Десять стадий процесса выздоровления 5 глава
Мы спросили Джона Джордана, в чем его отец и Глэдис похожи друг на друга. Сначала он лукаво усмехнулся: — У Глэдис и у папы одна и та же привычка стричь ногти над унитазом. — А поважнее вы ничего не можете вспомнить? Он стал серьезным. — Вы хотите сказать, кроме того, что они оба раздражительные и любят критиковать? Ну, Глэдис такая аккуратистка: в доме должен быть идеальный порядок. Каждая подушка взбита, каждая безделушка протерта и стоит точно на своем месте. А папа был таким же в духовной жизни, да пожалуй, и в других вещах тоже — у него все должно было быть разложено по полочкам. Я никогда об этом не думал — о том, что они во многом похожи, хотя с первого взгляда такие разные. — Глэдис, а ваш отец и Джон похожи? — Да, оба заняты только собой, оба отстраненные. Ни тот ни другой не обращают на меня внимания, они даже не видят меня по-настоящему. Я для них мебель... или кухонный робот. Потребность созависимого воссоздать родительскую семью в своей взрослой жизни и исправить ее является необыкновенно, непреодолимо сильной. Даже когда муж или жена на самом деле не проявляет родительских черт (например, Джон Джордан в действительности слушал Глэдис — ей только казалось, что он ее не слушает), созависимый наделяет его или ее этими чертами. Ловушка, в которую попадает созависимый, такова: «Если я буду идеальным(ной), я перевоспитаю супругу(а) и таким образом воплощу свою детскую мечту о том, что, если бы я был(а) идеальным ребенком, я бы наладил(а) жизнь в родительской семье». Мы спрашиваем пациентов — не ради шутки, а чтобы побудить их к анализу: «На ком вы женились — на своей матери или отце?». Многие люди, выбирая супруга (супругу), бессознательно выбирают того, кто эмоционально напоминает их родителя противоположного пола или воссоздает какой-то аспект отношений с этим родителем. Глэдис Джордан поступила именно так. Однако это может быть и родитель того же пола: мужчина может жениться на женщине, которая чем-то напоминает его отца (как и было в случае с Джоном Джорданом).
Потребность созависимого воссоздать свое прошлое объясняет, почему супругам Джорданам было так трудно увидеть решение своей проблемы. Потребность воссоздать ситуацию в родительской семье затмевала это решение, которое для окружающих было очевидным. Можно сказать, что Джорданы сами пригласили в гости призраков своего прошлого. Невозможно изгнать призраков прошлого — то есть, если хотите, «исправить» прошлое — без проработки проблемы, возникших в детстве. Именно поэтому мы шаг за шагом подвели Джорданов к пониманию их прошлого, к естественному гневу по поводу событий детства и к скорби по утраченному. Исцеление явилось плодом очищения. Теперь и вы можете увидеть, как ваше прошлое цепляется за ваше настоящее. Каждый человек сформирован своей личной историей, а созависимые, как всегда, доводят влияние прошлого до крайности. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Победа! Папа наконец бросил пить! Он ходит в группу Анонимных Алкоголиков и очень доволен собой... Но что случилось с его семейством? Почему его близкие в таком состоянии? Мама огрызается и злится, дети выглядят измученными и ведут себя враждебно и подозрительно. Через полгода после того, как папа протрезвел, мама говорит, что не может больше так жить, и уходит от него. Но мы ведь хотели как лучше! Для удобства изложения предположим, что именно муж страдал зависимостью (но это могла быть и жена). Предположим также, что он был зависим от алкоголя (но, в сущности, это может быть любое психоактивное вещество или навязчивое поведение: наркотики, неконтролируемые трата денег, работа и так далее). Детали в данном случае не имеют значения, поскольку мы рассматриваем общие причинно-следственные закономерности.
