Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 3 глава




67 Ср.: Типикон, 18 мая; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 124.

Мая по ст.ст. / 1 июня 2017 года

Четверг 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая). Блгвв. вел. кн. Дими́трия Донско́го и вел. кн. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии 68. Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны (с 21 мая).

Сщмч. Патрики́я, еп. Пру́сского, и дружины его. Прп. Корни́лия Коме́льского. Прп. Корни́лия, игумена Палеостро́вского, Олоне́цкого. Прп. Игна́тия Волого́дского, в миру блгв. кн. Иоа́нна У́гличского. Святых мученик братий Парфе́ния и Калоге́рия.

Прп. Се́ргия Шухтомско́го.

Примечание. На этот день с субботы, 21 мая, переносится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).

Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А), порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении с полиелейной службой69 блгв. вел. кн. Димитрия Донского и службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) 70, а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены (с 21 мая) и службой попразднства Вознесения (Триоди) (В) 71.

Календарные заметки:

На этот день с субботы, 21 мая, переносится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены34 (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Деян., 48 зач., XXV, 13–19.Ин., 55 зач., XVI, 23–33.

Блгв. кн. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2333.

Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 4-й – 3, и Богородицы, глас тот же – 5. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси ро́ди…».

Примечание. Если на стиховне великой вечерни будут петься стихиры Богородицы (глас 8-й), то вечерние стиховные стихиры Триоди (глас 2-й) допустимо перенести на литию и исполнять (без стихов) перед литийными стихирами Богородицы.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)72. «Слава» – Триоди, глас 1-й: «Возше́д на Небеса́…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».

По Трисвятом: при полиелее – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды)73.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…».

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «На го́ру возше́д…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…».

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Богородицы, глас 4-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «На го́ру Елео́нскую…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же.

Отпуст: «Иже во славе…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки праздника и Богородицы читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 8-я – 4, и Богородицы, песнь 3-я (или 6-я) – 4.

На входе – «…вознесыйся во славе…».

По входе: при полиелее – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь храма святого; кондак праздника74. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы); при всенощном бдении – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 4-й – 3, Богородицы, глас тот же – 4, и блгв. кн. Димитрия, глас тот же – 3. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благослове́н еси…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…».

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «На го́ру возше́д…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…».

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), блгв. кн. Димитрия на 4 и Богородицы на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос блгв. кн. Димитрия, глас 2-й; седален блгв. кн. Димитрия, глас 4-й (дважды). «Слава» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона), «И ныне» – седален Богородицы, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Слава» – светилен блгв. кн. Димитрия: «Побе́ду ве́лию...», «И ныне» – светилен Богородицы (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Богородицы, глас 4-й – 3. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 8-й: «Да помя́нуты бу́дут…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Иже на Херуви́мех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия. Кондак Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и блгв. кн. Димитрия, песнь 6-я – 4.

Примечание. Рядовая песнь праздничного канона не поется.

На входе – «…вознесыйся во славе…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак праздника. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак праздника, кондак храма. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня, блгв. кн. Димитрия (под зачало) и Богородицы.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 4-й – 3, Богородицы, глас тот же – 4, и Константина, глас тот же – 3. «Слава» – Константина, глас 2-й: «Бога́тых даро́в…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Константина, глас тот же: «Свет пресве́тлый…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь Константина, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Константина, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…».

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «На го́ру возше́д…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…».

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Константина на 4 и Богородицы на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос Константина, глас 3-й; седален Константина, глас 8-й (дважды). «Слава» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона), «И ныне» – седален Богородицы, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Слава» – светилен Константина (по выбору), «И ныне» – светилен Богородицы (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Богородицы, глас 4-й – 3. «Слава» – Константина, глас 8-й: «Царь царе́й…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Иже на Херуви́мех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь Константина, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Константина. Кондак Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Константина, песнь 6-я – 4.

Примечание. Рядовая песнь праздничного канона не поется.

На входе – «…вознесыйся во славе…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь Константина; кондак праздника. «Слава» – кондак Константина, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь Константина; кондак праздника, кондак храма. «Слава» – кондак Константина, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня, Константина (под зачало) и Богородицы.

