Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности тестирования первоклассников

Для получения надежных результатов необходимо четко следовать описанной ниже процедуре.

На доске надо нарисовать квадратики-образцы и часть тре­нировочной строчки. Если дети проучились в школе несколько месяцев и уже получали отметки за работу, им необходимо ска­зать: «За то, что вы будете делать сейчас, никаких отметок ставиться не будет: ни двоек, ни пятерок. Это - урок психо­логии, и вы будете работать для себя. Главное - все делать самостоятельно».

Инструкция «Все на своих листочках в левом верхнем углу нашли вот такие два квадратика (показать на бланке и на доске) - это квадратики-образцы. С ними надо сравнивать квадратики, которые нарисованы на следующей строчке (показать на блан­ке). Сначала попробуем все вместе на доске. Пока никто ни чего не пишет, только отвечайте хором.» Показывая на первый квадратик тренировочной строчки, спросите: « Этот квадратикпохож точно-точно на какой-нибудь из образцов (показать)?». Выслушайте ответы. Разъясните, почему не похож: « В образцелевый бочок зарисован, а тут правый».

Затем продолжите: «Когда квадратик не похож на образ­цы, его надо подчеркнуть (показать на доске)». Укажите на сле­дующий квадратик тренировочной строчки: « А этот точно-точ­ нопохож на какой-нибудь из образцов? Да. Тогда его надо зачеркнуть вертикальной черточкой (показать на доске)». Ана­логично спрашивайте про каждый квадратик тренировочной строч­ки, изображенный на доске: «Похож? Не похож?» и «Что дела­ем: зачеркиваем? Подчеркиваем?»

Дети должны отвечать хором. Смотрите, чтобы отвечали все. Если кто-то из детей молчит или отвечает неправильно, остано­витесь и попросите его ответить на ваш вопрос индивидуально. После разбора примера, приведенного на доске, скажите детям, что начинать работать могут все, кто понял задание: « Делать надо то же самое на своих листочках на тренировочной строчке. Тренировочная строчка без номера и нарисована сразу под образцами. Кому не понятно, поднимите руки». Подойдите к тем, кто поднимет руки, и объясните инструкцию еще раз инди­видуально так, чтобы дети поняли. Обязательно проверьте, как выполнили тренировочную строчку и все остальные ребята. Тем, кто сделал неправильно, надо также оказать помощь. Пометьте для себя тех детей, которые не смогли правильно понять инст­рукцию в процессе группового объяснения, для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину.

Предупредите детей: «Кто сделает тренировочную строчку, может отдохнуть. Пока делать ничего больше не надо». Тех, кто ошибся при выполнении задания на тренировочной строчке, необходимо подбодрить: «Ничего страшного, так как это - черновичок ». Подождите, пока все не закончат работать на тре­нировочной строчке.

Продолжите инструкцию: «Теперь, когда я скажу: «Нача­ли!» - мы будем все вместе выполнять само задание. Рабо тать будем точно по времени. На каждую строчку я буду да­вать одну минуту. За одну минуту никто всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кто-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно!» Обратите внима­ние, что маленьким детям дается установка только на точность работы. Более старшим - и на точность, и на скорость.

«Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вто­рая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке) и начинаете делать вторую строчку.

Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». Сразу переносите руку и на­чинаете делать третью строчку (показать). И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (по­казать на квадратики-образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?»

Если детям все понятно, скажите: «Теперь все взяли руч­ки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети). Начали работать».

По истечении 10 минут скажите: «Стоп, все работу закон­чили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. От­дохнули, помахали руками».

В процессе тестирования следите, чтобы все дети работали точно по инструкции. Кинестетики и высокотревожные дети пос­ле дополнительного пояснения обычно успешно справляются с заданием. В процессе работы всех детей необходимо хвалить и подбадривать. Сначала похвалите их за то, что все правильно поняли, как надо работать. Тех, кто ошибся на тренировочной строчке и расстроился, успокойте, сказав, что ничего страшного в этом нет. В процессе выполнения самого задания обязательно говорите детям: «Все молодцы, хорошо работаете». К концу работы подбадривайте: «Молодцы. Уже немного осталось».

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования осуществляется с по­мощью наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрач­ного материала. На ключе маркером выделены места, внутри ко­торых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1) Общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

2) Количество ошибок.

За ошибку считается: неверная обработка (когда внутри мар­кера квадратик подчеркнут, а вне - зачеркнут), любые исправле­ния и пропуски (когда квадратик вообще не обработан). Соответствующие две цифры проставляются справа против каждой строчки и затем переносятся в соответствующую табли­цу на Бланке фиксации результатов.

Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в ко­лебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или на­растанию количества обработанных знаков в строчке и по дина­мике ошибок. При желании они могут быть оценены и количе­ственно, посредством сравнения скорости и точности обработ­ки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректур­ных пробах).

Основные расчетные показатели:


1. Скорость выполнения теста:

 

 

n - число рабочих строчек; х1 - количество обработанных знаков в строке. Таким образом, общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания):


 

V  - скорость;

α - среднее количество ошибок в строке;

n - количество рабочих строчек;

у1: - количество ошибок в строке.

Таким образом, находится отношение правильно обработан­ных знаков к общему числу обработанных знаков.

Интерпретация результатов

Основным показателем является ко­эффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характе­ризующий развитость произвольного внимания и, в особеннос­ти, способность к произвольной концентрации. Именно этот по­казатель (К) необходимо анализировать в первую очередь, срав­нивая полученное числовое значение с нормативами, приведен­ными в Таблице 15.

Если расчетное значение показателя точности выполнения те­ста попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то в этом случае необходимо обязательно направить ребен­ка к невропатологу. Если расчетный показатель оказывается в зоне сла­бого развития точности внимания, то необходимо дополнитель­но проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона (Таблица 16).

Таблица 15

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные группы

Точность выполнения (К)

Очень низкая Низкая Средняя   Высокая Очень высокая
Дошкольники (6-7 лет) - 1 классы 0,89 и менее 0,9 -0,91 0,92-0,95 0,96-0,97 0,98-1

 

Таблица 16

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные группы

Скорость выполнения (V)

Очень низкая Низкая Средняя   Высокая Очень высокая
Дошкольники (6-7 лет) 0-14 15-17 18-29 30-39 40 и более
1 класс 0-19 20-27 28-36 37-44 45 и более

 

При оценке сформированности волевой саморегуляции школьника как регулятивного компонента УУД за высокий уровень сформированности принимается сочетание высокой или очень высокой точности с высокой или очень высокой скоростью выполнения теста; за низкий уровень сформированности принимается сочетание очень низкой или низкой точности с очень низкой или низкой скоростью выполнения теста. Все остальные варианты свидетельствуют о среднем уровне сформированности данного УУД.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...