Мы всегда предупреждаем своих пациентов, что первый год трезвости дается труднее всего. Через три-шесть месяцев, после того как отец (или другой член семьи) перестал пить, семья вступает в полосу кризисов. Первоначальная радость по поводу достижения цели — трезвости —- уступает место ссорам и разногласиям. Однако если семья объединяется, чтобы противостоять трудностям, и вместе переживает этот бурный первый год, происходит чудо исцеления, и вот почему. Когда группы Аланон и психологи только начинали исследовать созависимость, они во всем обвиняли алкоголика (в нашем гипотетическом случае отца), считая, что его зависимость порождает созависимость остальных членов семьи. Сегодня мы понимаем, что созависимость — это и причина, и следствие, и курица, и яйцо. Мы уже видели: то, что мама и папа выбрали друг друга в качестве супругов, не было делом случая. Мама уже с самого начала привнесла в созданную семью долю созависимости. На подсознательном уровне маме так же нужен алкоголизм папы, как папе нужна выпивка. Более того, папе необходима созависимость мамы. Новоприобретенная трезвость папы нарушает эту хрупкую структуру взаимоотношений созависимости. Папин алкоголизм, мамина депрессия и другие факторы составляют верхний слой нашего «слоеного пирога». Если удалить этот слой, становится виден следующий — взаимоотношения. Когда алкоголик трезвеет, семья уже не может оправдывать все семейные проблемы его пьянством. Неудивительно, что в ней начинают бушевать бури — теперь члены семьи должны заново учиться взаимодействовать друг с другом и на личностном, и на более поверхностном уровнях. После того как члены семьи восстановят внутрисемейные взаимоотношения, если они упорно продолжают работу над ними, происходит исцеление семьи. Сравним этот процесс с изготовлением лоскутного одеяла. Вначале множество маленьких обрезков материи, оставшихся от старых вещей или шитья новой одежды, лежат беспорядочной кучей. Но вот швея начинает работу, беря один лоскуток за другим и соединяя их в только ей известном порядке, и на готовом изделии мы видим прекрасный и гармоничный узор. Однако сколько времени и труда понадобилось швее, чтобы получить его!
Навязчивому повторению свойственна цикличность: одни и те же ошибки повторяются снова и снова, одни и те же схемы возникают вновь и вновь. В следующей части книги мы увидим, что вся жизнь созависимых подчинена циклам, которые они не способны контролировать.
ЧАСТЬ 3 Факторы, поддерживающие созависимость Глава 6 Эффект «снежного кома» «Я как будто все время бегу по кругу». «Все возвращается на круги своя». «Пусть этот круг разорвется, Господи». Мы живем в мире циклов: экономические циклы, циклы истории, сезонные циклы, циклы двигателя, циклотроны, жизненные циклы, мотоциклы, циклоны... ЦИКЛ-ЛОВУШКА В научно-популярной книге «Стрела времени — цикл времени» ее автор Стивен Гулд обсуждает подход классических философов к загадочной проблеме повторяемости и движения вперед. Наверное, повторяемость и цикличность событий привлекают нас отчасти потому, что они так распространены в нашей жизни. Они, что называется, в порядке вещей. Кроме того, в циклической повторяемости есть что-то утешительное: будь то радость или боль. По крайней мере известно, чего ожидать. Другое дело, если вы страдаете созависимостью: тогда цикличность превращается в вашего худшего врага. Благодаря самой природе созависимости человек находится в ловушке, состоящей из порочных циклов. Некоторые из этих циклов взаимодействуют с разрушительными циклами окружающих людей, другие незаметны для окружающих. Но все они питают созависимость, развивая и увеличивая ее. Перед тем как начнется исцеление, их необходимо выявить и прервать. ЦИКЛ ЗАВИСИМОСТИ Один из наиболее вредоносных из этих циклов — цикл зависимости. Представьте себе ребенка, играющего зимой на вершине высокого холма. Он лепит большой, твердый снежок, смотрит куда его бросить — на пути не должно быть деревьев или камней, — и пускает снежок вниз. Вначале снежный комок движется медленно и неуклюже, но постепенно он набирает вес и скорость. Уже к середине пути он превращается в огромный тяжелый ком, который неуправляемо и без остановки катится вниз. Докатившись до подножья холма, снежный ком продолжает катиться по ровной местности. Теперь он стал чудовищно огромным и способен покалечить того, кто окажется на его пути. Цикл зависимости похож на такой снежный ком.
