Тема: «Величина и её изображение».
⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
Сравнить – значит охарактеризовать. Для масштабных сопоставлений могут использоваться самые разные предметы, но универсальным эталоном для выявления размеров объектов, безусловно, является фигура человека. Пример: голова сфинкса. Надо не забывать, что зритель, воспринимая общий поток изобразительного ряда, невольно оценивает крупномасштабную композицию как желание оператора придать объекту, какое – то особое значение. Поэтому ему следует контролировать масштабные соотношения планов на всем протяжении снимаемого материала.
Тема: «Перспектива». Оператор всегда показывает то пространство, в котором взаимодействуют герои сюжета. Это пространство появляется перед зрителем или в виде различных интерьеров или, если действие происходит на натуре, в виде пейзажей. Сначала, древних времен (неолит), пространство изображали в двухмерном измерении. Со временем появилась перед художниками сложная задача: передать трехмерное изображение на двухмерной поверхности, т.е. создать иллюзию пространства, уходящего вглубь полотна. Путь к этому был очень долог. Сегодня оператор использует целый ряд приемов, которые позволяют передать на экране «глубину кадра», то есть создать на двухмерной плоскости экрана иллюзию трехмерного измерения. Линейная перспектива. Перспектива (лат. Perspicere – увиденный сквозь что – либо, ясно увиденный) – один из способов изображения объемных тел на плоскости или на другой поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и четкости, вызванными расположением в пространстве и степенью удаленности от наблюдателя. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве, для чего в реалистических искусствах используется перспектива. Этот метод передачи пространства разработали художники эпохи Возрождения.
Они ввели в обращение сам термин «перспектива», чтобы изучить ход световых лучей – камеру – обскуру. Человеческий глаз, камера – обскура и съемочные камеры имеют одинаковую схему формирования изображения: точка зрения находится на расстоянии от изображаемого предмета и проектирующие лучи сходятся в ней как в центре. Это и есть перспектива, или центральная, проекция. Наш глаз видит удаленные предметы уменьшенными по мере увеличения расстояния от точки зрения. Если соединить равновеликие предметы, расположенные в глубину пространства, воображаемыми параллельными линиями, то при зрительном восприятии эти линии сойдутся в одной точке, - главной точке схода, так реальное пространство превращается в пространство зрительного восприятия, которое в психологии называют перцептивным. Перспектива такого рода называется линейной. Она строится по прямым линиям, которые соответствуют ходу световых лучей. Ряд одинаковых объектов, находящихся на различном расстоянии от съемочной точки, очень убедительно передают глубину кадра. Линейная перспектива – один из основных способов формирования глубинных композиций. Тональная (воздушная) перспектива. Атмосферный слой (туман, дождь, снег, пыль, дым) становится элементом композиционного построения кадра. Эффект угасания тональной насыщенности по мере удаления объектов от съемочной камеры (наблюдателя) называется тональной перспективой. Леонардо назвал тональную перспективу «воздушной». Композиции такого рода обычно имеют темный передний план, который помогает зрителю ощутить иллюзию пространства, уходящего в глубину кадра. Оптическая перспектива.
Одно из самых удивительных свойств человеческого глаза заключается в том, что ты можем четко увидеть и близко расположенные и отдаленные предметы. Это следствие Аккомодации - возможности глазного хрусталика изменить свою форму при переводе взгляда с дальнего рубежа на близкий и наоборот, т.е. оптическая система нашего глаза меняет свое фокусное расстояние. Зрительные оси глаз при этом тоже меняют свое направление и пересекаются на нужном предмете. Такое действие глазного механизма называется конвергенцией. Наш визуальный аппарат дает возможность «выбрать кадр» и обеспечивает четкое зрительное восприятие интересующего нас объекта. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мы определяем их положение в пространстве, и сравниваем расстояния, разделяющие их. Тоже самое происходит при наведении фокуса оптической системы камеры. Зритель видит объекты, попавшие в зону резкости, и объекты, которые оператор вывел из фокуса. На основании этого у зрителя возникает иллюзия глубины пространства. Это и есть оптическая перспектива.
Перспектива, выявляемая эффектом заслонения. В жизни, если мы видим, что один объект перекрывает часть другого, мы понимаем, какой из них ближе к нам, а какой дальше. Такая расстановка предметов и фигур на плоскости изобразительного произведения – убедительный способ пространственной ориентации зрителя. Искусствовед Н.Н. Волков называл его «эффектом заслонения». Перспектива, выявленная характером освещения. Выявить или активно подчеркнуть может Характер светового потока, падающего на объект. (Контровой свет на темном фоне). Также глубину пространства можно передать, если объект, движущийся по направлению у камере или от нее, будет периодически попадать из освещенного участка пространства в теневой, а потом снова в освещенный. Динамическая перспектива. У кино и ТВ есть возможность передать глубина пространства при помощи Динамической перспективы, что не под силу другим видам изобразительного искусства. Такая перспектива может создаваться по двум схемам. 1. Если объект, при статичной съёмочной точке, удаляется или приближается к камере. 2. Это съёмка с движущейся точки, так называемое Динамическое панорамирование.
Способы передачи третьего измерения (глубины) кадра могут использоваться порознь и в сочетании. Существует много теорий перспективы, но главное можно выразить одной фразой: сходящиеся линии на изображении создают ощущение глубины. Кубы под углом имеют сходящиеся линии как в глубь кадра, так и справа налево (рис. 28 а), если мы переместимся в эту точку, показанную на (рис. 28 б), и снимем прямой план напротив кубов, линии будут полностью горизонтальными и у нас исчезнет ощущение перспективы, поэтому следует по возможности избегать съёмки в лоб любых поверхностей. а б в рис. 28 Линии на изображении создают перспективу, когда пересекаются в точке схода, в данном случае точка схода находится внутри кадра (рис. 28 в), что создаёт весьма жёсткую перспективу. Более свободная перспектива формируется при расположении точки схода за границами кадра, при этом линии направляются в её сторону (рис. 28 а). Если требуется снять диалог актёров между двух рядов кубов, расположение героев таким образом, как показано на (рис. 29 а), создаст практически отсутствие перспективы (рис. 29 б). В этой сцене очевиден способ создать перспективу с обеих камер, расположить героев параллельно кубам (рис. 30 а;б;в). а б рис. 29 а б в рис. 30 Другое правило, заимствованное из живописи: линии перспективы должны направлять взгляд в кадр. Эти линии направляют нас в сторону мужчины (рис. 31 а). Наиболее ясно это видно, если поместить мужчину в самый центр кадра, а все линии перспективы симметрично расположить вокруг него (рис. 31 б); так как съёмка является переносом трёхмерного мира в плоскость двухмерной плёнки, очень важно сделать всё возможное, чтобы сохранить ощущение перспективы.
а б рис. 31 Если убрать кубы, теряется ощущение перспективы (рис. 32). рис. 32
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|