не более трех цветов, фон и текст должны быть контрастными и текст легко читаться). Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Текст (презентация включает минимум текста: только названия, надписи, ключевые фразы, цитаты, избыток текста вызывает потерю аудитории к презентации; отсутствуют опечатки и грамматические ошибки; заголовки выполнены в едином стиле). Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Шрифт (цвет, размер, характер шрифта, выделение цветом ключевых слов способствую лучшему восприятию материала). Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Графика (иллюстрации, диаграммы, графики соответствуют содержанию их использование оправдано все изображения имеют название, подписи; используются четкие изображения хорошего качества; диаграммы должны быть яркими, простыми, понятными и убедительными, не требующими долгого рассматривания и осмысления; слайды не перенасыщены графическим, изобразительным материалом). Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Анимация (минимальна, продумана, не отвлекает от восприятия материала презентации, должна легко управляться). Шкала оценки - от 1 до 5 баллов.

Критерии оценки презентации

Каждый элемент презентации (содержание, фон, техническое качество текста, шрифт, графика, анимация) оцениваются по 5-балльной системе.

 

Отметка Процент верных ответов
Отлично Свыше 86 %
Хорошо 61 – 85 %
Удовлетворительно 50 – 60 %
Неудовлетворительно менее 50 %

Темы презентаций

В качестве темы предлагается творчество одного из авторов детских произведений 20-21 вв.: В.В. Маяковский, С.Я. Маршак. А.Л. Барто. Поэты группы ОБЭРИУ, Ю.К. Олеша. А.П. Гайдар. С.Г. Писахов. Б.В. Шергин. П.П. Бажов, Саша Черный, Г. Остер, В. Голявкин и др. авторы – по выбору студента..

Коллоквиум

Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися по изученным ранее темам.

Критерии оценки.

Оценка «5»

- наблюдается глубокое и прочное усвоение программного материала;

- даются полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

- студент свободно справляется с поставленными задачами;

- студент принимает правильно обоснованные решения.

Оценка «4»

- демонстрируется хорошее знание программного материала;

- грамотное изложение, без существенных неточностей в ответе на вопрос;

- правильное применение теоретических знаний.

Оценка «3»

- наблюдается усвоение основного материала;

- при ответе допускаются неточности;

- при ответе присутствуют недостаточно правильные формулировки;

- нарушение последовательности в изложении программного материала.

Оценка «2»

- не знание программного материала;

- при ответе возникают ошибки.

Тема 1

Проблема интерпретации эпического произведения. Различные коды прочтения текста - исторический, религиозно-мифологический, эстетический, культурологический и т.д. - на примере повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Тема 2

Современная детская литература и её читатели (авторы и произведения по выбору студента).

Тема 3

Сетевая детская литература как новая форма бытования детской литературы.

Устный опрос

Критерии оценки:

 

Баллы Критерии оценки
«отлично» Ответ студента содержателен, логичен, последователен, материал излагается с исчерпывающей полнотой, материал хорошо структурирован и в нем выделены главные опорные положения. Студент владеет профессиональной терминологией, ориентируется в истории вопроса.
«хорошо» Ответ студента содержателен, в целом логичен и последователен, хотя не отличается полнотой и имеются отдельные неточности в изложении материала и недочеты в структуре ответа. Речь студента вполне профессиональна и в ней отсутствуют разговорно-бытовые элементы, приводящие к профанированию темы.
«удовлетворительно» Студент в целом имеет представление о сути вопроса, достаточно полно излагает материал (особенно с помощью наводящих вопросов), но в то же время имеются существенные пробелы в знаниях, недостаточно осмысленно и адекватно используется терминология.
«неудовлетворительно» Ответ студента содержит фрагментарные сведения по теме вопроса, не выделены главные положения, логика изложения материала нарушена. Специальная терминология не усвоена.

Темы для устного опроса

1. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, гедонистическая, эстетическая, воспитательная, познавательная.

2. Фольклор и детская литература. Малые фольклорные жанры в произведениях для детей. Детский фольклор.

3. Малые фольклорные жанры в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

4. Литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Стихотворные сказки В. Жуковского, П. Ершова.

5. Стихотворные сказки А. Пушкина.

6. Миф в детском чтении. Миф языческий (славянский), античный. Миф христианский. Цели пересказа.

7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении. Эпос. Былина и песня.

8. Летописные сказания, агиографический жанр в детском чтении.

9. Отечественная история в рассказах Ишимовой.

