Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер

Цель:  оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия - особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, уровень координации «глаз - рука»; регулятивные действия – волевая саморегуляция, наличие стратегии деятельности, принятие задачи, планирование, контроль выполнения деятельности, коррекция, оценка деятельности, характер отношения к успеху и неудаче.

Возраст: от 3 до 12 лет.

Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

Материал: 9 стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности, бумага, карандаш, ластик.

Описание задания: испытуемому предлагают скопировать фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованной бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации. Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги. Если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но ты можешь делать, как тебе хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но, тем не менее, копировать испытуемый должен сначала фигуру А, затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые тебе необходимо скопировать. Просто перерисуй их так, как видишь».

Критерии оценивания:

Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:

1) выполнение углов (исключение составляет Фигуры 1, 2)

2) ориентация элементов;

3) взаимное расположение элементов.

Таблица 5

Фигура А

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 четыре угла прямые фигуры расположены горизонтально фигуры соприкасаются в точности в соответствии с образцом
2 углы не прямые ось вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромба фигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)
3 фигура значительно деформирована    
4 форма фигуры не определена   фигуры пересекаются
5   "ротация" - композиция фигур развернута на 45 градусов или больше фигуры значительно расходятся

Таблица 6

Фигура 1

Баллы Ориентация Взаимное расположение элементов
0 точки расположены вдоль горизонтальной прямой точки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или организованы в пары
2 паттерн несколько отклоняется от горизонтали или прямой линии точек существенно больше или меньше, чем на образце;   точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки
3 множество точек представляет собой "облако"; точки расположены вдоль прямой, которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов  
4   точки воспроизведены как крупные кружки или пунктирная линия

Таблица 7

Фигура 2

Баллы Ориентация Взаимное расположение элементов
    Условия: а) горизонтальное расположение рядов кружочков; б) равное расстояние между элементами; в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой
0 все колонки сохраняют правильный наклон все условия выполнены
1   два условия выполнены
2 от одной до трех колонок не сохраняют правильной ориентации кружочки соприкасаются или пересекаются более, чем в одной колонке;   + 2 балла, если вместо кружочка нарисованы точки или черточки
3 более трех колонок имеют неправильную ориентацию выполнено одно из условий
4 рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть или менее колонок или колонки состоят из двух элементов вместо трех;   не сохранены уровни, одна или несколько колонок сильно выступают вверх или "провалены" вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)  
5 "ротация" - вся композиция развернута на 45 градусов или больше;   "персеверация" - общее число колонок больше тринадцати ни одно из условий не выполнено

Таблица 8

Фигура 3

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 воспроизведены три угла ось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальна соблюдается увеличение числа точек от угла к углу
2 воспроизведены два угла ось наклонна, но менее чем на 45 градусов;   вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков вместо точек воспроизведены кружочки или черточки
3     "выпрямление", то есть один или две ряда образуют вертикальную линию вместо угла
4 воспроизведен один угол вершины углов соединяются ломаной из трех отрезков нарисован дополнительный ряд;   нарисована линия вместо ряда точек;   рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек
5 отсутствие углов "ротация" - поворот всей композиции не менее чем на 45 градусов "инверсия" - изменение направления углов

Таблица 8

Фигура 4

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 углы правильные и две дуги одинаковые ось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадрата фигуры правильно соприкасаются
2 один угол или одна дуга не получились предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация;   асимметрия дуги фигуры слегка расходятся
3 два угла или две дуги, или один угол и одна дуга не получились    
4 только один угол и одна дуга удались   плохая интеграция, если фигуры пересекаются или отдалены друг от друга
5   ротации дуги, если ось образует 90 градусов или меньше;   ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места  
10   основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/З от нужного места  

 

Таблица 9

Фигура 5

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 угол правильный, дуга симметричная линия касается дуги под правильным углом в месте, соответствующим образцу линия касается дуги, число точек соответствует образцу
2   предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация;   нарушена симметрия дуги линия не прямая   воспроизведены кружочки или черточки вместо точек
3 угол значимо отличается от образца    
4     воспроизведена линия вместо ряда точек;   линия пересекает дугу
5   "ротация" - композиция повернута на 45 градусов или более  

