Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потомки Аю и история о царе Раджи




Глава 28

Потомки Аю и история о царе Раджи

Вайшампаяна сказал:

О повелитель людей, у сына Пуруравы по имени Аю было пять доблестных сыновей, рожденных его супругой Прабхой, дочерью Раху. Из этих известных во всех мирах сыновей Аю старшим был Нахуша, вслед за ним шли Вриддхашарма, Рамбха, Раджи и Анена. У Раджи родились пять сотен сыновей. Все эти кшатрии был известны как Раджеи, и их доблесть внушала страх самому Индре.

В древние времена между богами и асурами назревала ужасная битва. И боги, и асуры явились к Прародителю Брахме и спросили его: " О владыка всех живых существ! Кому суждено победить в этой битве? Будь милостив, открой нам правду! "

Брахма сказал:

Без сомнения, тот будет править тремя мирами, на чьей стороне выступит могущественный царь Раджи. Там, где присутствует Раджи, присутствует стойкость. Там, где присутствует стойкость, всегда присутствует удача. Там, где присутствует удача, присутствует победа.

Вайшампаяна сказал:

Услышав эти слова Творца, боги и асуры возрадовались, и, стремясь к победе, отправились к царю Раджи, искать его благоволения. Когда они явились к этому доблестному царю, продолжателю рода Сомы и внуку Раху, то, предчувствуя удачу, обратилис к нему.

Боги и данавы сказали:

О царь! Возьми свой лучший лук и примени его на нашей стороне! Даруй нам победу!

Раджи сказал:

О Индра, о боги! Если после того, как я одолею дайтьев и данавов, поставите вы меня своим царем, то стану я сражаться на вашей стороне!

Боги сказали:

О повелитель земли! Да будет так, как ты желаешь!

Данавы сказали:

О царь, будешь ли ты сражаться на нашей стороне, или примешь сторону богов, нашим владыкой останется Прахлада! Ради него мы идет на битву. Желаешь стать царем на небесах - сражайся на стороне богов.

Вайшампаяна сказал:

Сказав так, гордые асуры удалились, а царь Раджи принял сторону богов. Своим оружием он поразил данавов, как некогда Индра поражал врагов своею ваджрой. Могучерукий царь Раджи лишил асуров процветания и упрочил славу богов. Тогда боги склонились перед ним и признали его своим отцом.

Индра сказал:

О лучший из царей, теперь ты - Индра, царь богов! Твои доблестные деяния возвысили тебя, и я отныне буду зваться твоим сыном!

Вайшампаяна сказал:

Так этот царь Раджи, повелитель земли, стал владыкой на небесах. Все боги были очень довольны случившимся. Пришло время, и царь Раджи встретился со смертью, а его сыновья стали требовать себе наследство в виде небесного царства. Все пятьсот сыновей царя многократно нападали на небеса, пока, в конце концов, не захватили их.

Тогда Индра, лишенный царства и доли в жертвоприношениях, явился к Брихаспати, наставнику богов.

Индра сказал:

О брахмариши! Я лишился всех подношений, будь милостив, пожертвуй мне немного топленого масла, не больше, чем весит одна слива. Это поможет мне поддержать свои гаснущие силы. О брахман! Я ослаб, я голоден, я изгнан из своей обители! Всего меня лишили эти неистовые сыновья Раджи!

Брихаспати сказал:

О безгрешный Шакра! Почему ты раньше не явился ко мне со своими горестями! Без сомнения, я сделаю все, что бы угодить тебе! О Индра! Я сделаю так, что вновь обретешь свое царство и свою долю в жертвоприношениях!

Вайшампаяна сказал:

Затем Брихаспати стал действовать во благо Индры. Он утолил голод Индры, а затем смутил умы сыновей царя Раджи. Он внушил им такие мысли, что все они встали на грешный путь адхармы. Он вложил в их головы учение, отрицающее богов, идущее в разрез с дхармашастрами. Неразумные, они с радостью восприняли его и предались греховным деяниям, что вскоре привело их к гибели. Вот так мудрейший Брихаспати вернул Индре и другим богам утраченное благополучие.