Примечание. Апостольское чтение равноап. Константина – Деян., 49 зач., поскольку в текущем году праздник свв. равноапп. Константина и Елены совершается до праздника Пятидесятницы. «Апо́стол к Гала́том, зача́ло 200. А́ще ли прилучи́тся вну́трь Пятидеся́тницы, чте́тся Апо́стол в Дея́ниих, зача́ло 49» (Минея, 21 мая; ср.: Типикон, 21 мая).

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

68 Общая память благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии установлена согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июля 2015 года.

69 См.: Минея-Май. Ч. 2. М., 2002. С. 442–453.

70 В современном Типиконе отсутствует образец подобного соединения. За основу взят устав соединения службы в честь Владимирской иконы Божией Матери со службой свв. Константина и Елены и службой Триоди, приведенный в книге Н. С. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу» (л. 133–134).

71 См. предыдущую сноску.

72 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

73 Ср.: Типикон, 21 декабря.

74 В храме Господском и Богородицы кондак праздника поется на «Славу».

Мая по ст.ст. / 2 июня 2017 года

Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Вознесения Господня. Обре́тение мощей свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского.

При совершении службы отдания Вознесения в соединении с полиелейной службой в честь обре́тения мощей свт. Алекси́я следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы в пято́к 7-я неде́ли по Па́сце, во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва...».

Примечание. Рядовая служба Минеи (мч. Фалале́я) переносится на повечерие.

Календарные заметки:

При совершении службы отдания Вознесения в соединении с полиелейной службой в честь обретения мощей свт. Алексия следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… во отдание Вознесения Христова…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 50 зач., XXVII, 1–44.Ин., 57 зач., XVII, 18–26.

Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (см. в самый день праздника; первая стихира – дважды), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Оте́ческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом. Седальны святителя по 1-м и 2-м стихословии (глас 8-й: «Наста́ светоно́сный день…», и глас 4-й: «Прииди́те, торжеству́ем…»). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Пропове́дует, о́тче…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 8-й: «Всяк язы́к да подви́жится…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника Вознесения 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки...».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Вознесения, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»75. К тропарям канона святителя – припев: «Святи́телю о́тче Алекси́е, моли́ Бо́га о нас»76. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (обоих канонов, 1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе – «…вознесы́йся во славе…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

75 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

76 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.

Мая по ст.ст. / 3 июня 2017 года

Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Владимирской иконы Божией Матери (служба переносится на четверг, 19 мая). Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны (служба может быть перенесена на четверг, 19 мая). Блгв. кн. Константи́на и чад его Михаи́ла и Фео́дора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиа́на грека, У́гличского чудотворца.

Красного́рской иконы Божией Матери.

Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Примечание. Служба в честь Владимирской иконы Божией Матери переносится на четверг, 19 мая. На четверг, 19 мая, может быть перенесена и служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).

Служба по Цветной Триоди.

Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «я́коже предызъяви́ся в суббо́ту мясопу́стную, во всем подо́бне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6-го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6-го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7-й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени).

Календарные заметки:

Служба в честь Владимирской иконы Божией Матери переносится на четверг, 19 мая. На четверг, 19 мая, может быть перенесена и служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).Служба по Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном. На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на 2 статии́, с припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди. На литургии – «Достойно есть». Вместо «Видехом Свет Истинный…» поется, по традиции, тропарь «Глубиною мудрости…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Деян., 51 зач., XXVIII, 1–31. Ин., 67 зач., XXI, 15–25.

За упокой: 1 Кор., 163 зач., XV, 47–57. Ин., 21 зач., VI, 35–3935.

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6-й – 3, и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди»; стих 2-й: «И па́мять их в род и род».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст.

Примечание. «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым» (ср.: Триодь Постная, л. 16 об.; Триодь Цветная, л. 225 и слл.). Канон мертвен, или покоин, за усопших см. в Цветной Триоди, л. 225 об. и слл. Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба77 мч. Васили́ска (с 22 мая)78. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»79 на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны из Триоди, глас 6-й.

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)80.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом81; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды82.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...