 

Таблица 10

Фигура 6

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углы синусоиды пересекаются в правильном месте под углом, соответствующим образцу количество волн обоих синусоид соответствует образцу
2 синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудуг синусоиды пересекаются под прямым углом количество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце;   количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце
3      
4 синусоиды воспроизведены как прямые или ломаные линии не пересекаются вовсе на рисунке воспроизведено более двух отдельных линий

Таблица 11

Фигура 7

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильно ориентация обеих фигур правильная пересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной
2 отсутствует один угол ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация пересечение не совсем правильное
3 отсутствует более одного угла   одна фигура лишь соприкасается с другой
4 лишние углы, то есть более 6 в фигуре   пересечение неправильное
5 "деформация" - фигуры неопределенной формы "ротация" - угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов) фигуры отдалены друг от друга

 

Таблица 12

Фигура 8

Баллы Выполнение углов Ориентация Взаимное расположение элементов
0 все углы выполнены правильно ориентация обеих фигур правильная пересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур
2 отсутствует один угол ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация пересечение не совсем правильное (внутренняя фигура имеет один зазор с внешней)
3 отсутствует более одного угла   нарушены относительные пропорции фигур
4 лишние углы    
5 "деформация" - фигуры неопределенной формы "ротация" - угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов) внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с нею

Таблица 13

Общие тенденции

Балл Показатель
2 Рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа; Рисунки располагаются не в правильной последовательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)
3 На рисунке присутствует более двух исправлений или стираний; Отчетливо проявляется тенденция к увеличению или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок
4 Каждая последующая картинка выполнена менее тщательно предыдущей; Картинки перекрывают друг друга
6 При выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукой

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.

Таблица 14

Нормы выполнения теста

(получены на выборке Самарских детей)

Возраст Диапазон нормы
6,6 – 7 лет (1255 чел.) 38 - 44
7,1 – 7,6 лет (2157 чел.) 37 - 43
7,7 - 8 лет (941 чел.) 36 - 42

 

Дополнительную информацию дают следующие качественные показатели:

1) Время, затраченное на выполнение задания в целом.

Время, затрачиваемое на выполнение гештальт-теста в целом в норме, составляет 10-20 минут у детей от 4 до 8 лет и 5-10 минут у более старших детей и взрослых. Превышение этого времени более чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации.

2) Особенности поведения испытуемого.

Например, следует с особым вниманием относится к случаям, когда ребенок старше 5 лет "зацикливается" на изображении повторяющихся элементов (например, начав рисовать точки Фигуры 1, выполняет ими весь лист) или "достраивает" копируемые фигуры до осмысленной сюжетной картинки, забыв о первононачальном задании. При однократной ошибке такого типа следует остановить ребенка и повторно объяснить ему задание, внимательно наблюдая за реакцией. Если ребенок не корректирует своих действий по инструкции эксперементатора, то в первом случае это свидетельствует о серьезной задержке психического развития, во втором – о возможной шизоидности, об аутическом мышлении. Следует, впрочем, с большой осторожностью относиться к таким предположениям и тщательно проверять их с помощью других диагностических средств.

3) Формальные характеристики рисунка: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений, тенденцию к ухудшению или улучшению результатов в ходе тестирования и др.

Интерпретация этих характеристик подчиняется принципам, общим для всех рисуночных методик («Дом-Дерево-Человек», «Рисунок Неизвестного Животного», «Рисунок семьи» и пр.).

Так, слабая, прерывистая, едва различимая линия свидетельствует обычно о низкой энергичности ребенка или его астенизации, тогда как жирная, с ровным, сильным нежимом - о высокой энергичности и активности; существенное преувеличение размеров воспроизводимых фигур с высокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимое преувеличение - о заниженной самооценке. Наложение рисунков друг на друга, случайное их расположение на листе, выходы за границы листа, снижение качества выполнения в ходе тестирования - о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности. Однако, следует с осторожностью относится к вынесению суждений подобного рода, если они не подтверждаются результатами других методик.