Только слаюые разумом люди, какими оказались сыновья царя Раджи, могли последовать тому греховному и ложному учению, которое предложил им Брихаспати. Они сами себя ввергли в пучину жестокости и гнева, жадности и страстей. Ослабленные своими дурными деяниями, они были все впоследствии убиты Индрой.

Тот человек, который слушает историю о падении Индры и о его возвращении на небесный престол, никогда не пустит в свой разум злые мысли.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, двадцать восьмая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой говорится о потомках Амавасу, о царе Раджи и о его детях.

Глава 29

Описание потомков Анены и рассказ о Диводасе

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, известно, что у сына Аю по имени Рамбха не было потомства. Поэтому я сейчас расскажу тебе о роде другого его сына, Анены. Сыном Анены был Пратикшатра. У Пратикшатры родился сын Сринджая, сыном Сринджаи был Джая, а сын Джаи был известен как Виджая.

Крити был сыном Виджаи, а Харияшва был сыном Крити. У Харияшвы был славный сын Сахадева. У Сахадевы родился добродетельный сын по имени Нандин, у Нандина был сын Джаятсена, а сына Джаятсены звали Самкрити. у Самкрити был благородный сын Кшатрадхарма.

До сих пор я перечислял потомков Анены. Теперь же я опишу потомство Кшатравриддхи, который был сыном Вриддхашарми, и, соответственно, внуком Аю. У Кшатравриддхи был блистательный сын, известный как Сунахотра. У Сунахотры было трое преданных дхарме сыновей - Каша, Шала и Гритсамада. У могучего Гритсамады был сын Шунака, потомки которого звались Шаунаки.

Сыном Шалы был Аршнисена, а у него родился сын Кашака. У Кашаки был сын по имени Кашайя.

О царь, Каша основал род, известный как Каши. Старшим сыном Каши был Диргхатапа, и у него был сын Дханва, который, в свою очередь, родил сына, известного как Дхананвантари. Дханва исполнял суровые аскезы, желая обрести сына. Он был уже не молод, когда мудрый бог врачевания принял человеческий облик, что бы явиться как сын этого царя.

Джанамеджая сказал:

О брахман, мне интересно узнать, как получилось, что бог врачевания родился в человеческом облике. Поведай мне об этом!

Вайшампаяна сказал:

О лучший из рода Бхараты, выслушай историю рождения Дханвантари. В древние времена этот блистательный бог явился среди пены молочного океана, который пахтали боги и асуры. В руках он держал сосуд с амритой и воспевал имя Господа Вишну. Когда Шри Хари увидел его, то сказал: " Вышедший из океана, ты будешь зваться Абджа, " рожденный в водах".

Тогда Дханвантари, получивший имя Абджа, обратился к Господу: " О Великий, родился я из океана, либо еще как, в любом случае я - твой сын! Буль милостив ко мне - даруй мне долю от жертвоприношений и определи обязанности, которые я буду истово исполнять! "

Вишну сказал:

О сын, в древние времена великие мудрецы определили каждому богу долю от жертвоприношений. Эти же риши объявили богам их обязанности. Поэтому я не могу тебе дать то, что ты просишь. Ты, о сын, родился позже всех этих богов. Но не отчаивайся, приняв второе свое рождение в мире людей, ты обретешь великую славу. Еще в материнской утробе ты обретешь могущество йоги. Рождение в человеческом облике поможет тебе достигнуть божественности. Дваждырожденные будут почитать тебя рисом, маслом, гимнами и обрядами. Ты разделишь Аюрведу, науку врачевания, на восемь частей, для более ее удобного понимания. Так предопределено лотосорожденным Брахмой. Когда придет Двапара-юга, ты, без сомнения, родишься в высоких мирах.

Вайшампаяна сказал:

Сказав такие слова, Господь Вишну исчез. В Двапару-югу потомок Сунахотры, царь Дханва исполнял аскезы и молил богов о даровании ему сына. Его усилия заметил Абджа и обратился к царю.

Абджа сказал:

О царь, ты исполняешь восхитительные обряды и следуешь своим обетам! Скажи мне, какое твое желание мне исполнить!

Царь Дханава сказал:

О господин! Если ты удовлетворен моими аскезами, будь милостив, родись моим сыном!

Абджа сказал:

Да будет так!