Тестирование

Методические указания. Тесты для текущего контроля выполняются в письменном виде с ограничением времени: по одной минуте на задание.

Критерии оценивания. Уровень выполнения текущих тестовых заданий оценивается в баллах, которые затем переводятся в оценку. Баллы выставляются следующим образом: правильное выполнение задания, где надо выбрать один верный ответ – 1 балл.

 

Отметка Процент верных ответов
Отлично Свыше 86 %
Хорошо 61 – 85 %
Удовлетворительно 50 – 60 %
Неудовлетворительно менее 50 %

Тестовые задания:

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА С ОСНОВАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ»

«РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Древнейший древнерусский текст «Поучение» написал:

а) Владимир Мономах

б) князь Игорь

в) княгиня Ольга

г) никто не написал

Жанр «Сказания о Борисе и Глебе»:

а) поэма

б) житие

в) сказка

Для древнерусского житийного жанра характерны:

а) каноничность

б) свобода авторского самовыражения

в) полет фантазии

«Домострой» - памятник русской наставнической литературы:

а) XVI века

б) XVII века

в) XVIII века

«Азбука» Ивана Федорова (1574) включала разделы:

а) алфавит, сведения по грамматике, хрестоматию

б) рассказы для детей

в) русские народные сказки

Вставьте пропущенное слово в текст из «Домостроя»: «Наказывай сына своего с юности и за него в зрелости его...»:

а) порадуешься

в) воспечалишься

в) останешься равнодушным

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» создано:

а) в 1717 году

б) в 1817 году

в) в 1917 году

Девица («Юности честное зерцало») должна иметь уши:

а) красивые с бриллиантовыми сережками

б) маленькие и изящные

в) стыдливые

Вычеркните лишнее:

а) потешки

б)считалки

в)скороговорки

г) причитания

Вычеркните лишнее:

а) дразнилка)

б) поддёвка

в) приговорка

д) житие

В русской народной сказке представлены:

а) обобщенные типы героев

б) индивидуализированные характеры

Русской народной сказке свойствен:

а) динамизм

б) углубленный психологизм

в) развернутые пейзажные картины

Для сюжета сказок о животных характерны:

а) мотив встречи

б) волшебные мотивы

г) мотив поиска невесты

Для волшебной сказки характеры:

а) идеализация герои

б) изображение душевных переживаний героя

в) раздвоенность сознания

В чем сказка видит выход для обездоленной младшей дочери и падчерицы:

а) в образовании

б) в браке с принцем / чудесным зверем

в) в уходе в монастырь

Укажите жанры произведений А.С. Пушкина, вошедших в круг детского чтения:

а) комедия

б) сказка

в) пейзажная лирика

г) повесть

д) баллада

Укажите любимые детьми литературные жанры:

а) роман

б) сказка

в) эпиграмма

г) трагедия

д) приключенческая повесть или рассказ

Укажите жанры фольклора, особенно близкие детскому восприятию:

а) страшилка

б) историческая песня

в) анекдот

г) считалка

д) былина

Укажите героев сказок К.И. Чуковского:

а) Крокодил

б) Ерш Ершович

в) Федора

г) Иван-царевич

д) Муха-Цокотуха

Укажите поэтов-«обэриутов», создавших произведения для детей:

а) Мережковский

б) Блок

в) Хармс

г) Введенский

д) Саша Черный

Укажите черты художественной поэтики, НЕ свойственной книге для детей:

а) занимательный сюжет

б) интеллектуальная насыщенность стиля

в) красочная образность

г) конфликт трагического характера

д) простота изложения

Какие произведения НЕ принадлежат перу Агнии Барто?

а) «Мойдодыр»

б) «Голубая чашка»!

в) «Уронили Мишку на пол...»

г) «А что болтунья Лида, мол...»

д) «Кошкин дом»

Как называлось «учебное пособие», которое JI.H. Толстой создал специально для своих учеников в Ясной Поляне?

а) «Риторика»

б) «Родная речь»

в) «Азбука»

г) «Рассказы для детей»

Какая фамилия у чеховского героя Ваньки, пишущего письмо в деревню дедушке?

а) Иванов

б) Жуков

в) Потапов

г) Петров

Кто из детских писателей создал трилогию о Незнайке?

а) В. Крапивин

б) Н. Носов

в) Ю. Коваль

г) А. Алексин

Кому из детских поэтов принадлежит создание образа дяди Степы?

