Средства и каналы коммуникации
Определения средств и каналов коммуникации дает в своей работе Р. Бландел: • средство — способ кодирования сообщений. Но поскольку почти все сообщения кодируются с использованием более чем одного средства, применяется понятие «средства коммуникации». Ими являются письменная и устная речь и многочисленные невербальные (несловесные) средства. К основным средствам коммуникации относятся беседа лицом к лицу, письмо, факс, электронная почта, афиша, брошюра, видео и т. п. • канал — специальный маршрут или технология, используемые для передачи сообщения получателю. В 1986 году в США было проведено исследование, чтобы попытаться объяснить процесс выбора менеджерами наиболее эффективных коммуникативных каналов. Оказалось, что каналы различаются по объему пропускаемой информации. На емкость коммуникативных каналов влияют три фактора: способность обрабатывать несколько сигналов одновременно, возможность обеспечения быстрой двусторонней обратной связи, способность обеспечить личный подход к коммуникациям. Здесь правомерно обратить внимание на то, что емкость канала определяется в зависимости от его возможности предъявлять один или несколько видов и средств общения. К примеру, телекоммуникационные каналы не позволяют зафиксировать эмоционально-оценочный компонент общения и отношение отправителя и получателя к сообщению и друг к другу. Общение по телефону, электронная почта ускоряют процесс коммуникации, но они лишены эффекта присутствия. «Контакт глазами, пристальный взгляд, румянец на щеках, поза, язык жестов — ничего этого нет». Вот почему солгать легче по телефону, чем «глаза в глаза». Выбор канала определяется и соображениями легитимности, т. е. необходимостью обеспечить правовую убедительность сообщения и возможность использовать его в случае возникновения делового конфликта для предъявления в органах, призванных защищать права граждан. Вот почему сделки заключаются в письменной форме, а не устно.
Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обратную связь, обратная связь может быть достигнута и при письменной коммуникации, но обычно в этом случае осуществляется медленнее. Для многих сообщений необходима немедленная обратная связь, и устная коммуникация предоставляет такую возможность. Часто сообщение, которое мы пытаемся передать, встречает сопротивление. Если вероятно неприятие данного сообщения, устная коммуникация предпочтительнее письменной. При получении письменного сообщения люди чувствуют, что они не имели никакой возможности повлиять на содержание сообщения. В личном разговоре сообщение может быть адаптировано к восприятию получателя путем налаживания обратной связи. Во многих случаях сообщения, которые мы посылаем, могут нуждаться в проверке или рассмотрении в более поздние сроки. Часто предполагается также, что получатель сообщения несет ответственность за содержащуюся в нем информацию. Если важна ответственность и подотчетность, письменная коммуникация предпочтительнее устной. Если передаваемое сообщение содержит детали, уточняющую информацию или объясняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации. Ни один из способов коммуникации не обладает универсальным преимуществом перед другими. Во многих случаях сообщение может быть наилучшим образом передано путем комбинации письменного и устного каналов. Часто после устного разговора люди составляют его письменное резюме, конспект. В других случаях вручают письменное сообщение, и им остается только объяснить суть в нескольких словах и усилить позитивное восприятие письменного утверждения.
Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для различных сообщений приводится на рис. 3.2. Приведем типологию каналов коммуникации ведущих специалистов США в области бизнес-коммуникаций. Формальными каналами коммуникаций называют те, которые определены, установлены руководством. Это линии, связывающие должностных лиц и подразделения организационной структуры компании. Формальные коммуникационные каналы часто описываются с помощью наречий «вниз», «вверх», «горизонтально». Существует пять основных типов коммуникаций, направленных вниз: • инструкции по выполнению работ разъясняют, как должно быть выполнено задание. Даются в виде письменных технических условий, технических заданий, руководств по обучению, по проведению занятий при обучении на рабочем месте; · логическое обоснование работ информирует работников о том, как их задачи соотносятся с другими работами в данной организации; · разъяснения политики и методики объясняют работникам правила и личные преимущества, которые обеспечены их работодателем. Примером этому может быть такое положение: «После трех лет работы в компании работник получает трехнедельный оплачиваемый отпуск»; · обратная связь включает сообщения, которые информируют работников о том, удовлетворительно ли они выполняют свою работу. Обратную связь следует обеспечивать как на ежедневной основе, так и в виде периодических аттестационных собеседований; · внушающая коммуникация направлена на обеспечение поддержки определенной организационной задачи со стороны работников. Например, Асте Сотрапу хотела бы, чтобы все служащие участвовали в донорской кампании. Организации структурированы для облегчения нисходящей передачи информации. Такая информация обычно обладает особой точностью, так как она исходит с верхних уровней организации. В настоящее время во многих организациях чрезмерное количество направленных «вниз» коммуникаций спровоцировало ситуацию информационной перегрузки. Легкость передачи сообщений приводит к тому, что людей захлестывает ненужная и не относящаяся к делу информация