Вайшампаяна сказал:

Вот так, о царь из рода Бхараты, божественный Дханвантари, способный лечить все недуги, родился на земле сыном царя Дханвы. Он разделил на восемь частей науку о врачевании, Аюрведу, полученную от Брахадваджи, и написал к ним толкования. Затем преподал эту науку своим ученикам.

Сын Дханвантари стал известен как Кетуман, а Кетумана родился сын по имени Бхимаратха. Почитающий богов Диводаса был сыном Бхимаратхи и правил в городе Варанаси.

О повелитель людей, во время царствования Диводасы, его город, столицу Каши, проклял Никумбха, подданный Господа Шивы, сказав, что тысячу лет там не будут жить люди. Город обезлюдел, сам царь Диводавса покинул его и нашел приют в Гомати. В опустевший город проник и поселился в нем ракшас по имени Кшемака.

Когда-то в Варанаси правил Бхадрашренья, сын Махишмана из рода Яду. У Бхадрашреньи было сто сыновей, прекрасных стрелков из лука, но все они погибли, когда Диводаса захватил город. Этот Диводаса пощадил только самого младшего из братьев.

Джанамеджая сказал:

О мудрец, почему почитающий Господа Шиву Никумбха проклял город Варанаси, знаменитый своей праведностью?

Вайшампаяна сказал:

В то же время, когда могущественный Диводаса покорил процветающий город Варанаси, Господь Шива, только что женившись на Парвати, пребыал вместе с нею в Гималаях, во дворце своего тестя. По просьбе Махадевы все сопровождавшие его существа изо всех сил развлекали Парвати. Все были довольны происходящим, кроме матери Парвати, Мены, супруги Химавата. Ей не понравились развлечения, которые утроили в ее доме и она сказал дочери: " О Ума, супруг твой, Махешвара, и его свита, ведут себя неподобающим образом. Они все злые, грубые и невоспитанные! Поведение Шивы никак не соответствует его имени! "

Слова эти разозлили и оскорбили Парвати, но она спрятала свой гнев за улыбкой и ушла, направившись к Шиве. Добродетельная Парвати вспомнила события прошлого своего рождения и, не желая повторения истории с Дакшой, обратилась к Господу Махадеве: " О супруг мой, о мой повелитель! Я больше не могу здесь оставаться, увези меня в свой дом! "

О потомок славного Куру, узнав это ее желание, Господь Шива окинул своим взором весь мир, ища благоприятное место для проживания там с Парвати. В конце концов, могущественный бог выбрал святое место, в котором каждый мог начать свой путь к освобождению. Город, на который пал выбор Шивы, был издавна известен как Варанаси. В это время там правил Диводаса, и Шива сказал Никумбхе: " О Ганешвара, ты должен сделать так, что бы город Варанаси покинули все люди. Но сделай это мягко, осторожно, ведь правит там могущественный царь Диводаса! "

Никумбха отправился в Варанаси. Он явился во сне местному брадобрею по имени Кандука и сказал ему: " О безупречный, сделай мое изображение и поставь его у городских ворот. За это я наделю тебя богатствами". О царь, проснувшись, брадобрей исполнил все, что услышал во сне. Он испросил у царя разрешения поставить изображение Никумбхи у ворот и поклоняться ему. Царь, почитающий богов, дал свое согласие. Кундука стал совершать подношения установленному им же изваянию. Он поклонялся и возлагал в качестве даров цветочные гирлянды, благовония, сандал и разную благоприятную пищу.

Такое поклонение изображению Никумбхи вызвало любопытство у жителей города и многие из них тоже стали совершать ему подношения. Вскоре люди заметили, что их просьбы и молитвы не пропадают даром. Поистине, Никумбха одаривал их благословениями! Склоняющиеся пред ним обретали богатства, долголетие, здоровье и сыновей.

Супруга Диводасы, царица Суяша тоже решила поклониться изваянию и молить его о ниспослании ей сына. Она спросила разрешение и царя и, получив его, отправилась с дарами к воротам города. Суяша многократно исполнила обряды, совершила множество подношений и вознесла неисчислимое количество молитв, но все было напрасно. Никумбха не благословлял ее, надеясь этим вызвать гнев царя Диводасы.

