Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культуры в середине 60-х – начале 80-х гг.

1965-1984 гг. - время наиболее стабильного развития советского общества, в целом, был достигнут высокий уровень в экономической, социальной и культурной областях при бюрократической системе государственного устройства.

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.
Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь произведения, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречащие этим принципам, не взирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство» авторов книг. Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе. В 1970 г. А.Т. Твардовского сняли с должности главного редактора журнала «Новый мир». Увольнение сопровождалось разгромными статьями. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Литература и искусство. В литературе и искусстве второй половины 60-х конца 80-х гг. отчетливо видны две линии развития. Первая официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками». И, наоборот, многие работы второго, непризнанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм», режиссер - М.И. Ромм). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М.К. Аникушина). «Военная проза» - «Навеки – девятнадцатилетние» Г.Я. Бакланова, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильева, «Сашка» В.Л. Кондратьева – представляла своих героев в условиях жестокого нравственного выбора, в котором, так или иначе, оказывался каждый человек. Разумеется, не все трагедии военного времени могли попасть на страницы книг. Произведения К.Д. Воробьева, повесть В.В. Быкова «Сотников» (фильм Л. Шепитько «Восхождение») смогли увидеть свет только после 1985 г.

На рубеже 60-70-х гг. в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня («деревенщики»). В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. Писатели рассказывали о том, как исчезает традиционная культура, разрушается душа крестьянина; болезненно переживали равнодушие общества, с которым общество относилось к тому, что происходило с прежним укладом деревенской жизни.

Противоречивые проблемы российской истории затрагивали романы Д.М. Балашова («Младший сын», «Симеон Гордый» и др.), В.А. Чивилихина «Память», В.С. Пикуля (он говорил: «история – это инструмент острорежущий»). Несмотря на то, что их творчество оценивалось неоднозначно (особенно Пикуль), исторические романы вызывали интерес к исторической тематике.

В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие («Улитка на склоне», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Град обреченный» и др.). Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Отличительной особенностью являлись «несхематичные» герои, оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором. «В народ» ушли цитаты: «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные»; «— Национальность? — Да!»; «Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают, значит, знают, что делают…»; «Человек, неудовлетворённый желудочно» (предугадали «общество потребления»); «Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного - и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!)».

Издание некоторых произведений заканчивались скандалом. После публикации антиутопии Ивана Ефремова «Час быка» (1970 г.) Ю.В. Андропов передал в ЦК КПСС аналитическую записку, в которой сообщалось, что Ефремов «под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торманс» по существу, клевещет на советскую действительность...». Роман был обсужден на заседании Секретариата ЦК КПСС. Ефремов был приглашен на беседу к секретарю ЦК П.H. Демичеву, который обнаружил хорошее знакомство с его творчеством и попросил писателя присылать рукописи новых книг. Это «пожелание» было выполнено: следующий - и последний в жизни Ефремова - роман «Таис Афинская» (1972 г.) был представлен Демичеву на личную цензуру. После смерти писателя (1972) «Час быка» был изъят из продажи и библиотек и не переиздавался до 1988 г.

В кино событием стали фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». С Тарковского началась линия «философского кино», которое переводило кинематограф из зрелища массовой культуры в разряд высокого искусства. А.П. Герман «Проверка на дорогах» - о партизанском движении (снят в 1971 г., вышел на экран в 1986 г.) чиновники обвиняли в искажении героического образа советского народа.

Театры. В 70-х гг. в РСФСР работали: 42 музыкальных театра, в том числе: 15 театров оперы и балета; 18 - музыкальной комедии и оперетты; 1 - музыкально-драматический; 8 музыкальных театров; 24 симфонических оркестра; 8 оркестров народных инструментов и духовых оркестров; 34 камерных оркестра и инструментальных ансамбля; 19 профессиональных хоровых коллективов. Подготовкой музыкальных кадров занимались 13 консерваторий и других высших музыкальных учебных заведений; 114 музыкальных училищ; 10 училищ искусств; 2 хоровых училища; 6 средних специальных школ, около 3000 детских музыкальных школ. В городах РСФСР проводятся многочисленные музыкальные фестивали, в том числе «Московские звезды» и «Русская зима» (в Москве), «Белые ночи» (в Ленинграде) и музыкальные конкурсы. Вместе с тем по данным ЦСУ в результате сокращения материальных ресурсов и капитальных вложений в сферу культуры во второй половине 70-х гг. более 4 тыс. сел не имели клубов, в 500 районных центрах не было домов культуры, вся сеть профессиональных театров была сосредоточена в 230 городах, где проживало около трети населения страны.