Каналы коммуникации, направленные «вверх», очень важны, поскольку они являются главным средством поступления информации на более высокие уровни организаций, на которых принимаются важные решения. По существу коммуникации, направленные «вверх», означают следование по властной цепочке. Отдельный служащий сообщает о проблеме или передает запрос своему непосредственному начальнику. Если непосредственный начальник не в состоянии удовлетворить запрос или принять решение немедленно, то сообщение пересылается руководителю, находящемуся на более высоком уровне. «Снизу вверх» по организационной структуре передаются следующие виды информации: что сделал данный служащий; что сделали подчиненные данного служащего; что сделали другие служащие, равные ему по статусу; какие проблемы есть у конкретного служащего; что, по мнению служащего, необходимо предпринять; каково восприятие служащим своих показателей работы и т. д. Поскольку коммуникации, направленные «вверх», часто считают менее важными, чем коммуникации, направленные «вниз», ими иногда пренебрегают. Например, исследование катастрофы, произошедшей при взрыве космического корабля «Challenger» в 1986 году, когда погиб экипаж корабля из семи человек, показал, что NASA превратилась в организацию, невосприимчивую к восходящим сообщениям. Непосредственная причина катастрофы — некорректный технический проект; однако, по словам одного из исследователей, «реальной причиной, ускорившей катастрофу, была бюрократическая организация, которая умышленно блокировала повторяющиеся предупреждающие сигналы». В качестве четырех главных целей использования «горизонтальных» каналов были определены координация работ, решение проблем, разделение информации и разрешение конфликтов. «Горизонтальные» коммуникации имеют тональность, стиль, отличающийся от коммуникаций между подчиненными и начальниками, потому что они происходят между служащими практически одного уровня в иерархической структуре. Они осуществляются скорее в консультативном, убеждающем, напоминающем стиле, чем в директивном.
Неформальные каналы коммуникаций в организациях часто называют ложными слухами. В то время как многие авторы полагают, что информация, передаваемая по системе «ложных слухов», неточна, по крайней мере один исследователь придерживается мнения, что от 75 % до 95 % такой информации — корректно. К тому же неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач. Распространенными формами неформальных коммуникаций являются управление, основанное «на выходах в народ», и «виноградная лоза» (в источниках можно встретить иное название этого явления: «виноградная гроздь», иногда просто «гроздь». Это определение относится к одной из форм передачи информации по неформальным каналам, в то время как понятие «лоза» охватывает все виды неформальных связей). Управление, основанное на «выходах в народ», или обходы производственных участков, позволяет менеджерам получать информацию «из первых рук», без искажения, в оперативном режиме. Это помогает построить более человеческие отношения с подчиненными, получить представления об их проблемах, проверить реакцию на принимаемые решения (обеспечить обратную связь), «провентилировать» отношение к предполагаемым изменениям. «Виноградная лоза» — это неформальная коммуникативная сеть организации, формирующаяся в низшем звене и существующая наряду с формальной сетью. Чем меньше информации поступает к работникам по официальным каналам, тем интенсивнее развивается «виноградная лоза». Цепочки «лозы» могут быть следующими: • однонаправленные (информация передается последовательно от одного работника другому); • сплетни (от одного — многим); • вероятностные (новость распространяется случайным образом); • «гроздь» (информация передается нескольким сотрудникам, а некоторые из них также передают информацию нескольким). Модели коммуникации. Для каждой коммуникации строится своя модель. Так, в простейшей модели коммуникации в виде действия источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат, а обратная связь отсутствует. В классической модели коммуникации американского политолога Г. Лассуэлла элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на вопросы: «Кто — сообщает,Что — по какому Каналу — Кому — с каким Эффектом?» Линейная модель Шеннона-Уивера (Клод Шеннон и Уоррен Уивер - инженеры фирмы «Bell Telephone») построена по тому же принципу и включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Авторы на техническом уровне рассматривают влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации.