а) И. Токмаковой

б) А. Барто

в) С. Михалкову

г) С. Маршаку

Кто из поэтов создал «Заповеди для детских поэтов»:

а) С.Я. Маршак

б) А.С. Пушкин

в) К.И. Чуковский

г) А.Л. Барто

Продолжите строку из сказки А.С. Пушкина о царевне:

«От зеленого вина Отрекалася она.

Пирожок лишь разломила И немного...»

а) откусила

б) закусила

в) прикусила

г) надкусила.

Ребенок в древнерусской литературе это:

а) уменьшенная копия взрослого

б) самостоятельная личность

в) объект целенаправленного педагогического воздействия

В каком произведении встречаем эти строки: «Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился...»

а) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

б) «Сказка о золотом петушке»

в) «Конек-Горбунок»

г) «Сказка о спящей царевне»

Кто автор этих строк:

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился...»

а) В.А. Жуковский

б) А.С. Пушкин

в) П.П. Ершов

Балладу «Перчатка» (1831) написал:

а) А.С. Пушкин

б) В.А. Жуковский

г) Н.А. Некрасов

Кто написал детское стихотворение:

«Там котик усатый / По садику бродит,

А козлик рогатый / За котиком ходит;

И лапочкой котик / Помадит свой ротик;

А козлик седою / Трясет бородою.»

а) В.А. Жуковский

б) А.С. Пушкин

в) Н.А. Некрасов

Как в сказке А.С. Пушкина богатыри узнали, что перед ними царевна:

«Вмиг... те спознали, / Что царевну принимали»

а) по уму

б) по красоте

в) по речи

Вычеркните лишнее:

а) Сказка о попе и работнике его Балде»

б) «Сказка о царе Салтане...»

в) «Сказка о рыбаке и рыбке»

г) «Сказка о Пете, толстом ребенке...»

Книги «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1964) написал:

а) В.А. Жуковский

б) К.Д. Ушинский

в) А. Погорельский

Произведения устного народного творчества включил в круг детского чтения:

а) А.С. Пушкин

б) В.А. Жуковский

в) К.Д. Ушинский

Кто утверждал, что надо, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение»:

а) К.Д. Ушинский

б) Н.А. Некрасов

в) С.Михалков.

Вычислите автора рассказа для детей по следующему фрагменту: «На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее»:

а) А.П. Чехов

б) К.Д. Ушинский

в) В.Г. Короленко

Школу для детей в Ясной поляне в XIX веке создал:

а) К.Д. Ушинский

б) Л.Н. Толстой

в) Ф.М. Достоевский

Как называется Быль для детей Л.Н. Толстого, которая начинается словами: «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье»:

а) Лев и собачка

б) Дружба

в) Неразлучные друзья

Повесть «Детство Никиты» (1920) написал:

а) А.Н. Толстой

б) Э.Н. Успенский

в) И.С. Шмелев

В стихотворении Даниила Хармса «Удивительная кошка» что надо было сделать, чтобы «вылечить кошкину лапу»:

а) купить воздушные шарики

б) вызвать доктора

в) дать кошке вкусную еду

Стихотворение «Некрасивая девочка» написал:

а) Н.А. Заболоцкий

б) С. Михалков

в) А. Барто

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» написал:

а) Н.А. Заболоцкий

б) В.В. Маяковский

в) С.Я. Маршак

Драматическую сказку «Двенадцать месяцев» написал:

а) Н.А. Заболоцкий

б) В.В. Маяковский

в) С.Я. Маршак

Кто написал «Приключения Незнайки и его друзей»:

а) Н.Н. Носов

б) В.В. Голявкин

в) Э.Н. Успенский

 

Промежуточная аттестация

Методические указания.

Промежуточная аттестация по дисциплине «История логопедии» проводится в виде устного экзамена. Учебным планом по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» предусмотрена одна промежуточная аттестация по данной дисциплине. Подготовка студента к прохождению промежуточной аттестации осуществляется в период лекционных и семинарских занятий, а также во внеаудиторные часы в рамках самостоятельной работы. Во время самостоятельной подготовки студент пользуется конспектами лекций, основной и дополнительной литературой по дисциплине (см. перечень литературы в рабочей программе дисциплины).

Критерии оценивания. Во время экзамена студент должен дать развернутый ответ на вопросы, изложенные в билете. Преподаватель вправе задавать дополнительные вопросы по всему изучаемому курсу.

