Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понедельник 4-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Марка.




Прп. Сильве́стра Обно́рского.

Царегра́дской иконы Божией Матери.

Служба апостола и евангелиста Марка полиелейная, совершается вместе со службой Триоди.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 50 зач., X, 1–15. Лит. – Деян., 24 зач., X, 1–16.Ин., 24 зач., VI, 56–69.

Ап.: 1 Пет., 63 зач., V, 6–14. Мк., 23 зач., VI, 7–13.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и апостола, глас 1-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3109.

На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами)110. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дника…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Яко у́тро…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)111.

По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Научи́вся от Исто́чника жи́зни…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «И́дольскую горды́ню низложи́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола…». Стихира апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…» (см. славник на «Господи, воззвах»).

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален апостола, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)112, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника Триоди и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и апостола: «Во всю зе́млю...».

109 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

110 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

111 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

112 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

Апреля по ст.ст. / 9 мая 2017 года

Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Васи́лия, еп. Амаси́йского. Поминовение усопших воинов 113.

Свт. Стефа́на, еп. Великопе́рмского. Прп. Иоанни́кия Деви́ченского (службу зри 2 декабря).

Служба священномученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Календарные заметки:

Поминовение усопших воинов23. После литургии совершается благодарственный молебен24 и лития.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 25 зач., X, 21–33. Ин., 25 зач., VII, 1–13.

На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво́ре Соломо́нове…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и священномученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Го́споди, разсла́бленнаго не купе́ль исцели́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На часах – тропарь воскресный. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те...».

Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день совершается особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы. Во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.

113 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Апреля по ст.ст. / 10 мая 2017 года

Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполове́ние Пятидесятницы.

Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня.

Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского.

Служба Преполовения Пятидесятницы совершается по Триоди.

Примечание. Служба ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня, переносится на повечерие.

Календарные заметки:

Служба только по Триоди. На великой вечерне вход, паримии. На утрене перед 50-м псалмом – «Воскресение Христово видевше». Каноны праздника. Катавасия – ирмос второго канона. «Честнейшую» не поем. Поется великое славословие. На литургии вместо «Ангел вопияше… Светися…» – «Чужде ма́терем девство…» (также и на отдание; в остальные дни попразднства – задостойник Пасхи). Причастен «Ядый Мою плоть…».В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 34 зач., XIV, 6–18. Ин., 26 зач., VII, 14–30.

На великой вечерне кафизма 9-я114.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».

Примечание. Эта же катавасия поется и на отдание праздника Преполовения; в остальные дни попразднства Преполовения, если положена катавасия, то Пасхи – «Воскресения день...».

По 3-й песни – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святи́лища…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду и жи́зни…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак праздника Преполовения.

На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак праздника Преполовения.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона Преполовения: «Чу́жде ма́терем де́вство…».

Примечание. Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи.

Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды. На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).

114 По каждом антифоне кафизмы – малая ектения, так как вечерня – великая (см., напр., Типикон, гл. 2-я и 7-я). Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193.

Апреля по ст.ст. / 11 мая 2017 года

Четверг 4-й седмицы по Пасхе. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на.

Свт. Кирилла, еп. Ту́ровского.

Служба апостолов и мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 26 зач., X, 34–43. Ин., 29 зач., VIII, 12–20.

На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди (Преполовения), глас 2-й: «Егда́ прише́л еси…»

Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й (с «Господи, воззвах»)115. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов на 4 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 3-й песни – кондак апостолов, глас 4-й; седален апостолов, глас 8-й. «Слава» – седален мучеников, глас 1-й, «И ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Го́споди, пре́жде Честна́го Твоего́ Креста́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостолов; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

115 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

Апреля по ст.ст. / 12 мая 2017 года

Пятница 4-й седмицы по Пасхе. Девяти мучеников Кизи́ческих. Прп. Ме́мнона чудотворца. Свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского (с 30 апреля).

Свт. Василия Остро́жского.

Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). На этот день может быть перенесена с субботы, 30 апреля, полиелейная служба116 свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского, совершаемая в соединении со службой Триоди (Б).

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 27 зач., X, 44 – XI, 10. Ин., 30 зач., VIII, 21–30.

А. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди (Преполовения), глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся...».

Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й (с «Господи, воззвах»)117. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды).

Примечание. Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 8-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 139) этот тропарь также отсутствует.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Очи́стим помышле́ний сокро́вища…».

По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды).

На часах – тропарь Преполовения. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и святителя, глас тот же – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К пра́вде ве́чней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)118. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Моли́твами и скорбьми́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Прему́дрости во́ду…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)119.

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о́тче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Прему́дрости во́ду…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна́л еси та́йну…».

Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)120, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполови́вшуся пра́зднику…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны 2-го канона Преполовения, песнь 4-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)121 – 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16).

Задостойник Пасхи.

116 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

117 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

118 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

119 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

120 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

121 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

Апреля по ст.ст. / 13 мая 2017 года

Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Ап. Иа́кова Зеведе́ева. Свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского.

Свт. Дона́та, еп. Еврии. Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иа́кова Зеведе́ева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы122 свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского, в соединении со службой Триоди (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–2525. Лит. – Деян., 29 зач., XII, 1–11.Ин., 31 зач., VIII, 31–42.

Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8123: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4124, и апостола, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дателя...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3125.

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)126. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Во святи́лище прише́л еси…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 16-я и 17-я127. Малые ектении. Седальны Триоди128.

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола, глас 4-й: «Лучу́, яко со́лнце…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Заря́ми свы́ше…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Пра́зднику преполови́вшуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова…». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси...» (см. славник на стиховне вечерни)129.

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки Преполовения и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я130 – 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8131: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4132, и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 4-й: «К пра́вде ве́чней...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)133. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Песнь свяще́нную...» (см. 1-ю стихиру на стиховне)134, «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

Кафизмы 16-я и 17-я135. Малые ектении. Седальны Триоди136.

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 2-й: «Моли́твами и скорбьми́…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о́тче…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́зднику преполови́вшуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна́л еси та́йну…».

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я137 – 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16).

Задостойник Пасхи.

122 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

123 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).

124 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницы наста́ дней преполове́ние...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).

125 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

126 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).

127 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

128 По субботам периода Пятидесятницы седальн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...