Когда царь понял, что все усилия его супруги были тщетны, он сказал: " Это изваяние, стоящее у врат моего города, дарует всем желающим всевозможные блага. Всем, кроме моей супруги! Моя потерявшая надежду обрести сына жена день за днем склоняется пред ним, но все безрезультатно! Отчего же он не желает быть милостивым ко мне? Тогда и мне не стоит быть благосклонным к нему! Я разрушу это изваяние! "

Разгневанный царь Диводаса разрушил изваяние Никумбхи. который был предводителем всей свиты Махадевы. Ожидавший подобного Никумбха тот час же проклял этого царя: " О царь, без всякой на то причины, разрушил ты изваяние, посвященное мне! Как ты лишил меня пристанища в своем городе, так же лишаться его все жители твоей столицы! Тысячу лет люди не будут жить в твоем городе! "

Вот так, из-за проклятия Никумбхи, город, покинутый всеми жителями, совершенно опустел. Обитатели Варанаси отправились искать приют во всех сторонах света. Тогда Махадева сделал опустевший город местом своего пребывания. Он жил там, наслаждаясь общением с прекрасной дочерью Химавата. Со временем Парвати стала испытывать неприязнь к этому месту и сказала Шиве: " О Махадева! Я не могу больше оставаться здесь, давай покинем этот город! "

На что трехглазый бог, разрушитель Трипуры. ей ответил: " Я не покину этот город, о богиня, я не желаю жить в любом другом месте! Я нарекаю этот город Авимуктой, " местом, которое я покину". Я буду пребывать всегда здесь, в месте, где живые существа находят путь к окончательному освобождению. Ты же вольна отправиться отсюда куда угодно".

Вот так, святой город Варанаси был проклят, затем назван Господом Шивой Авимуктой. Великий Шива пребывает здесь со своей возлюбленной супругой Парвати как в Сатья-югу, так и в остальные эпохи. В Кали-югу город разрушается, но затем непременно возрождается, и божественная чета незримо и неизменно присутствует там.

Я упомянул, о Джанамеджая, что Диводаса, убил всех сыновей царя Бхадрашреньи, но пощадил самого младшего их них. Когда этот мальчик по имени Дурдама подрос, он вступил в союз с хайхейями и отвоевал Каши, царство своего отца.

Супруга Диводасы, Дришадвати, родила сына по имени Пратардана, который будучи еще в юном возрасте победил Дурдаму и вернул отвоеванные им земли. У Пратарданы было двое сыновей - Ватса и Бхарга. Сыном Ватсы был Аларка, а у Аларки был сын по имени Самнати.

Этот Аларка был мудрым царем, он правил в Каши, почитая брахманов и ученых людей. С уст Аларки никогда не слетала ложь. Его подданные почитали своего царя таки гимном: " О Аларка, царь Каши, о лучший из людей, правь нами шесть тысяч шестьсот лет, не теряя своей молодости и красоты! "

По милости Лопамудры, супруги мудреца Агастьи, он действительно обрел такое долголетие и правил своим обширным царством, будучи молодым и здравым.

Когда же миновал срок проклятия Никумбхи, люди не могли вернуться в столицу из-за поселившегося там ракшаса Кшемаки. Могучерукий Аларка одолел Кшемаку и освободил очаровательный город Варанаси для жителей.

У сына Аларки по имени Самнати родился сын Сунитха, прославленный своей добродетелью. А у Сунитхи был славный сын Кшемья. Сыном Кшемьи был Кетуман, сыном Кетумана - Сукету, а у Сукету родился сын, известный как Дхармакету. Сыном Дхармакету был Сатьякету, а сыном Сатьякету был Вибху.

У Вибху родился сын Анарта, у Анарты - Сукумара. Дхриштакету был сыном Сукумары, а Венухотра был сыном Дхриштакету. Сыном Венухотры был Бхарга.

Известно, что у Пратарданы были сыновья Ватса и Бхарга. У Ватсы родился сын по имени Ватсабхуми, а у Бхарги - Бхригубхуми.

Все эти цари состояли в родстве с Ангирасом, в роду которого были брахманы, кшатрии и вайшьи. Говорят, что у Ватсабхуми и Бхригубхуми были тысячи сыновей. Далее, о царь, ты услышишь от меня о Нахуше и о его потомках.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, двадцать девятая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, описыающая потомков Анены, сына Аю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...