Вначале психологи считали созависимость не более чем синдромом, возникающим у людей, живущих в тесном взаимодействии с алкоголиками и другими зависимыми. Теперь мы знаем, что, невзирая на то, как именно возникла созависимость, она начинает подпитываться и поддерживаться в цикле созависимости благодаря содержащемуся в ней компоненту зависимости. Поэтому вы не можете избавиться от нее, ограничившись определением и проработкой ее причины: вам надо излечиться от самой созависимости и устранить компонент зависимости, который ее питает. Закономерности цикла зависимости Эффект спирали Одно время самой популярной игрушкой в Америке был «слинки» — проволока, скрученная в виде цилиндрической спирали. «Слинки» умеет «шагать» по лестнице или наклонной плоскости; если его поставить на край стола, он «спрыгнет» с него, несколько раз быстро подскочит, обретая равновесие, и остановится. Цикл зависимости можно сравнить с этой игрушкой. «В разрезе» он выглядит как круг, разделенный на секторы (стадии) несколькими точками. Точка 1, в которой начинается цикл, — это начальная боль или неприятные пережива-ния. Следующая точка 2 — употребление «обезболивающего средства» (алкоголя, наркотиков, работы и т.д.), которое приносит временное облегчение (точка 3), но затем наступают неприятные последствия (точка 4) типа вины, стыда, похмелья, которые вызывают неприятные переживания, приводящие обратно в точку 1. Возникшая боль требует «обезболивающего», и цикл повторяется снова и снова. У зависимого (или созависимого) человека такой цикл может происходить несколько раз в год, или каждую субботу, или даже несколько раз в день.
Но цикл не просто раскручивается на месте. Организм человека привыкает к «обезболивающему» и требует все большей дозы, а увеличение дозы приводит к более серьезным последствиям. Зависимость развивается по спирали. Она не только последовательно проходит от точки 1 к точкам 2, 3 и 4, но и движется вниз. В конце концов цикл убыстряет свой ход до того, что человек полностью теряет контроль над своей жизнью. Природа «обезболивающего средства» до некоторой степени регулирует скорость этого процесса. Например, пиво заставляет цикл крутиться довольно медленно, а наркотики-опиаты — быстрее всего. Скажем, героин может доставить четыре часа эйфории, но после этого наркоман психически и физически чувствует себя еще хуже, чем до приема наркотика. Необходимая доза быстро растет, по мере того как организм становится устойчивым к наркотику, а «ломки» — все сильнее. Наркоман стремится к своему ускользающему блаженству, но его «полеты» не набирают высоту: он падает все ниже и ниже. В нашей классической модели агент зависимости — «обезболивающее средство» — становится не просто стадией или точкой цикла; он начинает жить своей самоподдерживающейся жизнью. Независимо от того, стал человек зависим от этого фактора физически или нет, психологическая зависимость налицо. Цикл для созависимого Цикл зависимости так же разрушителен для созависимого, как и для зависимого. Рассмотрим эту ситуацию на примере. Возьмем классический пример мужа-алкоголика и его непьющей жены. Он, понятно, движется по циклу зависимости, а что в это время происходит с ней? Она вовлечена в такой же цикл, отличающийся лишь некоторыми деталями. Начинается ее цикл с того же: с боли. К обычному количеству страданий, с которыми сталкивается каждый человек в силу своей человеческой природы, добавляется боль от жизни с алкоголиком. Однако ее «обезболивающее» (фактор зависимости) не так легко определить, как в случае ее мужа, потому что оно не налито в бутылку с соответствующей этикеткой. Оно может принимать самые разнообразные обличья, о которых она сама, скорее всего, не имеет ни малейшего понятия. Возможно, ее «обезболивающее» — чувство мученичества и жалость к себе, в которую каждому из нас приятно иногда погрузиться. Мученичество может быть удивительно необъективным. Если жена сосредоточена только на грехах своего мужа, ее самопожертвование сияет не так ярко. Другой панацеей жены может быть