Во время ответа студент должен продемонстрировать знания по истории логопедии. Полнота ответа определяется показателями оценивания планируемых результатов обучения (раздел 2).

Список вопросов к устному экзамену:

  1. Литературоведение и лингвистика как филологические науки, их тесная взаимосвязь. Специфика художественной литературы (в отличие от науки). Место художественной литературы в ряду искусств. Художественный образ. Функции литературы.
  2. Интертекст, интертекстуальность в литературе. Понятие архетипа (привести примеры и прокомментировать их). Читательское воображение и его роль в восприятии художественного текста (привести примеры и прокомментировать их).
  3. Задачи и содержание И стории литературыкак литературоведческой науки?Какие существуютисторико-литературныедисциплины (охарактеризуйте их)? Задачи и содержание Теории литературыкак литературоведческой науки? Литературная критика как литературоведческая наука. Функциилитературной критики.Литературная критика – это наука или искусство? Текстология и источниковедение. Виды изданий литературных текстов.
  4. Рама литературного произведения как объект литературоведческой и читательской рефлексии? Состав рамы. Имя автора и псевдоним в литературе (на примере судьбы и творчества Анны Ахматовой и Марины Цветаевой или других - по выбору).
  5. Функции заглавия как эквиваленталитературного произведения (на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» или других - по выбору студента). Функции подзаголовка литературного произведения (на материале романа-поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
  6. Функция посвящения в литературном произведении (на примере романа В.В. Набокова «Лолита» или других произведений - по выбору). Функции эпиграфа в литературном произведении (на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или других произведений - по выбору). Послесловие, эпилог. Функция обозначения даты, времени написания произведения (на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

7. Звукопись в литературном произведении: звукоподражание, аллитерация, ассонанс. Лексический состав произведения.

8. Тропы и их виды: эпитет, сравнение, метафора. метонимия и синекдоха, эвфемизмы и табу. Синтаксические средства изображения. Принцип семантического заражения. Поэтические фигуры языка. Повторы.

9. Язык персонажей. Антропонимика в литературном произведении: имя как средство характеристики персонажа.

10. Эпос как род литературы. Многообразие эпических жанров и их краткая характеристика. Примерная схема анализа эпического произведения.

11. Лирика как род литературы. Многообразие жанров лирики и их краткая характеристика. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»).

12. Драма как род литературы. Многообразие жанров драмы и их краткая характеристика. Анализ драматического произведения: на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

13. Основы теории детской литературы. Классификации детской литературы. Критерии художественной оценки детской литературы. Эволюция языка детской литературы.

14. Праистоки детской литературы. Миф о Божественном ребенке как сквозной сюжет детской литературы.

15. Сюжет детского жертвоприношения в литературе. Формирование детской литературы как самостоятельного феномена.

16. Устное народное творчество – народная поэзия и народная педагогика: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, нелепицы, считалки, дразнилки и др.

17. Былины в детском чтении: основные циклы, сюжеты, герои, проблема историзма, поэтика. Проблема адаптации былин для детского чтения.

18. Сказки в детском чтении.

19. Дети и книга в России XI-XVII веков. Понимание детства в Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.

20. «Религиозные тексты в детском чтении, сказание (житие) о Борисе и Глебе. «Азбука» Ивана Фёдорова и др.

21. В.А. Жуковский. Биография, педагогическая деятельность. Литературная деятельность: детские стихи, баллады, сказки.

22. А.С. Пушкин. Педагогические взгляды А.С. Пушкина. Стихи Пушкина в круге детского чтения.

23. Сказки А.С. Пушкина и их особенности.

24. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Произведения К. Ушинского для детей: тематика, педагогическая направленность.

25. Л.Н. Толстой. Педагогическая деятельность. Яснополянская школа. «Кому у кого учиться писать – крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Произведения для детей (рассказы, басни, сказки, рассказы о животных.

26. К.И. Чуковский о детской литературе. «Заповеди для детских поэтов». Сказки и стихи Чуковского.

27. Стихи Д. Хармса для детей.

28. А.Н. Толстой в детском чтении.

29. Тема детства в творчестве И.С. Шмелева («Лето Господне»).

30. Г. Остер как автор произведений для детей.

 

ФОС для проведения промежуточной аттестации одобрен на заседании кафедры логопедии и психолингвистики (протокол № 10 от 22 июня 2015 года).

 

 

Автор: Крючков В.П., д.ф.н.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...