Книгоиздание к началу 80-х гг. приобрело не только массовый, но и многонациональный характер. Треть ежегодных изданий книг (по тиражу) составляла художественная литература. Книги издавались на 89 языках народов СССР и 56 языках народов зарубежных стран. По сравнению с 1913 г. тираж книг и брошюр на русском языке увеличился в 2,5 раза, на армянском - в 23, на грузинском - в 29, на казахском - в 90 раз, на украинском - в 153, на узбекском — в 263 раза. Если перед первой мировой войной на 100 человек выпускалось 62 экземпляра книг, то теперь на одного человека приходилось 7 книг, а на семью - более четырех периодических изданий. По данным ЮНЕСКО, СССР занимал в эти годы первое место в мире не только по количеству книг на человека, но и по количеству и тиражам переводных изданий. В Советском Союзе издавалось переводных книг в 9 раз больше, чем в Англии, в 4 раза больше, чем в США, в 6,5 раза больше, чем в Японии. У нас издавалось 108 молодежных и 24 детские газеты, 4859 журналов и изданий журнального типа - годовой тираж более 3 млрд экземпляров.

Культурный андеграунд (неофициальная, «вторая» культура). Оформился в период «застоя» Это культурный процесс и произведения, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей. Связан с запретами и «окриками» власти. Многим деятелям культуры, принадлежащим к этому направлению, пришлось эмигрировать из страны – Э.И. Неизвестный (скульптор), М.М. Шемякин (художник), И.А. Бродский (поэт), А.Д. Синявский (писатель), А.И. Солженицын (писатель), В.П. Аксенов (писатель), В.П. Некрасов (писатель), А.А. Галич (поэт, бард), А.А. Зиновьев (философ), А.М. Некрич (историк) и др. «Энциклопедией» жизни времени «застоя» называют творчество В.С. Высоцкого.

Образование. В августе 1974 г. сессия Верховного Совета РСФСР приняла постановление «О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР». Определены три основных пути осуществления среднего образования - средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. В это же время Верховный Совет РСФСР принял Закон о народном образовании, направленный на совершенствование деятельности всех учебных заведений. В 1974 г. в средние учебные заведения было принято 92% выпускников 8-х классов общеобразовательных школ всех видов (на 18% больше, чем в 1970 г.). Сеть внешкольных учреждений: в 70-х гг. имелось 2350 дворцов и домов пионеров и школьников, 414 станций юных техников, 228 станций юных натуралистов, 90 экскурсионно-туристических станций.

Число новых школ, сооруженных в это время в городе и селе, превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школы были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего всеобщим профессиональным образованием. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченный план полностью.

В 60-80-е гг. в школах учащихся ориентировали в основном на продолжение образования в вузах, в то время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. Попытками преодоления этой дисгармонии явилось увеличение технической и профессиональной ориентации школьников в средней школе, увеличение ПТУ и техникумов. Но в целом эта проблема не только не была решена, но даже обострилась к концу периода. Кризисное состояние школьного образования вызвало попытку осуществить реформу школы (1983-1984), чтобы сориентировать ее на нужды экономики. Но в 1985-1986 гг. реформа была свернута.

Вместе с тем появился целый ряд преподавателей, которые творчески подходили к школьному образованию. Среди них можно назвать В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, Ш.А. Амонашвили и ряд других.

Сходные проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и университетов (число последних в 1985 г. достигло 69), промышленность и сельское хозяйство страны испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были нерациональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижение престижа дипломированного специалиста. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. К середине 80-х гг. в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. По мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством, многие из них работали не по специальности.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х гг. в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л.И. Брежневу. Одной из, причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.
В 70-е гг. капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинскнй). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (напр., Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве. НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х гг. действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 в аграрной сфере экономики.

ПЕРЕСТРОЙКА (1985-1991)

На рубеже 80-90-х гг. произошли изменения государственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать - газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». В публикуемых статьях предпринимались попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к «перестроечным» процессам. Объявление плюрализма мнений, «гласности» (самый устойчивый и содержательный термин, восходящий ко времени александровских реформ 60-х гг. XIX в.) привело к тому, что массовый читатель получил доступ к запретной литературе. Появляются многочисленные публикации произведений, которые прежде не издавались или печатались только за рубежом.

Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них.

Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции. В конце 80-х гг. несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

Годы «перестройки» преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е гг. (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича,, М.И. Цветаевой, В.В. Набокова и др.).

Спустя сорок с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения лиц, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX века Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина. Был опубликован роман В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности.

Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, мало известных широкому кругу зрителей 80-х гг., П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

В 80-х гг. в связи с празднованием 1000-летия (1988 г.) крещения Руси отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены церкви. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. И здесь не обошлось без перегибов. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества. Между тем процесс секуляризации встречает противодействие, возникают движения за «возрождение» традиционных религий, за «религиозное обновление», когда появляются новые культы и религии.