отрицание. Или она способна чувствовать удовольствие и самоутверждаться, «спасая» своего мужа. Ее усилия спасти семью могут приносить ей возвышенное удовлетворение. Короче, «анестетическая пилюля» принимает разные нематериальные формы. Затем наступают печальные последствия, которые для жены так же неприятны, как для мужа. Опекая мужа и «спасая» его (и тем самым подпитывая свою самооценку и чувство своей значимости), она углубляет и усиливает его зависимость. Когда она убирает за ним и укладывает его спать, он не видит реальных отвратительных последствий своего пьянства и может спокойно продолжать пить дальше, поскольку его верный «ангел-хранитель» позаботится обо всем. Хуже того, жене приходится стоически отрицать собственную боль, включая и гнев, существование которого она не признает. Открытое выражение чувств уменьшит «обезболивание», то есть удовлетворение, которое она получает от своей стойкости и мученичества. Однако одна из основных потребностей человека — признание чувств, а если чувства не выражены, они не признаются. Чем больше она терпит и страдает, тем меньше удовлетворяются ее собственные потребности. Ни он, ни она сама не заботятся о ее эмоциональном «я», а значит, ее «сосуд любви» не наполняется. К тому же этот «сосуд», вероятно, был почти пустым, еще когда она только выходила замуж. У нее почти нет любви, которую она могла бы дать. Депрессия, недостаток любви и желание получить любовь усиливают ее потребность «спасать» и укрепляют роль мученицы, которая приносит ей преходящее чувство достижения, нужности, уверенности в себе. Работая в нашей клинике, мы часто наблюдаем подобную ситуацию в христианских семьях. Один из супругов (обычно жена, но эту роль может исполнять и муж) занимает благородную, стоическую позицию мученика: «Ни один христианин не страдает так, как я, но я буду прощать своего несчастного мужа до семидесяти семи раз». На первый взгляд такое поведение прекрасно, благочестиво и альтруистично, тогда как на самом деле оно фактически выполняет роль наркотика. Согласно обычным — и неверным — представлениям поведение мужа социально неприемлемо, а поведение жены похвально; он не прав, а она права; он проявляет слабость характера, а она — воплощенная стойкость. К сожалению, такие представления живут даже в консультационном кабинете церкви и вне церкви. На самом деле жена, вероятно, еще более слабохарактерная, чем муж, и, конечно, так же завязла в сетях зависимости. Вот Говард Уайсс, преуспевающий владелец сети прачечных-химчисток. Говард — типичный пример осуществившейся «американской мечты». Достаточно одного взгляда на его прекрасно сшитый костюм, чтобы понять: этот человек добился успеха в жизни. Высокий и представительный, Говард отличается хорошей осанкой. Он выглядит молодо — если бы не предательская седина на висках, он, пожалуй, сошел бы за выпускника колледжа. Он пришел к нам в клинику, чтобы открыть свою самую главную тайну: — Мы с женой оба христиане и живем по-христиански, но она самая настоящая алкоголичка. Мы больше не можем так жить. Я должен вытащить ее из пьянства. Помогите мне провести интервенцию. — А вы хорошо понимаете, что такое интервенция? — Да не совсем. Я слышал о ней от одного приятеля — он рассказывал, как его жена избавилась от лекарственной зависимости. — При интервенции люди, значимые для зависимого человека — например, муж, начальник, близкие друзья, дети, родственники, — все вместе встречаются с ним для обсуждения его проблемы. Они заранее готовятся и получают инструкции, а потом всей группой приходят к нему и с любовью говорят с ним, показывают, как переживают за него, и просят его обратиться за помощью. — Понятно. У моего друга все получилось. А должна ли моя жена быть, так сказать, в очень плохом состоянии, чтобы такое воздействие оказалось эффективным? — Обычно друзья и родственники обращаются к интервенции как к последнему средству, когда зависимый уже «на дне». Скорее всего, так получается из-за их нежелания действовать раньше а не из-за потребностей самого зависимого. Интервенция