Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советская культура в 1945-первой половине 1950-х гг.

К ВОПРОСАМ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

 

Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве. Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК ВКП (б) второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946 г.). Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А.А. Жданов, другие идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов, включая М.М. Зощенко, были признаны несовместимыми с социалистическим мировоззрением. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов. М.М. Зощенко был исключен из Союза писателей.

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержали постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» и др. Гонениям подвергалось творчество композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. Предвзятая критика кинофильмов С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и Л. Лукова «Большая жизнь».

Эти постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последующем развитии литературы и искусства - привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX в. Во многом они были связаны с тем, что режим конца 40-х годов требовал от деятелей культуры идеализации всех сторон послевоенной жизни. Ей отводилась роль создания мифологии нового типа.

На рубеже 40-50-х гг. ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 1940-х гг. развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного космополитизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон, Б.А. Романов, К.В. Базилевич и др.) были обвинены в искажении дореволюционной истории и истории советского общества. Борьба с космополитизмом привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке.

Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

Литература. Наиболее массовой была литература, посвященная героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Вершинным произведением явилась поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1942-1945), где с исключительной глубиной и силой выражен народный взгляд на войну, широкий круг общенародных чувств военного времени. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтической форме, «Книга про бойца» стала любимой книгой миллионов людей. Многоплановость и дозволенная правдивость изображения войны характерны для всей литературы, большого числа писателей и поэтов: М.А. Шолохова, Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, А.А. Ананьева, Б.Л. Васильева, В.П. Астафьева, В. М. Богомолова, П.Л. Проскурина, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц и других, чей талант ярко проявился и в период «оттепели».

Произведения Н.П. Носова («Незнайка»), М.П. Прилежаевой, С.А. Баруздина, А.Н. Рыбакова («Кортик») знаменуют новые успехи детской литературы. Развиваются жанры научно-социальной фантастики - романы И.А. Ефремова и А.Н. и Б.Н. Стругацких.

В конце 40-х гг., когда казалось, что единомыслие достигло наивысшей точки. В литературу вошло новое поколение «неудобных» авторов: В.П. Некрасов («В окопах Сталинграда»), В.С. Гроссман, В.Д. Дудинцев и др.

Театр и кино. Значительное развитие в театральном репертуаре получила тема созидательного труда; 50-е гг. отмечены «вторым рождением» на сцене многих театров РСФСР драматургии В.В. Маяковского, В.В. Вишневского («Оптимистическая трагедия»), А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского»), М.Ю. Лермонтова.

Репертуар театров расширяется в 50-х гг. расширяется за счет зарубежной драматургии (как правило, с определенной классовой направленностью). Многие театры ставят пьесы Б. Брехта. В это время особенно приметным становится вклад в развитие театра мастеров поколения, к которому принадлежат режиссеры Г.А. Товстоногов, Б.И. Равенских, В.Н. Плучек, О.Н. Ефремов, Е.Р. Симонов, Ю.П. Любимов, А.В. Эфрос и др.; актеры Ю.К. Борисова, К.Ю. Лавров, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, Рыбников Н.Н., Ларионова А.Д., Матвеев Е.С., Мордюкова Н.В., Баталов А.В., И.В. Макарова, В.В. Тихонов и многие другие.

В 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (осн. в 1949 г.). При «Мосфильме» и «Ленфильме» работают театры-студии киноактера. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссеры А.А. Алов, В.П. Басов, С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, Г.Н. Данелия, Ю.Ю. Карасик, Л.А. Кулиджанов, В.Н. Наумов, С.Н. Ростоцкий, Э.А. Рязанов, С.И. Самсонов, А.А. Салтыков, Я.А. Сегель, И.В. Таланкин, А.А. Тарковский, М.М. Хуциев, Ю.С. Чулюкин, Г.Н. Чухрай, М.А. Швейцер, В.М. Шукшин и др.; операторы - С.П. Урусевский, В.И. Юсов и др.

Наряду с истинно художественными произведениями создаются веселые комедии-политагитки типа: «Оборона Царицына», «Великий гражданин», «Партийный билет». Они создавали псевдополитическую культуру, формировали психологию и мышление «поиска врага». В конце 40-х гг. экраны заполнили так называемые «художественные биографии» исторических деятелей, ученых, композиторов, которые были совершенно оскоплены до неузнаваемости. М. Глинка, М. Мусоргский, А. Попов, И. Павлов представлялись на экране бесплотными «патриотами-борцами за светлое будущее», став основой упрощенческого отношения к культуре и к классике в целом. Вместе с тем нельзя отрицать их воспитательного значения для подрастающего поколения при всей односторонности и классовой направленности их образов.

Образование. В 1946 г. по госбюджету было выделено на образование 3,8 млрд руб. (в 1940 г. - 2,3 млрд), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд руб.

После окончания войны в СССР начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. В 1959 г. около 55 млн граждан (в 4 раза больше, чем до войны) имели среднее или неполное среднее образование. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много ремесленных училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров (эти училища закончили в свое время космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович.)

Для послевоенных лет характерно бурное развитие высшего образования. В 1945-1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов. Стремительно росло число студентов: 1940 г. - 812 тыс., 1950 г. – 1 247 тыс., в 1960 г. – 2 396 тыс. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Наука. В 1946 г. правительство значительно увеличило расходы на науку, они выросли в 2,5 раза и превысили расходы предыдущего года.

Сразу по окончании войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии.

Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

Вторая половина 40-х гг. была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники. Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР (РСФСР). Открытия, сделанные в этих «шарашках» (как тогда их называли), явились базисом для развития многих НИИ и создания новых.

В 40-е - начале 50-х гг. советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они были нацелены в основном на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи. В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подверглись жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении были гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. Это привело к отставанию страны в этих отраслях. В августе 1948 г. состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Великая Отечественная война совершила поворот в сознании советского человека. Оказалось, что ценностное поле личности вовсе не исчерпывается классовыми интересами. Послевоенное общество можно было бы назвать «обществом надежд»…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...