В искусстве, в литературе, прежде всего, перестройка породила вначале целую систему приемов «шоковой терапии», фильмы о лагерях, о терроре 30-х годов, о насилии в годы коллективизации, об истреблении Сталиным своего ближайшего окружения в партии и т.п. Критик А. Латынина назвала ее «невыдуманной прозой». Документ надолго заменил вымысел даже в романе («Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Колымские рассказы» и «Очерки преступного мира» В. Шаламова) и тем более в мемуарах очевидцев и жертв, создавших серии продолжений «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына: таковы упомянутый роман «Погружение во тьму» О. Волкова, очерки «Непридуманное» Л. Разгона, повесть «Черные камни» А. Жигулина, документальный фильм «Россия, которую мы потеряли» Станислава Говорухина.

В последние годы русская поэзия также изменила свои пространственные границы: в них было включено Зарубежье - все три волны русской эмиграции. В культурный обиход вернулись произведения русской эмигрантской культуры (прозы, философии, материалов религиозных дискуссий).

Устоявшаяся биполярная система деления на официальный и неофициальный блоки в период перестройки утратили свое значение.

В эти годы были отмечены большие изменения в кинематографе. Кинематографисты стремились осмыслить прошлое, данная проблема очень хорошо отражена в фильме Т.Е. Абуладзе «Покаяние». Фильм потряс глубиной осмысления времени, продемонстрировал готовность кинематографа к обсуждению новых тем. Появились полудокументальные фильмы, которые были популярны впервые годы перестройки. Классикой этих лет стали фильмы С.С. Говорухина «Так жить нельзя», а также С. Подниекса «Легко ли быть молодым?», которые были особенно востребованными. Так же начали показывать фильмы, которые были «отложены на долгий ящик». Советский народ познакомился с работами А.С. Михалкова-Кончаловского, А.Ю. Германа, А.А. Тарковского и других великих режиссеров. Кинематографы одними из первых ощутили на себе экономические перемены в стране. Советское кино столкнулось с проблемой спроса, это было для них, что-то новое, так как они впервые были в такой ситуации. Происходит коммерциализация кино, это существенно изменило отношение к фильму.

Со временем, вышедшие на широкий экран фильмы великих мастеров кинематографии, перестали вызывать такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенстве по посещаемости западные боевики, комедии и ужасы. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами.

Таким образом, во время перестройки, можно сказать, что разрушались модели советской кинематографии и советского театра.

Образование и наука. «Перестройка» внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. В духе лозунга на «ускорение», выдвинули задачу всеобщего компьютерного обучения школьников. Однако, как и многие начинания тех времен, компьютеризация осталась лишь грезами. На практике реформы свелась к введению 11-летнего срока обучения, частично пересмотрели учебные программы, повысили заработную плату учителям и постепенно уменьшили опеку над образованием. Школа стала одним из институтов формирования советского образа жизни. Приобщали молодежь к ценностным установкам общества.

Появились новые виды учебных заведений (лицеи, колледжи). Сократился интерес населения на получение высшего образования. По данным опроса ВЦИОМ 1989 г., в приоритетах граждан образование занимало лишь одиннадцатое место. Эти изменения стали выражением общего кризиса ценностной структуры, сложившейся в обществе

Россия, в плане технических и точных наук, продолжала отставать от ведущих западных стран. Специалисты выделяют две причины, которые обусловили данный кризис, это:

1. неожиданное сокращение государственного финансирования науки;

2. «утечка мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры, которая была обусловлена отсутствием контроля и управления со стороны правительства.

Молодые российские ученые считали более перспективным работать за рубежом, где они могли спокойно сделать свой карьерный рост. В эти годы число ученых занимающихся наукой резко сократилось, всего лишь 2,5 % были заняты в национальной экономике, когда как в начале перестройки их было 4,2 %.

В сфере общественных наук дело обстояло по-другому. Самые заметные перемены произошли в философии, экономике и истории. Наконец то, они освободились от марксистско-ленинской догмы. В этом плане большое значение имели историки. Ощущение шока вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, красном терроре и Великой отечественной войне. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей, представителей либеральной интеллигенции, лидеров белого движения.

Начали говорить о путях развития советского общества, вокруг этой проблемы развернулись бурные дискуссии. Частичное открытие архивов, обусловило громадный интерес к «белым пятнам» отечественной истории, который стал важным фактором общественной жизни этого периода. Начали массовыми тиражами переиздаваться труды известных дореволюционных историков, т. е. труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова и других. Начали говорить, писать о проблемах истории советского общества. Изменились ценностные ориентиры народа, это означало крах социальных мифов о «реальном социализме», в основе которого формировалось мировоззрение трех поколений. Однако эти мифы сменились другими. Таким образом, в данный период идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском и частичным открытием архивов. Появляется альтернативная история, которая, в какой-то степени, имела волюнтаристский характер. Но историческое образование имело определяющее значение, которое, как считают исследователей, помогло выйти за рамки узкого профессионализма и односторонности.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем, чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Итоги «перестройки» для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. Главной отличительной чертой культуры стала публицистичность. При этом резко сократилось государственное финансирование культуры. Существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...