требует мужества. — Понимаю, но думаю, что надо ее провести. — Тогда расскажите мне про вашу жену подробнее... Внешне картина казалась обманчиво простой: заботливый муж ищет помощи для жены-алкоголички. Но этот сюжет, нарисованный на поверхности для окружающих, скрывал под собой совершенно иную ситуацию. По мере консультирования великолепная картина мазок за мазком исчезала, открывая нашим взорам то, о чем не подозревал даже сам Говард. Реальная ситуация начала проясняться, когда Говард стал неделя за неделей откладывать интервенцию. «По-моему, она еще не готова», «Нет, только не сейчас! Сейчас не время», «У нее грипп, она просто не станет слушать в таком состоянии». Каждую неделю он приходил на консультацию и жаловался на ухудшающееся поведение жены. — Вы не представляете, что она натворила на этой неделе! — Она упала, отключилась и пролежала так шесть часов. — С ней стало невозможно разговаривать. Каждый раз мы соглашались с ним. — Хорошо. Теперь ясно, что мы должны провести интервенцию и получить помощь для вашей жены. Но Говард каждый раз находил какую-то отговорку. Мы поняли, что его зависимость от ее зависимости была так сильна, а его роль стоика и мученика так важна для него, что он не мог расстаться с ними. Он был не в состоянии вынести нарушение ее цикла зависимости, ведь тогда его цикл тоже прервался бы (мы рассмотрим закономерности отрицания в следующей главе). Постепенно стали открываться и другие неприятные детали. И мать, и бабушка Говарда были алкоголичками, и женился он тоже на алкоголичке. Он испытывал ненависть к женщинам вообще и к своей жене в частности. Женитьба дала ему возможность проявлять свою ненависть социально приемлемым путем. Скрытая часть его «я», о которой он даже не знал, упивалась несчастьем жены; он получал садистское удовольствие, следя за ее падением. Ее порочность доказывала миру, насколько справедлив его праведный гнев. На словах он хотел ей помочь, но в действительности считал, что она вполне заслужила наказание. Он ярко проявил этот аспект своей натуры, расписывая на каждой консультации, в какое чудовище превратилась его жена. Он производил впечатление благородного богобоязненного человека, сохраняющего верность своей невменяемой алкоголичке-жене, тогда как на самом деле был настолько же зависим от своего собственного цикла, как она от своего. Чем больше он «спасал» ее, тем более благородным себя чувствовал. Чем хуже выглядела она, тем лучше казался он и тем более оправданной была в его глазах его молчаливая ненависть. Их циклы расширялись и переплетались один с другим. Тот же самый базовый цикл зависимости применим. практически ко всем видам навязчивого зависимого поведения. Вход в цикл определяется разными факторами. Например, для нашей недавней пациентки Кэйти Лиланд таким фактором стало чувство ненужности и низкая самооценка. За ними скрывалась, как обычно, пустота «сосуда любви», который не могли наполнить ни мать Кэйти, зависимая от снотворных, ни ее вечно занятый отец. Кейти была зависимой от работы. Чем дольше и тяжелее она работала, тем большего достигала. Правда, род ее деятельности не позволял ее достижениям поспорить с достижениями известных общественных деятелей или политиков. Однако Кейти составляла списки необходимых дел, каждый день вычеркивала выполненные пункты и чувствовала себя счастливой. Разве у трудолюбия бывают плохие последствия? Оно ведь приносит только удовлетворение, полноту жизни и одобрение окружающих. Кейти была помолвлена и собиралась выйти замуж через одиннадцать месяцев, но ее жених уже почувствовал, что им пренебрегают. Она уходила на работу в семь утра, а возвращалась домой в девять вечера. Ее развлечения ограничивались тем, что она два раза в неделю по часу плавала в бассейне. Больше она не занималась ничем. Во время учебы в колледже Кейти каждый день отводила по полчаса на чтение Библии, молитву и общение с Богом, но теперь ее Библия покрылась пылью, а для Бога она не выкраивала даже пяти минут в день. Дома она чувствовала себя неуютно, зато на