Основные методы рейтинговой оценки предприятия
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономический анализ и управление производством»
Студент гр. МТП-21-16-01 Р.Р. Диваев (подпись, дата) Руководитель канд. экон. наук, доц. О.А. Александрова (подпись, дата)
Оценка при защите ________________ ________________ (подпись) «__»________20__г.
Уфа 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1. Теоретическая часть 3 1.1 Понятие «рейтинговая оценка». Ранжирование. 3 1.2 Основные виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки 3 1.3 Основные методы рейтинговой оценки предприятия 5 2. Практическая часть 17 3. Список использованных источников 20
Теоретическая часть. Понятие «рейтинговая оценка». Ранжирование.
Под термином «рейтинговая оценка» понимается место организации в классификации либо упорядочении, проведенном на основе какого-либо признака. То есть рейтинговая оценка — это место предприятия в классификации, полученной в ходе осуществления рейтинговой процедуры. Виды рейтинговых оценок зависят от способа осуществления рейтинговой процедуры. [1] Ранжирование – распределение экономических величин по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества. Поскольку в экономике измерение не всегда возможно, многие экономические величины приходится просто сравнивать между собой и располагать в определенном порядке, т.е. ранжировать. Такому упорядочению при экономико-математическом моделировании подвергаются, например, показатели качества продукции, показатели подготовленности кадров, степень (уровень) выполнения плана предприятиями, настоятельность тех или иных потребностей и т.д. [2]
Основные виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки.
Обычно проводится различие между двумя типами рейтингов: упорядоченным и классификационным. Рассмотрим каждый из них и кратко охарактеризуем методологию его построения. Упорядоченным рейтингом (в литературе также используется термин «рэнкинг», или «рейтинг рангового типа») называют ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя или группы показателей. При проведении такого рейтинга используются стандартные методы ранжирования совокупности объектов. Основной методологической сложностью в данном случае является отбор наиболее информативных данных и трансформация разнородных показателей в интегральный рейтинг, по которому и будет производиться ранжирование. Классификационным (неупорядоченным) рейтингом принято считать позицию участника на определенной рейтинговой шкале. Другими словами, при построении рейтинга классификационного типа исследователь должен определить, к какому из заранее заданных либо определяемых входе проведения рейтингования классов можно отнести рассматриваемое предприятие. При построении рейтинга данного типа обычно проводится глубокий качественный и количественный анализ деятельности предприятия, а иногда используются и методы многомерной классификации. Виды показателей, используемых при расчете рейтинговой оценки (абсолютные, относительные (финансовые коэффициенты), качественные, динамические); источники возникновения показателей; содержание показателей; единицы измерения показателей (показатели представлены в виде таблицы 1). [3]
Таблица 1 Виды показателей, учитываемых при расчете рейтинга
Основные методы рейтинговой оценки предприятия
В методологическом плане выделяются два основных подхода к построению комплексных рейтинговых оценок: бухгалтерский (балансовый) подход и экспертный подход. Бухгалтерский подход предполагает, что при построении рейтинговой оценки предприятия исследователь использует доступные ему данные финансовой отчетности. На их основе он рассчитывает необходимые показатели, а затем, используя различные методы статистической обработки данных, вычисляет комплексный рейтинг исследуемой организации либо производит ранжирование объектов. Хотя оценка, полученная таким образом, является объективной, она может не совсем полно отражать реальную экономическую ситуацию, поскольку базируется только на данных финансовой отчетности и не учитывает многие качественные показатели деятельности предприятия. Экспертный подход основан на данных, полученных в ходе опроса экспертов, которым предлагается оценить исследуемое предприятие (либо каждое предприятие анализируемой группы) на основе опыта, квалификации и анализа количественной и качественной информации, имеющейся в их распоряжении. Использование экспертного подхода к построению рейтингов позволяет при определенных условиях выявить все нюансы и учесть неколичественную информацию, что в конечном счете дает возможность получить адекватную картину сложившейся ситуации. Однако использование данного метода сопряжено с рядом трудностей, таких, как недостаток информации, проблема компетентности экспертов, влияние субъективных факторов на оценку специалиста, сложность организации работы группы экспертов, недостаток адекватных оценочных систем, несовершенство технологий проведения экспертиз и методов обработки информации, а так же относительная дороговизна подобных исследований.
