Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы рейтинговой оценки предприятия




РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экономический анализ и управление производством»

 

 

Студент гр. МТП-21-16-01 Р.Р. Диваев

(подпись, дата)

Руководитель канд. экон. наук, доц. О.А. Александрова

(подпись, дата)

 

 

Оценка при защите

________________

________________

(подпись)

«__»________20__г.

 

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическая часть 3

1.1 Понятие «рейтинговая оценка». Ранжирование. 3

1.2 Основные виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки 3

1.3 Основные методы рейтинговой оценки предприятия 5

2. Практическая часть 17

3. Список использованных источников 20

 

Теоретическая часть.

Понятие «рейтинговая оценка». Ранжирование.

 

Под термином «рейтин­говая оценка» понимается место организации в классификации либо упорядочении, проведенном на основе какого-либо призна­ка. То есть рейтинговая оценка — это место предприятия в класси­фикации, полученной в ходе осуществления рейтинговой проце­дуры. Виды рейтинговых оценок зависят от способа осуществле­ния рейтинговой процедуры. [1]

Ранжирование – распределение экономических величин по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества. Поскольку в экономике измерение не всегда возможно, многие экономические величины приходится просто сравнивать между собой и располагать в определенном порядке, т.е. ранжировать. Такому упорядочению при экономико-математическом моделировании подвергаются, например, показатели качества продукции, показатели подготовленности кадров, степень (уровень) выполнения плана предприятиями, настоятельность тех или иных потребностей и т.д. [2]

 

Основные виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки.

Обычно проводится различие между двумя типами рейтингов: упорядоченным и классификационным. Рассмотрим каждый из них и кратко охарактеризуем методологию его построения.

Упорядоченным рейтингом (в литературе также используется тер­мин «рэнкинг», или «рейтинг рангового типа») называют ранжи­рование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя или группы показателей. При проведении такого рейтинга используются стандартные методы ранжи­рования совокупности объектов. Основной методологической сложностью в данном случае является отбор наиболее информа­тивных данных и трансформация разнородных показателей в ин­тегральный рейтинг, по которому и будет производиться ранжи­рование.

Классификационным (неупорядоченным) рейтингом принято счи­тать позицию участника на определенной рейтинговой шкале. Дру­гими словами, при построении рейтинга классификационного типа исследователь должен определить, к какому из заранее заданных либо определяемых входе проведения рейтингования классов мож­но отнести рассматриваемое предприятие. При построении рей­тинга данного типа обычно проводится глубокий качественный и количественный анализ деятельности предприятия, а иногда ис­пользуются и методы многомерной классификации.

Виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки (абсолютные, относительные (финансовые коэффициенты), качественные, динамические); источники возникновения показателей; содержание показателей; единицы измерения показателей (показатели представлены в виде таблицы 1). [3]

 

Таблица 1 Виды показателей, учитываемых при расчете рейтинга

Показатели Источник возник­новения Содержание показателя Наиболее рас­пространенная единица изме­рения
Абсолютные Содержатся в финан­совой отчетности предприятия Отражают финансо­вые результаты, финансовое состоя­ние и изменения в финансовом состоя­нии предприятия Денежные изме­рители
Относительные (финансовые коэффициенты) Рассчитываются на ба­зе абсолютных показа­телей (как отношение одного абсолютного показателя к другому) Характеризуют со­став и качество аб­солютных показа­телей Проценты
Качественные Определяются с по­мощью экспертных оценок Отражают неколи­чественные характе­ристики предприятия Баллы
Динамические Рассчитываются на ос­нове сопоставления других групп показа­телей (абсолютных, относительных и ка­чественных) за несколь­ко отчетных периодов Характеризуют из­менение финансо­вого состояния предприятия во времени Зависит от типа переменной, ле­жащей в основе динамического показателя

Основные методы рейтинговой оценки предприятия

 

В методологичес­ком плане выделяются два основных подхода к построению комп­лексных рейтинговых оценок: бухгалтерский (балансовый) подход и экспертный подход.

Бухгалтерский подход предполагает, что при построении рей­тинговой оценки предприятия исследователь использует доступ­ные ему данные финансовой отчетности. На их основе он рассчи­тывает необходимые показатели, а затем, используя различные методы статистической обработки данных, вычисляет комплекс­ный рейтинг исследуемой организации либо производит ранжи­рование объектов. Хотя оценка, полученная таким образом, явля­ется объективной, она может не совсем полно отражать реальную экономическую ситуацию, поскольку базируется только на дан­ных финансовой отчетности и не учитывает многие качественные показатели деятельности предприятия.