Хорошо развитая зрительно-моторная координация у детей, поступающих в школу, встречается исключительно редко. Связь зрительного анализа с движением руки не созревает по мере взросления ребенка, а постепенно формируется в процессе соответствующей деятельности. Она начинает складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации. Поступив в школу, дети начинают ежедневно списывать и срисовывать, и ко второму классу обычно необходимые связи формируются.

Тест Бендер позволяет выяснить, имеется ли у ребенка минимальная необходимая для начала обучения в школе зрительно-моторная координация. Если у выполненных рисунков есть общее сходство с образцами, совпадают также количество и характер деталей (несмотря на некачественную прорисовку, несоблюдение формы, размеров, расположения на листе), то делается положительный вывод.

Важно также различать недостаточную сформированность зритель­но-моторной координации и ее нарушения, вызванные анатомо-физиологическими дефектами. Составленные нами на основе многолетних исследований интерпретационные критерии позволяют четко их разграничивать. И в том, и в другом случае дети будут допускать нелепые ошибки при списывании, не замечая их даже во время проверок, но характер помощи им будет существенно различаться.

Если мы имеем дело с еще не установленными зрительно-двигательными связями, то ребенок должен любое списывание (или срисовывавние) предварять подробным, детальным речевым анализом предстоя­щей работы. Проговаривание позволяет перевести зрительный образ в план сознания и, следовательно, подключить далее осознанный конт­роль за выполнением работы. В процессе проговаривания происходит также трансформация образа: из зрительного он преобразуется в зри­тельно-речевой. Когда ребенок и графическое воспроизведение сопро­вождает рассуждениями, его речь становится связующим звеном между зрительным анализом и движением руки. Таким образом, устанавлива­ются (и постепенно налаживаются) адекватные связи между зрительно воспринимаемыми изображениями и двигательно-графическими их ре­ализациями. Списывание должно осуществляться по элементам, а не целостными образами. Например, слова надо списывать по буквам (а даже не по слогам), примеры — по цифрам (а не по числам) и так же по элементам сверять написанное с образцом. В процессе работы следует закрывать (закладками, полосками бумаги) области текста или примера, ко­торые в данный момент не подлежат списыванию. Можно обучать ребен­ка визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле, по образцу тетрадей для первоклассников 50-60-х годов. Этот способ работы улучшает ее качество и зрительно-моторную координацию в целом (как при перерисовывании картин с помощью мел­кой клетчатой сетки). С этой целью также хорошо использовать графи­ческий анализ (направление движения и характер перегиба), предложен­ный П. Я. Гальпериным.

Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер — это не зна­чит, что он не умеет (или не сможет научиться) писать или рисо­вать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (и такие случаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глаза­ми. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.

Нарушения зрительно-моторной координации связываются с. раз­личными поражениями теменных (теменно-височных) отделов голов­ного мозга (56).Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо нарушено воспроизведение целостных форм (это выявляется рисун­ками 2, 3, 5 теста Бендер), либо внутриструктурных отношений (это выявляется рисунками 1 и 4). Это может быть следствием органичес­ких поражений в первом случае правых теменной или теменно-височной областей, а во втором — левых теменной или теменно-височной областей. Чаще всего причинами органических нарушений являются ушибы, травмы соответствующих зон головы, а также наложение щипцов в родах. Если рисунок ребенка позволяет подозревать наличие органических поражений и функциональных нарушений в работе мозга, то абсолютно необходимо нейрологическое обследование и консультация невропатолога.

Детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обучать письму можно на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными цифрами, буквами и словами. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом, осваивая графику письма. При менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку.

 

Для диагностики регулятивных действий учитываются следующие качественные показатели.

Показатели развития регулятивных действий:

1. Принятие задачи:

ü задача не принята, принята неадекватно, не сохранена – 0 баллов;

ü задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес – 1 балл;

ü задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена – 2 балла.

2. Планирование, регламентирующее пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями (оценивается на основе ответов ребенка о найденной им закономерности, задаваемых психологом после выполнения каждой матрицы. Если ребенок может объяснить способ выполнения задания, т. е. выявил необходимую закономерность, психолог делает вывод, что ребенок осуществляет предварительное планирование):

ü хаотические пробы и ошибки, то есть деятельность без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия - 0 баллов.

ü опора на план и средства, но не всегда адекватная (действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже неверные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок) - 1 балл;

ü целенаправленное, последовательное выполнение заданий в соответствии с планом – 2 балла.

