Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление практического уровня по формированию грамматической стороны родного языка в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское.

Практическая часть данной работы выполнялась в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское, в группе среднего дошкольного возраста. На момент эксперимента в группе находилось 15 детей. Дети одинаковые по возрасту, их обучение ведется по программе «От рождения до школы».

Целью моего исследования являлось изучение уровня сформированности грамматически правильной речи детей у младших дошкольников. Для достижения данной цели использовалась диагностика, по программе М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников».

Описание методики: с детьми были установлены доверительные отношения, был предложен разговор на тему: «Опиши картинку и игрушку». Обследовалась речь детей в индивидуальном порядке (15 детей). Для обследования был подобран наглядный материал: игрушка - котенок, сюжетная картинка, на которой изображены дети на прогулке.

Для изучения грамматически правильной речи мной были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи.

Первый критерий - усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:

ü умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

ü согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);

ü усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

По морфологии, описание:

1) Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаз; одежда, обувь).

- Во что одета Маша?

- Какое у нее платье, какого цвета? (Платье синее, синего цвета).

- Какие волосы? (Светлые, белые).

- Что у Маши на ногах? (Носки, туфли).

- Посмотрим, во что одета Даша.

- Что это у нее? (Брюки, свитер) и т.д.

2) Игра «Расставим посуду на место».

Пришла девочка на кухню и удивилась - там такой беспорядок! Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа. Давайте расставим все по местам.

- Где стоит кастрюля? (Под столом.)

- Куда мы ее поставим? (На плиту.)

- Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

- Куда мы поставим чашки с блюдцами? (В буфет.)

- Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

- Куда мы положим ложки и вилки? (В ящик стола или стол.)

- Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

- Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.)

- Где стоял чайник? (Под стулом.)

- Куда поставим чайник? (На плиту.)

3) Игра «Угадай, чего не стало».

На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу. Дети отгадывают.

Чего не стало? (Ручки, карандаша, книги.)

Воспитатель убирает тетради.

Чего не стало? (Тетрадей.) и т.д.

Второй критерий - усвоение навыков словообразования:

ü умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

ü употребление в речи существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

В словообразовании:

1) Рассматриваются картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.

- Кто это? (Кошка) Кто у кошки? (Котенок) Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята)

- Кто это? (Собака) Кто у собаки? (Щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (Щенята)

- Кто это? (Корова) Кто у коровы? (Теленок) Если их много? (Телята) И т.д.

2) Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

- Это что? (Дом) Этот дом большой, а этот? (Маленький) Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (Домик)

- Это кто? (Заяц) Какой он? (Большой) А этот? (Маленький… зайчик) А еще как можно сказать? (Заинька)

- То же со словами: кошка-котенок, котеночек; утка-утенок, утеночек; лягушка-лягушонок и др.

Третий критерий - усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):

ü умения употреблять простые предложения.

В синтаксисе:

1) Детям показывают картинки из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:

- Что делает девочка? (Девочка рисует).

- Что делают ребята? (Ребята слушают радио) и т.д.

Ответы детей фиксировала и оценивала в соответствии с сформированностью у них грамматической стороны речи.

Сформирован - Правильное умение в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около), усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

В стадии формирования - ребенок способен самостоятельно описывать предметы и картинки; отсутствует нарушение логики, небольшое количество подсказок, недостаточное понимание и употребление существительных с предлогами.

Не сформирован - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки дает неполный ответ, слабые умения в употреблении простых предложений, описывая предметы или картинки, необходимость в подсказках.

Выполняя задание первого критерия по морфологии, часть детей показали несформированность грамматической стороны речи. У них небольшие по объему, не точные знания, отвечают неуверенно, дают не полные ответы. Например: Матвей К. 5 лет, Лера М., 5 лет - недостаточное понимание и употребление существительных с предлогами.

Большинство детей показали, что развитие морфологической стороны речи у них в стадии формирования. Усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа. Например: Саша К. 5 лет - правильное ориентирование в игре «Чего не стало».

Самое меньшее количество детей показали сформированность грамматической стороны речи. У них правильное последовательное описание игрушки, при помощи достаточного количества существительных с прилагательными в роде и числе. Например: Юля Т. 5лет - «Какого цвета у Даши свитер? Какие глаза? Какие волосы?».

При выполнении задания второго критерия по словообразованию, часть детей показали несформированность грамматической стороны речи. У детей небольшие по объему знания, отвечают не уверенно, не умеют употреблять в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Например: Коля Ч. 5 лет - «Это заяц. Он большой».

Большинство детей показали, что развитие грамматической речи у них в стадии формирования. Правильное называние животных, употребление в речи существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Например: Егор Р. 5 лет - «Это заяц. Он большой. Это зайчик. Он маленький. Заинька».

