Цели, задачи и принципы развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Общие положения Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития Республики. Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего. При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере, принятие современных решений как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей. Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние совпадает по времени с процессом осмысления дополнительного образования не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как важной составляющей педагогики развития. Этим учреждениям присущи новые характеристики: · расширение функций: из категории досуговых они перешли в разряд профильных стартовых площадок, обеспечивающих возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования; · приоритет гуманистической, активнодеятельностной направленности образования, · оснащенность образовательного процесса современными программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; · системно-деятельностный характер образовательного процесса; · открытость, вариативность, мобильность, адаптивность системы дополнительного образования; · реализация аксиологического, социокультурного подходов к формированию содержания дополнительного образования;
· персонализация обучения через внедрение индивидуализированных систем обучения, предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения; · обязательное включение научно-исследовательской, творческо-поисковой, проектной деятельности в процесс обучения и т.д. Дополнительное образование содействует воспитанию «культурной одаренности», стимулирует к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого интенсивнее и целенаправленнее идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, обновление законодательной базы образования Донецкой Народной Республики требуют определения мер по развитию дополнительного образования детей, включающего в себя формальное, неформальное, информальное образование. Согласно статье 72 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в системе образования Донецкой Народной Республики в решении социально значимых проблем. Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования детей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности к проблемам дополнительного образования детей. Концепцией определяются цели, задачи, принципы, направления, пути и механизмы развития системы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать развитию системы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики.
2. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
Возможность получения дополнительного образования обеспечивается 159 государственными и муниципальными организациями дополнительного образования для детей различной ведомственной принадлежности (79 учреждений в системе образования, 48 – в системе культуры, 32 – в системе физической культуры и спорта). Происходит увеличение контингента обучающихся сферы дополнительного образования. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 4-18 лет в 2014 году составил 66,47 % (59023 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет). За 2015 год этот показатель вырос на 2,1 % и составляет 68,5 % (59589 детей в возрасте от 4 до 18 лет). Дополнительное образование детей в Донецкой Народной Республикехарактеризуется ориентированностью на различные группы детей в реализации образовательных, воспитательных, социализирующих функций. Активно реализуются программы содействия развитию одаренности, адаптации и социализации детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска. В большей степени услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются обучающееся в возрасте от 10 до 14 лет (34,75% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей), что является значимым фактором обеспечения занятости подростков и сокращает пространство для девиаций. Большинство многопрофильных учреждений дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований. На базе семи Республиканских учреждений дополнительного образования детей действуют ресурсно-методические центры, осуществляющие разработку, внедрение и сопровождение реализации успешных моделей дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
Деятельность государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей ориентирована на интеграцию и сетевое взаимодействие с организациями дошкольного, общего, профессионального образования. Имеется опыт взаимодействия учреждений различных ведомств в реализации образовательных программ. Так, в 70% общеобразовательных организаций Республики реализуются интегрированные дополнительные образовательные программы совместно с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта. Развивается неформальное образование (нерегламентированное, организуемое за пределами установленной формальной системы образования) и информальное образование (осуществляемое за пределами стандартной образовательной среды), что ведет к расширению образовательного пространства Донецкой Народной Республики и предоставляет новые возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий детей. Повышению доступности дополнительного образования способствует развитие форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, в том числе с применением дистанционных технологий. Так, в Донецкой Республиканской Малой Академии Наук в 2014- 2015 гг. из 800 обучающихся 170 человек обучались заочно, 300 человек – дистанционно. Учреждения дополнительного образования детей осуществляют круглогодичную деятельность, организуя содержательный досуг детей, в том числе и в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; ежегодное проведение более тысячи социально ориентированных мероприятий является важным воспитательным ресурсом.
В системе дополнительного образования Донецкой Народной Республики дети осваивают опыт гражданского поведения, сохранения культурно-исторического наследия, знакомятся с основами демократической культуры. Образовательное пространство Донецкой Народной Республики включает большое количество успешных практик, связанных с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания общественного долга: Республиканский Совет старшеклассников, органы ученического самоуправления в городах и районах насчитывают 12 тысяч детей в возрасте от 9 до 16 лет, 590 детских общественных организаций, 260 поисковых отрядов, 139 разнопрофильных музеев системы образования. Особую роль в дополнительном образовании детей играют экологические, технические, краеведческие объединения, коллективы народного художественного творчества. В системе образования Донецкой Народной Республики действуют 102 творческих коллектива, 55 из которых носят почетное звание «Народный художественный коллектив», 47 – «Образцовый художественный коллектив»; в сфере культуры – 5 коллективов со званием «Образцовый аматорский коллектив». Таким образом, система дополнительного образования Донецкой Народной Республики играет большую роль в решении социально значимых проблем в развитии и воспитании детей, предоставляет большие возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала общества, что является важным фактором социально-экономического развития нашего молодого государства, сохранения и развития культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Донецкой Народной Республики. Наряду с этим, сегодня отмечается ряд проблем в сфере обеспечения доступности дополнительного образования, обновления его содержания, усовершенствования качества предоставляемых услуг и ресурсной базы организаций. К числу данных проблем относятся: · отсутствие документов, определяющих стратегию развития дополнительного образования детей как единой межведомственной республиканской системы; · слабая эффективность действующих финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей; · эпизодическое использование механизмов общественной оценки качества образования и эффективности расходования средств бюджетов всех уровней; · ограниченность возможностей использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры;
· несоответствие инфраструктуры дополнительного образования детей современным требованиям к использованию оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, к обеспечению качественной Интернет-связью, к осуществлению инклюзивного образования; · продолжающийся отток квалифицированных кадров, недостаточность обновления кадрового состава дополнительного образования, в том числе за счет привлечения молодых специалистов; · недостаточная проработанность механизмов межведомственного учета детей, охваченных дополнительным образованием; · разобщенность практик интеграции дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей, реализации сетевых форм организации образовательной деятельности с учетом различной ведомственной принадлежности. Переход системы дополнительного образования детей в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия, компетентностного подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой республиканской системы, включающей сферы образования, культуры, спорта. Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономическом развитии республики, сосредоточить усилия на сохранении, обучении и развитии человеческих ресурсов Донецкой Народной Республики. Цели, задачи и принципы развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике Стратегическая цель развития системы дополнительного образования – создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и реализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения. Задачи: · формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике; · развитие системы управления качеством дополнительного образования детей; · совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования; · расширение потенциала системы дополнительного образования детей, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей; · обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; · создание условий для развития молодых талантов, детей с высокой мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; · развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей; · модернизация инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей в соответствии с требованиями инновационной экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|