3. Контроль выполнения деятельности:

ü не осуществляет – 0 баллов;

ü осуществляет периодически – 1 балл;

ü осуществляет постоянно – 2 балла.

4. Коррекция выполнения заданий:

ü не осуществляет – 0 баллов;

ü осуществляет периодически – 1 балл;

ü осуществляет постоянно – 2 балла.

5. Оценка – констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи (оценивается на основе ответов ребенка о качестве выполнения задания. Вопрос задается психологом, после выполнения ребенком задания):

ü оценка либо отсутствует, либо ошибочная – 0 баллов;

ü оценивается только достижение/недостижение результата, причины не называются, часто неадекватно называются – 1 балл;

ü адекватная оценка результата, эпизодически осуществляются меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно – 2 балла.

6. Отношение к успеху/неудаче:

ü парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует – 0 баллов;

ü адекватная на успех, неадекватная на неудачу – 1 балл;

ü адекватная на успех и неудачу – 2 балла.

При оценке сформированности показателей регулятивных УУД школьника за высокий уровень сформированности показателя принимают качество, оцениваемое в 2 балла, за средний – в 1 балл, за низкий – в 0 баллов.

Тест Тулуз-Пьерона

Цель: изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и пси­хомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные ха­рактеристики работоспособности и динамику работоспособно­сти во времени.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивные действия – волевая саморегуляция, личностные ха­рактеристики работоспособности и динамику работоспособно­сти во времени.

Возраст: от 6 до 17 лет.

Форма и ситуация оценивания: групповое тестирование.

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «коррек­турной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцирова­нии стимулов, близких по форме и содержанию, в течение дли­тельного, точно определенного времени.

«Классический» вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, на­чиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) предлагается упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возрас­та не рекомендуется, так как он перестает быть валидным.

Материал.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к ка­кому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Те­стовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном по­рядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов). В расположенных ниже строч­ках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время ра­боты с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

К преимуществам теста относится его независимость от куль­турной принадлежности, уровня вербального и социального ин­теллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Зада­ния простые, решаются наглядно, посредством сравнения с об­разцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения вни­мания и волевого усилия. Согласно Колларику и Черны, тест стандартизован на нескольких выборках. Распределение резуль­татов является нормальным. Валидность доказана по множествен­ным корреляциям с родственными тестами. Прогностическая ва­лидность установлена для оценки успеваемости, технического ри­сования и способностей к технике. При использовании фактор­ного анализа тест попадает в фактор, объединяющий тесты на перцепцию, внимание, память, воображение, общую остроту ума и сообразительность.

Результаты, полученные на детях, отражают их воз­растное психофизиологическое развитие. Скорость выполнения теста связана с возрастным созреванием нервной системы и своих максимальных значений с последующей стабилизацией дости­гает к 15-18-летнему возрасту.

Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (занимает не более 15 минут) и пригодна для массо­вых обследований.

Для более полной оценки возможных осложнений в разви­тии ребенка тест Тулуз-Пьерона необходимо использовать в ком­плексе с интеллектуальными и личностными психодиагностичес­кими методиками. В этом случае при тестировании дошкольни­ков и учащихся 1-2 классов процедуру тестирования необходи­мо начинать с теста Тулуз-Пьерона, чтобы определить особенно­сти работоспособности.

Описание задания.

Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона может про­водиться как групповым способом, так и индивидуально. Однако следует помнить, что результаты индивидуального и группового тестирования детей до 12 лет могут не совпадать. Ситуации само­стоятельной работы в группе и диалогового взаимодействия со взрослым оказываются неидентичными для детей этого возраста из-за того, что произвольность, волевое самоуправление у них еще развиты недостаточно. Когда ребенок находится один на один со взрослым, он как бы попадает в его «волевое поле» и действует намного более четко, собранно, чем ему это обычно свойственно. Для того, чтобы выяснить, как он будет работать в классе, тести­рование должно проводиться групповым способом, воспроизводя типичную обстановку урока. Индивидуальное обследование пока­зывает возможности ребенка при наличии внешнего контроля (ро­дителей, репетитора), т. е. зону его ближайшего развития.