В связи с этим при построении оценочной системы целесообразно использовать оба метода. В практике рейтинговой оценки предприятий существует достаточно примеров совмещения двух подходов. При проведении различия между балансовым и экспертным подходами построения рейтинговой оценки необходимо также помнить о типе рейтинга. Классификация методов рейтингования в зависимости от подхода и типа рейтинга представлена в таблице 2. Методы рейтинговой оценки на основе балансового подхода. Балансовый метод предполагает построение рейтинговой оценки на основе данных публичной отчетности предприятий. Следует отметить, что это утверждение не принуждает исследователя использовать в анализе лишь абсолютные величины. Поданным отчетности могут быть также получены относительные, качественные и динамические показатели. Эти показатели также могут использоваться при проведении процедуры рейтингования. [4] Таблица 2 - Основные методы рейтинговой оценки предприятия
Следует особо подчеркнуть различие между методами построения упорядоченного и классификационного рейтинга на основе балансового подхода (см. табл. 2). Если стоит задача ранжирования предприятий, то могут применяться метод эталонной группы, метод регрессионных остатков, построение рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия и др. При построении классификационного рейтинга широко применяются различные математико-статистические методы решения задач разбиения объектов на однородные группы. Последовательно рассмотрим методы построения рейтинговой оценки для упорядоченного, а затем и для классификационного рейтинга. [5] Упорядоченный-балансовый. 1. Методы «эталонного предприятия» и «удачливого конкурента». 1. Исходные данные представляются в виде матрицы A={aij} где по строкам записаны номера показателей (i = 1,2, …, n), а по 2. Формируется «эталонное предприятие», в соответствии с которым и будет проводиться ранжирование. Существуют два основных способа такого выбора предприятия. Первый заключается в 3. Исходные показатели матрицы [ aij ] стандартизуются в отношении соответствующего показателя «эталонного предприятия» по где хij — стандартизированные показатели состояния у-го пред- 4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле Также возможна модификация исходной формулы с учетом весовых коэффициентов: где ki — весовые коэффициенты, определяемые исследователем в соответствии со значимостью соответствующих показателей.
5. Предприятия ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением р (т.е. предприятие, показатели наиболее близки к выбранному эталону). 2. Таксонометрический. Он не только учитывает абсолютные значения показателей, но и позволяет элиминировать их раз личную вариацию и является обобщением метода расстояний. Матрица исходных значений преобразуется по следующим формулам: ; ; где -среднее арифметическое всех уровней показатея j; - среднее квадратическое отклонение показателя j. 3. Метод регрессионных остатков. В основе данного метода лежит регрессионный анализ. Базовая предпосылка заключается в том, что все предприятия поставлены в одинаковые условия хозяйствования и результат деятельности каждого конкретного предприятия зависит от нескольких известных параметров и эффективности его работы. Это означает, что рыночные условия позволяют всем предприятиям добиваться определенного результата зависимости от параметров самих предприятий. Однако одни из них в связи с более эффективным управлением добиваются результата, несколько выше нормативного, другие, действующие не очень успешно, имеют несколько менее успешный результат деятельности. В соответствии с этими соображениями, осуществляется следующая последовательность действий: 1. Определяется модель зависимости результата работы как функция от параметров деятельности и показателя эффективности: Rj = f (a1j,a2j,…,anj)+ Effj , где j =1,2,..., m — номер исследуемого предприятия; R — показатель, характеризующий результат работы предприятия; Eff — показатель эффективности. 2. В соответствии с выбранными параметрами и показателем 3. Далее для каждого предприятия вычисляются регрессионные 4. Совокупность упорядочивается по убыванию показателя Eff. 4. Метод рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия. Идея, на которой основан данный метод, состоит в сравнении реальных значений показателей с заранее установленными 1. Устанавливаются нормативные значения показателей Ni,i=1,2,…,m. Отметим, что способов выбора нормативных значений показателей аналогичен способу выбора «эталонного предприятия»: они могут быть установлены исследователем независимо от анализируемой совокупности либо отобраны как наилучшие по выборке значения.