В коммуникационной модели проф. Уильбура Шрама сигнал, взаимодействуя с социальной средой, превращается в сообщение. Коммуникацию У. Шрам определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения, предполагая, что отправитель и получатель имеют общий шифр, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и распознать. В одну из своих моделей Шрам ввел интерпретатор и обратную связь, благодаря чему модель стала саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность реципиенту передать сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение, превращаясь из субъекта в активный объект коммуникации. В кибернетической модели Норберта Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Организационная система работает оптимально, если по каналу обратной связи доставляется на ее вход достоверная информация, способная вызывать противодействие нежелательным отклонениям. Исследования американских ученых М. Яновитца и У. Дилэни показали, что сообщения, идущие по каналу обратной связи, в значительной мере подвержены преднамеренным искажениям коммуникантами более низкого уровня по различным соображениям. В результате руководители более высокого ранга имеют весьма смутное представление о том, какое воздействие оказала на подчиненные структуры управленческая информация. Кроме того, часть информации, полученной по каналу обратной связи, умышленно подавляется или неточно интерпретируется. С целью получения максимально полной информации по каналу обратной связи многие организации используют ящики предложений, телефоны доверия и т.д. Например, на заводах «Вольво» к решению проблемы подошли таким образом. В цехе постоянно находится работник, к которому рабочие всегда могут обратиться со своими проблемами, причем он передает информацию непосредственно директору завода и, следовательно, информация не подвергается фильтрации со стороны бригадира, начальника цеха и т.п. Сетевой анализ комуникаций зародился в исследованиях социально-психологических отношений в малых группах, проводившихся А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шой (1954). В ходе исследований были выделены два вида коммуникационных сетей, присущих любой организации: · радиальные, где индивиды взаимодействуют с другими, не контактирующими друг с другом лицами. Достоинство таких сетей — в большой открытости и информационной силе, а недостаток — в неустойчивости; · взаимосвязанные — это сети, в которых те, кто связан с данным индивидом, взаимодействуют и друг с другом. Преимущество их в устойчивости, постоянном, эффективном обмене информацией между членами сети. Но недостаток этих сетей вытекает из их преимущества: тесное общение внутри сети может мешать установлению контактов с внешней средой организации. Коммуникационные сети в малых группах подразделяют на следующие виды: · круг — информация исходит от руководителя и циркулирует по кругу от работника к работнику, обновляясь и дополняясь. Полученная после прохождения такого круга информация позволит руководителю принять более обоснованные и взвешенные решения. Такая сеть эффективна при решении сложных управленческих задач, требующих группового обсуждения и творческого подхода; · штурвал - информация исходит от руководителя каждому работнику, который усваивает ее и возвращает руководителю. При этом члены организации контактируют непосредственно с руководителем, но не друг с другом, т.е. такая сеть замыкается на руководителя. Обычно она используется при решении простых задач или принятии оперативных решений, когда нет времени на обсуждение в коллективе; · цепь — сеть со слабой централизацией — используется в многозвенных технологиях (при большом количестве выполняемых операций). Руководитель фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Информация передается по цепи от первого лица к последнему исполнителю. Слабость этой сети очевидна: на всех этапах прохождения информации она должна быть неискаженной и все получившие ее должны быть заинтересованы в ее прохождении, что возможно далеко не всегда; · игрек — в этой сети между руководителем и подчиненными существует работник, у которого собирается вся информация. Как правило, в организации это заместитель руководителя, который пропускает либо не пропускает информацию далее по цепи. С одной стороны, наличие такого «сторожа цепи» разгружает руководителя от ненужной информации, а с другой — он может блокировать информацию, которую ему по каким-то причинам не хочется передавать руководителю; · тент — в этой цепи информация распространяется от лидера по двум и более независимым каналам. Как правило, такая сеть используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям-структуры с разделением по регионам и продуктам; · палатка — сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, низшие уровни организации не участвуют в управлении; при этом возможно образование коалиций между представителями высшего уровня руководства; · дом — сеть, в которой постоянно осуществляется обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Недостатки такой сети связаны с тем, что обмен информацией между представителями одного иерархического уровня не всегда способствует решению управленческих проблем, поскольку их интересы как представителей различных функциональных подразделений могут не совпадать; · паутина — сеть с большим количеством беспорядочных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче дозированной и надежной информации. В этой сети каждый говорит с каждым, улавливая в потоке информации ту, которая ему необходима в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль руководителя сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается неэффективной для организации, а годится только для дружеской компании. Коммуникативные роли. Каждый участник делового общения в организации выполняет какую-либо коммуникативную роль. Позиции членов группы в коммуникационных сетях неодинаковы. Одни из них в основном только воспринимают информацию, другие накапливают ее, третьи создают или перерабатывают, т.е. можно говорить о наличии коммуникативных ролей у членов группы или подразделения организации. Анализ этих ролей позволяет понять, почему между какими-либо подразделениями нарушена связь, где коммуникационные каналы перегружены и т.п., своевременно ввести те или иные должности (роли), чтобы устранить дефекты системы коммуникации. Специалисты исследовательского центра Стенфордского университета выделяют следующие коммуникативные роли: · сторож — работник, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать поток сообщений, идущих по данному каналу. Например, это секретарь, который, фильтруя поток информации, освобождает руководителя от незначительных сообщений; · связной — лицо, связывающее на межличностной основе две группы или более в системе, не принадлежа ни к одной из них. Можно сказать, что они сплачивают изолированные группы в организации. При этом они либо ускоряют обмен информацией, либо тормозят его. Таких связных не всегда удается выявить. Так, при изучении ролей среди преподавателей Мичиганского университета было выявлено 15% «связных», которые связывали 29 рабочих групп различной численности, координируя между ними потоки информации; · лидер мнений — лицо, способное оказывать достаточно заметное влияние на установки или поведение других членов группы благодаря своему авторитету, несмотря на то что не всегда занимает руководящие посты. Такие работники достаточно часто общаются с компетентными источниками информации, доступны для членов группы и более других привержены групповым ценностям; · космополит — лицо, имеющее более сильные и разнообразные связи вне организации, чем остальные ее члены. Он нередко выступает поставщиком свежих идей. Это может быть человек, который часто выезжает за границу и может привезти информацию о ноу-хау.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|