При групповом тестировании группа должна быть не менее 6-10 человек (для дошкольни­ков и школьников соответственно). В условиях школы удобнее ра­ботать сразу со всем классом. Общее время работы для детей – 15-20 минут (чем младше дети, тем больше времени уходит на объяснение и проверку понимания инструкции).

При групповом тестировании дети сначала подписывают блан­ки, а потом слушают инструкцию, сопровождаемую демонстраци­ей. Для демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратов.

Инструкция

«Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных блан­ков нарисованы три (два) квадратика. Это - квадратики-об­разцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадра­тики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера - тренировочная строч­ка (или черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо вы­полнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки (не изменяя его про­странственной ориентации) с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строчки точно-точно похож на ка­кой-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной верти­кальной черточкой. Если точно такого квадратика среди об­разцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инст­рукции необходимо сопровождать демонстрацией соответству­ющих действий). Сейчас Вы должны будете таким образом пос­ледовательно обработать все квадратики тренировочной строч­ки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая не­совпадающие. Работать необходимо строго по инструкции.

Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встре­чаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать со­впадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квад­ратики».

Показывайте последовательно на каждый квадратик трени­ровочной строчки, нарисованной на доске, и спрашивайте: « По­хож?- Не похож?» и «Что делаем: зачеркиваем? - Подчерки­ваем?». Только после совместного проговаривания те дети, ко­торые все поняли, могут приступать к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо индивидуально на их бланке показать, как надо работать. К таким детям обычно относятся «кинестетики», по Р. Бэндлеру, а также дети с легкой теменной, теменно-затылочной или лобной органикой. Кинестетикам недостаточно словесно-визу­альной инструкции. Для понимания им необходимо практически опробовать работу под контролем взрослого, после чего они прекрасно с ней справляются. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в состоянии выполнять инвертированные действия. Поэтому они зачеркивают несовпадающие с образцами квадра­тики и подчеркивают совпадающие, т.е. действуют по логике «уда­лить непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушениями зри­тельно-двигательной координации, для диагностики которой можно использовать графический тест Бендер.

Психолог, проходя по классу и наблюдая за работой детей, должен проверить, все ли правильно поняли инструкцию, и по­править тех, кто выполняет что-либо неверно. Необходимо про­следить, чтобы у всех детей при выполнении подчеркиваний и зачеркиваний происходила смена ориентации движений с гори­зонтальных на вертикальные (или близкие к вертикали). Иногда дети неосознанно «устраняют» сбивающий их фактор и вычерки­вают квадратики слегка скругленной, почти горизонтальной ли­нией, проводя ее из нижнего левого угла квадратика до середи­ны его правой стороны. В результате, в движении постоянно со­храняется горизонтальная доминанта, и моторного переключе­ния, предусмотренного методикой, не происходит. Таким обра­зом, вся работа значительно упрощается.

Лучше выполнять задание шариковой ручкой, а не каранда­шом, так как дети пытаются стирать ошибки. Обследуемые пре­дупреждаются, что исправлять ничего не надо, так как любое ис­правление все равно засчитывается как ошибка.

Закончившие обработку тренировочной строчки отдыхают и ждут, пока не закончат все дети. При переходе к основной части задания необходимо проверить, чтобы у всех детей пронумеро­ванные строчки на бланках были «чистыми».

Продолжите инструкцию: «Теперь будем работать все вме­сте и точно по времени. На каждую строчку будет даваться 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте стро­ки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Ра­ботать надо как можно быстрее и как можно внимательнее».

К выполнению основной части работы дети приступают по команде: «Все поставили ручки на первую строчку! Начали!».

По истечении времени, отведенного на последнюю строчку, надо сказать: «Стоп! Все работу закончили».

В процессе тестирования необходимо следить за тем, что­бы обследуемые точно по сигналу, не задерживаясь, переходили к новой строчке и вовремя, по команде «Стоп», заканчивали ра­боту. Школьники обычно продолжают обрабатывать последнюю строчку и после сигнала об окончании. В связи с этим при прове­дении расчетов ее следует «укоротить» по предшествующей. Не­обходимо периодически напоминать обследуемым, чтобы они работали внимательнее, а также хвалить и подбадривать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...