2. На основе имеющихся данных вычисляются показатели Ki, учитываемые при расчете рейтинговой оценки. 3. Определяется рейтинговое число: На данном этапе также возможен подбор весовых коэффициентов, определяющих значимость каждого показателя. 4.Совокупность упорядочивается по убыванию рейтингового числа. 5. Метод cумм. Значение показателя комплексной оценки для каждого предприятия (Пi) рассчитывается как взвешенная сумма результатов его деятельности по сравниваемым показателям, т.е.Пi = Pj aij, j=1.2,3,...n, где Рj — весовой коэффициент для j-го исходного показателя. Чем выше результаты работы предприятия, тем больше значение показателя комплексной оценки. В современной литературе часто используется понятие предприятия-эталона, с которым сопоставляются все объекты анализа. Некоторые авторы предлагают использовать в качестве такого эталона абстрактное предприятие, у которого все показатели имеют наилучшее значение среди данной совокупности. Практически такой условный эталон строится на основе матрицы А как строка, элементы которой определяются по формуле a0j = max (aij), i = 1,2,3,…,m, j = 1,2,3,…,n. Если мы проранжируем каждый столбец матрицы А на ее максимальный элемент, т.е. на показатель предприятия-эталона, и используем полученную нормативную матрицу А' в качестве исходной для расчета, то получим комплексные показатели: Пi = Pj a’ij, где a’ij = a’ij/ a0j Данные показатели разумеется, не могут быть больше, чем показатели эталона. Хотя коэффициенты П'j будут близки к определенным выше коэффициентам Пj, распределение мест среди предприятий может несколько измениться, особенно это относится к предприятиям с близкими значениями комплексных показателей. Основной недостаток метода сумм — уравнивание частных оценок, что требует введения дополнительных весовых коэффициентов при них, определение числовых значений которых представляет самостоятельную сложную проблему 6. Метод геометрической средней. Интегральный показатель Kj вычисляется как средняя геометрическая коэффициентов роста частных показателей Условия применения совпадают с условиями применения метода сумм. Выводы делаются аналогичным образом. 7. Метод коэффициентов. Интегральный показатель Kj рассчитывается как произведение коэффициентов роста показателей Так же, как и метод сумм, метод коэффициентов применим только для однонаправленных относительных показателей, а организации ранжируются по возрастанию (убыванию) интегрального показателя. Этот метод практически не отличается от метода средней геометрической, в результате применения этих методов организации занимают одинаковые места. Преимуществом метода средней геометрической является его большая наглядность, так как, аналогично методу сумм, он позволяет сравнивать средние темпы роста показателей. 8. Метод суммы мест. Применение данного метода предполагает предварительное ранжирование хозяйствующих субъектов по каждому показателю в отдельности. Интегральный показатель Kj рассчитывается по формуле где ij - место, которое занимает j-й хозяйствующий субъект по i-му показателю. Если ввести весовые коэффициенты (коэффициенты значимости показателей), интегральный показатель будет рассчитываться по формуле , где αi - коэффициент значимости i-го показателя. В отличие от ранее рассмотренных методов, метод суммы мест может применяться и для однонаправленных, и для разнонаправленных показателей. Кроме того, могут использоваться как абсолютные, так и относительные значения показатели (темпы роста).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|