Экспертный подход основан на данных, полученных в ходе оп­роса экспертов, которым предлагается оценить исследуемое пред­приятие (либо каждое предприятие анализируемой группы) на ос­нове опыта, квалификации и анализа количественной и качествен­ной информации, имеющейся в их распоряжении. Использование экспертного подхода к построению рейтингов позволяет при оп­ределенных условиях выявить все нюансы и учесть неколичествен­ную информацию, что в конечном счете дает возможность полу­чить адекватную картину сложившейся ситуации. Однако исполь­зование данного метода сопряжено с рядом трудностей, таких, как недостаток информации, проблема компетентности экспертов, влияние субъективных факторов на оценку специалиста, сложность организации работы группы экспертов, недостаток адекватных оценочных систем, несовершенство технологий проведения экс­пертиз и методов обработки информации, а так же относительная дороговизна подобных исследований.

В связи с этим при построении оценочной системы целесооб­разно использовать оба метода. В практике рейтинговой оценки предприятий существует достаточно примеров совмещения двух подходов.

При проведении различия между балансовым и экспертным под­ходами построения рейтинговой оценки необходимо также помнить о типе рейтинга. Классификация методов рейтингования в зависи­мости от подхода и типа рейтинга представлена в таблице 2.

Методы рейтинговой оценки на основе балансового подхода. Ба­лансовый метод предполагает построение рейтинговой оценки на основе данных публичной отчетности предприятий. Следует от­метить, что это утверждение не принуждает исследователя исполь­зовать в анализе лишь абсолютные величины. Поданным отчет­ности могут быть также получены относительные, качественные и динамические показатели. Эти показатели также могут использо­ваться при проведении процедуры рейтингования. [4]

Таблица 2 - Основные методы рейтинговой оценки предприятия

Тип рей­тинга Подходы к построению рейтинговой оценки
балансовый экспертный
Упорядоченный 1. Методы «эталонного предприятия»/«удачливого конкурента»/метод «расстояний»; 2. Таксонометрический метод. 3. Метод регрессионных остатков; 4. Метод рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия; 5. Метод сумм; 6. Метод геометрической средней; 7. Метод коэффициентов; 8. Метод суммы мест. 1. Метод суммы преиму­ществ; 2. Метод непосредствен­ного ранжирования альтернатив
Классифика­ционный 1. Классификация без обучения (кпастерный анализ); 2. Классификация с обу­чением (дискрими-нантный анализ) 1. Иерархические про­цедуры классифика­ции на основе экс­пертного подхода

 

Следует особо подчеркнуть различие между методами построе­ния упорядоченного и классификационного рейтинга на основе балансового подхода (см. табл. 2). Если стоит задача ранжиро­вания предприятий, то могут применяться метод эталонной груп­пы, метод регрессионных остатков, построение рейтинговой эк­спресс-оценки финансового состояния предприятия и др. При постро­ении классификационного рейтинга широко применяются различные математико-статистические методы решения задач раз­биения объектов на однородные группы. Последовательно рассмот­рим методы построения рейтинговой оценки для упорядоченно­го, а затем и для классификационного рейтинга. [5]

Упорядоченный-балансовый.

1. Методы «эталонного предприятия» и «удачливого конкурента».
Этот метод авторы также называют «методом расстояний», поскольку в его основе лежит идея определения расстояния от каждого объекта исследуемой совокупности до «эталонного предприятия». Степень близости каждого отдельного предприятия к «эталонному» и определяет его место в рейтинге. В общем виде алгоритм получения сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия данным методом может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы A={aij}

где по строкам записаны номера показателей (i = 1,2, …, n), а по
столбцам — номера предприятий (j =1,2, …, m).

2. Формируется «эталонное предприятие», в соответствии с которым и будет проводиться ранжирование. Существуют два основных способа такого выбора предприятия. Первый заключается в
том, что для каждого из п выбранных показателей определяется
норматив, соответствующий эталонному предприятию. Второй
способ предполагает, что по каждому показателю находится максимальное или оптимальное значение по исследуемой совокупности (простроение «удачливого конкурента»). На основе выбранных значений формируется столбец условного эталонного предприятия (m + l).

3. Исходные показатели матрицы [ aij ] стандартизуются в отношении соответствующего показателя «эталонного предприятия» по
формуле:

где хij — стандартизированные показатели состояния у-го пред-
приятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле

Также возможна модификация исходной формулы с учетом весовых коэффициентов:

где ki — весовые коэффициенты, определяемые исследователем в соответствии со значимостью соответствующих показателей.

5. Предприятия ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением р (т.е. предприятие, показатели наиболее близки к выбранному эталону).

2. Таксонометрический. Он не только учитывает абсолютные значения показателей, но и позволяет элиминировать их раз личную вариацию и является обобщением метода расстояний. Матрица исходных значений преобразуется по следующим формулам:

;

;

где -среднее арифметическое всех уровней показатея j;

- среднее квадратическое отклонение показателя j.