работе ощущала себя необходимым и нужным человеком. Труд стал для нее своего рода наркотиком. Но поскольку работа считается нормальным и социально престижным занятием, пристрастие Кейти не выглядело зависимостью. Да, Кейти была честолюбивой и продуктивно работала, но ведь она же не алкоголичка и не наркоманка — ей и мысли такой в голову не приходило! Тем не менее ее зависимость разрушала ее счастье и ее личную жизнь так же, как сделали бы это алкоголь или наркотики. Если «обезболивающим средством» становится еда, последствием будет булимия (болезненное переедание) или анорексия (болезненное нежелание питаться), которые вызовут стыд, вину и ненависть к себе, а это, в свою очередь, потребует новой порции «обезболивающего». И цикл будет продолжаться. Расширенный цикл Мы объясним, что такое расширенный цикл, на примере Говарда Уайсса. Боль Говарда была двоякой: ее причиняли, с одной стороны, страдания детства, которые он «похоронил» много лет назад, и, с другой стороны, теперешняя зависимость жены. «Анестезией» ему служили наблюдения за ее несчастьями, что оправдывало его скрытую, глубокую нелюбовь к женщинам. Последствия этого были очевидными: жене становилось все хуже, а соответственно увеличивалось и его чувство вины. Вина и стыд усиливались еще и оттого, что его самочувствие улучшалось по мере ухудшения ее состояния. Нанесем еще одну точку — отрицание — на нашу схему цикла зависимости/созависимости между точкой боли (низкой самооценки) и агента зависимости («обезболивающего»). Чтобы двигаться от боли к использованию агента зависимости, особенно в том случае, когда последствия этого очевидны для непредвзятого наблюдателя, зависимый и созависимый должны отрицать употребление агента зависимости, серьезность последствий или факт существования зависимости. Все мы слышали о пьяницах, которые считают, что пьют «как все», или курильщиках, отрицающих опасность курения для здоровья. То же самое происходит и в случае других агентов зависимости. Говард не мог признаться даже самому себе, что хочет, чтобы его жена страдала. Любой цивилизованный человек сочтет такую мысль отвратительной, поэтому Говард приобрел привычку отрицать боль, которую вынес из родительской семьи. Единственное, что он не отрицал, была степень состояния опьянения его жены, потому что его оправдания и облегчение зависели от ее болезни. Последствия зависимости бывают гораздо серьезнее, чем похмелье или заброшенный супруг. Они могут быть физическими (например, курение ведет к раку легких, а пьянство — к циррозу печени), социальными и духовными (отрицание, игнорирование или неправильное понимание Бога). Одна из реабилитационных больниц подготовила серию рекламных роликов для телевидения и радио, в которых представлены социальные последствия химических зависимостей. В одном из них мужчина мрачно разглядывает бампер своей машины, разбитый в аварии, когда он вел машину в нетрезвом состоянии, а его сосед рассказывает ему о больнице для алкоголиков. В другом жены упрекают своих полных раскаяния мужей в том, что произошло прошлой ночью, и просят их немедленно позвонить в больницу. Такие ролики очень убедительны, потому что ситуации, показанные в них, всем знакомы и встречаются часто. Эмоциональные последствия разрушительны для самого зависимого. Кроме того, по данным психологических исследований, отрицательное эмоциональное влияние одного зависимого распространяется по крайней мере на четырех человек из его окружения. Нанесем еще одну точку, обозначающую стыд, на нашу схему между последствиями и началом следующего цикла. Некоторые психологи-консультанты считают, что, по сути, большинство зависимостей основано на стыде. Рациональное мышление оценивает упомянутые выше последствия, но за ними лежит вина и стыд по поводу неконтролируемых желаний. «Я изо всех сил стараюсь двигаться в обратном направлении, а этот цикл все равно несет меня туда, куда я вовсе не хочу идти. Я проиграл. Если бы я был сильным, а не таким никчемным, то смог бы сдержать себя и вести достойную жизнь. Я во всем