Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Теоретические основы формирования грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Курсовая работа

Формирование грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Работу выполнила:

Комарова Татьяна Германовна

Студентка четвертого курса 41группы

Специальность050144

«Дошкольное образование»

Руководитель:

Кокоулина Нина Вячеславовна

 

 

Шарья 2017

 

Формирование грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

ПЛАН

I. Введение

II. Основная часть

Глава I. Теоретические основы формирования грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

1.1. Особенности усвоения детьми грамматического строя родного языка.

1.2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

1.3. Методика формирования грамматической стороны родного языка.

Глава II. Опытно – практическая деятельность по формированию грамматической стороны родного языка в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское.

2.1. Выявление практического уровня по формированию грамматической стороны родного языка в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское.

2.2. Содержание деятельности по формированию грамматической стороны родного языка в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское.

III. Заключение.

IV. Литература.

 

Введение

Актуальность исследования:

В настоящее время в работах ученых достигнуты определенные успехи в определении нарушений грамматического строя речи дошкольников и разработаны методы по их преодолению. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всем богатством родного языка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство появления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Правильность речи - соответствие установленных в литературной речи законом, правилами и нормами. Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование грамматически правильной речи детей.

Актуальность проблемы формирования грамматической стороны речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.

Проблемой формирования грамматической стороны речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н.Водовозова, А.Н.Гвоздев, Л.С.Пешковский, А.С. Симонович, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинский, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А.Пеньевская,

А.М. Леушина, О.И.Соловьёва.

Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская,

Ф.А.Сохин, Е.А.Флерина, М.М.Конина, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, А.И. Максаков. Е.М.Струнина. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития.

Развитие речи тесно связано с развитием мышление ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детей свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Это обусловило выбор темы моего исследования: «Формирование грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Объект исследования - процесс формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года жизни, выявить и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи дошкольников.

Задачи:

Ø Изучить научную литературу по проблеме формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста;

Ø Проанализировать особенности усвоения детьми грамматического строя родного языка;

Ø Изучить пути формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста;

Ø Разработать практические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Ø Гипотеза – использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми дошкольного возраста морфологической стороны речи.

Глава I. Теоретические основы формирования грамматической стороны родного языка, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Начало формыКонец формы 1.1. Особенности усвоения детьми грамматического строя родного языка.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. [4, с. 78]. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя. А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка. [2, с. 59].

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).

ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет).

ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоение морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имён существительных.

а) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев.

б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке. В) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.

в) предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе.

2. Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пианине, кофий, кофию, в кине.

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная.

5. Образование глагольных форм.

а) повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.

б) изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю.

в) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая.

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее.

8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья.

9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:

- «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними;

- я «надетый»;

- «Бегим, Коля уже побег».

- Мы ходим за ягодам и грибам.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении):

· На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама принесла»;

· Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»

· Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

· Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому…нажал сильно».

· Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом».

· Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли вот когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи.

Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-менее сформировано слово становится для него сигналом действительности, начинает что-то означать, а речь приобретает соответствующую грамматическую организацию.

1.2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования. Наиболее подробно, лингвистически грамотно, теоретически обоснованно раздел «Формирование грамматического строя речи» представлен в программе, составленной О. С. Ушаковой и апробированной на практике. Вначале дается общая характеристика вопросов морфологии, словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.

В морфологии [5, с. 32].

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло) [3, с. 24]. Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал - поехал - выехал).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения[1, с. 193].

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...