Меньшее количество детей показали сформированность грамматической речи. У них правильное описание картинки с животными и их детенышами в единственном и множественном числе, с употреблением существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Например: Аня Р. 5 лет - «Это заяц. Он большой. Зайчик, заинька. Он маленький. Их много - зайцы».

При выполнении задания третьего критерия в синтаксисе, несколько детей показали несформированность грамматической стороны речи. Неточные знания, с помощью подсказки дает неполный ответ, неумение употреблять простые предложения. Например: Степан Б. 5 лет - «Девочка рисует».

В стадии формирования - наибольшее количество детей. Ребенок самостоятельно описывает предметы и картинки, у него в большей степени преобладали простые предложения. Например: Паша Б. 5 лет - «Девочка рисует. У нее карандаши. У нее альбом».

Самое меньшее количество детей показали сформированность морфологической стороны речи. У них правильное описание картины, при помощи достаточного количества простых предложений, употребление существительных с предлогами, умение правильно называть предметы во множественном и единственном числе. Например: Антон В. 5 лет - «Девочка рисует. У нее альбом и карандаши. Они лежат на столе. Карандаши маленькие».

Таким образом, проведя задания в группе среднего дошкольного возраста результаты показали, что по сформированности развития грамматически правильной речи детей пятого года жизни можно разделить на три дифференцированные группы: сформировано развитие грамматически правильной речи, развитие грамматической стороны речи в стадии формирования, развитие грамматической стороны речи детей не сформировано.

В результате проведения диагностики были установлены общие показатели сформированности грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

Сформированность грамматической стороны речи - 20% детей, у этих детей сформированы такие умения, как правильное, последовательное описание по картинке и игрушке, умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, правильное согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами.

В стадии формирования- 53% детей, у них сформированы такие умения, как правильное и логическое описание картинки и игрушки, употребление простых предложений.

Грамматически правильная речь не сформирована- 27% детей, эти дети малоактивны, у них небольшие по объему, неточные знания, отвечают неуверенно, дают не полные ответы, слабо развито умение употреблять простые предложения.

Результаты изучения распределения сформированности грамматически правильной речи представлены на диаграмме.

(Приложение 1)

 

Содержание деятельности по формированию грамматической стороны родного языка в МКДОУ детский сад «Родничок» в с. Яковлевское.

Выявив сформированность грамматически правильной речи у детей, перешли к закреплению навыков, уже усвоенных детьми и исправлению пробелов в употреблении в речи детей некоторых грамматических конструкций..

Для детей были подобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

1.С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра "Что изменилось?". В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово "стол".

2. Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего не стало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

3.Для усвоения предлогов и падежей проводится игра "Прятки". В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - "Я нашла Юру под столом", выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

4.На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебный мешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы: - Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

5. Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение. (Приложение 2)

3. Анализ результатов итогового эксперимента.

После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений всем детям группы среднего дошкольного возраста было предложено фронтальное занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия "Чаепитие у куклы Лены".

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены. (Приложение 3)

. При повторном анализе сформированности морфологического строя речи у детей произошли существенные изменения. В работе использовались различные методы и приемы для решения поставленных задач, максимально использовалось время детей, использовались различные приемы по привлечению детей к работе, создавались необходимые условия в группе.

Заключение

При выполнении работы мною была изучена, и обобщена литература по данной теме и сделаны следующие выводы:

1. Речь ребенка дошкольного возраста, за счет изменения своих функций и форм деятельности начинает очень быстро развиваться (заметно пополняется словарный запас, развивается фонематический слух и т.п.).

2. Формирование грамматического строя речи ребенка, происходит на каждом году его жизни (т.е. постепенное совершенствование), чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, экскурсии, прогулки и т.д.

3. Для формирования правильного грамматического строя языка ребенка дошкольного возраста, необходимо, учитывая приведенные в 1-й главе данной работы его особенности, проводить соответствующие той или иной возрастной группе занятия, игры и т.п.

4. В играх дети более осмысленно подходили к заданиям, интереснее относились к игровым действиям, старались ответить правильно, а также получали новые знания и исправляли недостатки в речи уже сами.

При проведении итогового занятия дети показали не только свои умения и навыки в формировании морфологической стороны речи, но и сравнительно высокие знания об окружающей среде.


 

Литература

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2.Арушанова А. Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1995. - №№ 7,9; 1996. - №№ 7,9; 1997. – № 1.

3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.

4.Арушанова А. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

6.Бородич А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

7.Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.

8.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

9.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

10.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 11

11.Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 1966- с 27.

12.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002. – Гл. 5

13.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников, М., «Академия», 2008.

14.Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат канд. дисс. – М., 1983.)

15.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

16.Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 5.

17.Усова А.П. Занятия в детском саду. М., 1954.

18.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду 1993.

19.Ушакова О.С., Арушанова Н.Г, Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников.М.: Просвещение, 1996.- 192с

20.Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

1978г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...