виноват, и я слишком эгоистичен и ленив, чтобы взять себя в руки». Стыд Говарда Уайсса имел несколько причин. Его жена была алкоголичкой, что в обществе считается неприемлемым, и ее состояние прогрессировало. Хотя он и использовал алкоголизм жены для оправдания своего подсознательного убеждения, что женщины заслуживают презрения, он его стыдился. Общественное осуждение вызывало в нем чувство стыда; зависимость жены и его собственная зависимость вышли из-под контроля. Тем временем в его подсознании развертывалась реальная картина происходящего, которая делала это чувство совсем уже невыносимым. Как он, настоящий мужчина, мог докатиться до такого?! В конце концов сегодняшние стыд и вина сливаются с первоначальными так, что их невозможно различить. В этом примере мы рассматриваем их отдельно, в контексте того, что сегодняшняя вина - это причина боли, вызванная последствиями зависимости. Для выздоровления вина и стыд должны быть проработаны — недостаточно просто размышлять о них, или пытаться их игнорировать, или «замазывать». Несколько десятилетий назад телевизионные каналы показывали много ковбойских фильмов, особенно по воскресеньям. В старых вестернах непременно фигурируют повозки, пересекающие пустынные равнины. Вы когда-нибудь замечали, что благодаря оптическому эффекту колеса повозок в этих старых фильмах крутятся в обратную сторону? Глубинные проблемы созависимого чем-то похожи на такое колесо: из-за отрицания ему кажется, что его жизнь крутится в сторону, противоположную той, в которую она катится на самом деле. Как вы сейчас увидите, еще больше эта ситуация похожа на два одновременно катящихся колеса. В наших консультациях мы представляем глубинные проблемы созависимого в виде двух циклов. Первый цикл возникает в результате боли, вынесенной из родительской семьи, — насилия, приведшего к потерянному детству. Когда эта боль проходит через цикл зависимости и растет, как снежный ком, катящийся с холма, она может так вырасти, что, подобно большому кому, распадающемуся на две части, породит вторую зависимость. Оба «кома», не останавливаясь, катятся вниз и набирают вес — больше веса, чем каждый из них набрал бы в отдельности. Созависимый человек теперь страдает от двух зависимостей или двух видов навязчивого поведения. Около десяти лет назад Стэнтон Пил и Арчи Бродски написали замечательную книгу «Любовь и зависимость», в которой романтическая любовь сравнивалась с зависимостью от героина. Знаменитый автор любовных романов Барбара Картленд не согласилась бы с таким сравнением! В книге, в частности, было показано сходство между далеко зашедшей зависимостью и влюбленностью и между героиновой «ломкой» и чувствами покинутого возлюбленного. Мы считаем, что очень сильные и интенсивные личные отношения следуют по пути цикла зависимости следующим образом. Боль в начале цикла может быть вызвана низкой самооценкой или чувством собственной неполноценности — можно сказать, что человек ощущает себя «неполной личностью», половинкой, а не целым. Боль приводит к тому, что он обращается к агенту зависимости — в данном случае, к интенсивному взаимодействию с другим человеком, который значит для него очень много («значимому другому»). В результате возникают нестабильные отношения, мучительные для обеих сторон. Если вы «душите» близкого вам человека, его естественной реакцией будет оттолкнуть вас. Такие отношения напоминают ситуацию партнеров, держащих друг друга под водой, и в результате превращаются в серию ссор и разборок, возникающих оттого, что каждый в этой паре отчаянно борется за глоток воздуха. Нестабильность и страдания, порождаемые этими отношениями, подпитывают низкую самооценку и сомнения в собственной значимости, которые в свое время явились их причиной. Единственным выходом кажется установление еще более тесного контакта — стать настолько близким со значимым другим, что размолвки прекратятся. Такое поведение запускает цикл, и вот он уже крутится, активно подталкиваемый обоими участниками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|