3. Метод регрессионных остатков. В основе данного метода лежит регрессионный анализ. Базовая предпосылка заключается в том, что все предприятия поставлены в одинаковые условия хозяйствования и результат деятельности каждого конкретного предприятия зависит от нескольких известных параметров и эффективности его работы. Это означает, что рыночные условия позволяют всем предприятиям добиваться определенного результата зависимости от параметров самих предприятий. Однако одни из них в связи с более эффективным управлением добиваются результата, несколько выше нормативного, другие, действующие не очень успешно, имеют несколько менее успешный результат деятельности. В соответствии с этими соображениями, осуществляется следующая последовательность действий:

1. Определяется модель зависимости результата работы как функция от параметров деятельности и показателя эффективности:

Rj = f (a1j,a2j,…,anj)+ Effj ,

где j =1,2,..., m — номер исследуемого предприятия;

R — показатель, характеризующий результат работы предприятия;

Eff — показатель эффективности.

2. В соответствии с выбранными параметрами и показателем
результата деятельности предприятий строят регрессию по выбор-
ке, получая формулу, на основе которой рассчитывается средний
результат деятельности каждого предприятия Rf

3. Далее для каждого предприятия вычисляются регрессионные
остатки Eff = (Rj, - R), которые и являются показателем его эффективности.

4. Совокупность упорядочивается по убыванию показателя Eff.

4. Метод рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия. Идея, на которой основан данный метод, состоит в сравнении реальных значений показателей с заранее установленными
нормативными уровнями. Алгоритм реализации данного метода
выглядит следующим образом:

1. Устанавливаются нормативные значения показателей Ni,i=1,2,…,m. Отметим, что способов выбора нормативных значений показателей аналогичен способу выбора «эталонного предприятия»: они могут быть установлены исследователем независимо от анализируемой совокупности либо отобраны как наилучшие по выборке значения.

 

2. На основе имеющихся данных вычисляются показатели Ki, учитываемые при расчете рейтинговой оценки.

3. Определяется рейтинговое число:

На данном этапе также возможен подбор весовых коэффициентов, определяющих значимость каждого показателя.

4.Совокупность упорядочивается по убыванию рейтингового числа.

5. Метод cумм. Значение показателя комплексной оценки для каждого предприятия (Пi) рассчитывается как взвешенная сумма ре­зультатов его деятельности по сравниваемым показателям, т.е.Пi = Pj aij, j=1.2,3,...n,

где Рj — весовой коэффициент для j-го исходного показателя.

Чем выше результаты работы предприятия, тем больше значение показателя комплексной оценки.

В современной литературе часто используется понятие предпри­ятия-эталона, с которым сопоставляются все объекты анализа. Некото­рые авторы предлагают использовать в качестве такого эталона аб­страктное предприятие, у которого все показатели имеют наилучшее значение среди данной совокупности. Практически такой условный эта­лон строится на основе матрицы А как строка, элементы которой опреде­ляются по формуле

a0j = max (aij), i = 1,2,3,…,m, j = 1,2,3,…,n.

Если мы проранжируем каждый столбец матрицы А на ее макси­мальный элемент, т.е. на показатель предприятия-эталона, и используем полученную нормативную матрицу А' в качестве исходной для расчета, то получим комплексные показатели:

Пi = Pj a’ij, где a’ij = a’ij/ a0j

Данные показатели разумеется, не могут быть больше, чем показатели эталона. Хотя коэффициенты П'j будут близки к определенным выше коэффици­ентам Пj, распределение мест среди предприятий может несколько из­мениться, особенно это относится к предприятиям с близкими значения­ми комплексных показателей.

Основной недостаток метода сумм — уравнивание частных оце­нок, что требует введения дополнительных весовых коэффициентов при них, определение числовых значений которых представляет самостоя­тельную сложную проблему

6. Метод геометрической средней.

Интегральный показатель Kj вычисляется как средняя геометрическая коэффициентов роста частных показателей

Условия применения совпадают с условиями применения метода сумм. Выводы делаются аналогичным образом.

7. Метод коэффициентов.

Интегральный показатель Kj рассчитывается как произведение коэффициентов роста показателей

Так же, как и метод сумм, метод коэффициентов применим только для однонаправленных относительных показателей, а организации ранжируются по возрастанию (убыванию) интегрального показателя. Этот метод практически не отличается от метода средней геометрической, в результате применения этих методов организации занимают одинаковые места. Преимуществом метода средней геометрической является его большая наглядность, так как, аналогично методу сумм, он позволяет сравнивать средние темпы роста показателей.

8. Метод суммы мест.

Применение данного метода предполагает предварительное ранжирование хозяйствующих субъектов по каждому показателю в отдельности. Интегральный показатель Kj рассчитывается по формуле

где ij - место, которое занимает j-й хозяйствующий субъект по i-му показателю.

Если ввести весовые коэффициенты (коэффициенты значимости показателей), интегральный показатель будет рассчитываться по формуле

,

где αi - коэффициент значимости i-го показателя.

В отличие от ранее рассмотренных методов, метод суммы мест может применяться и для однонаправленных, и для разнонаправленных показателей. Кроме того, могут использоваться как абсолютные, так и относительные значения показатели (темпы роста).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...