Российско-американские отношения
Российско американские отношения после распада биссистемы обострились в контексте различных подходов войне в Югославии и чеченских войн. Но Россия и США безусловно завязан друг на друга в контексте обеспечения ядерной безопасности в мире. Во первых это договоры по сокращению СНВ. СНВ1 подписан в июле 1991 года в Москве и вступил в силу в декабре 1994 года, когда ядерный потенциал который оставался а территории Украины, Белоруссии, Казахстана был переброшен на территорию РФ, договор заключался на 15 лет- основное положение размещение на боевом дежурстве не более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия, а максимальное количество самих ядерных зарядов не доле 6000. Считается к декабрю 2001 условия были выполнены. СНВ2 был подписан в январе 1992 года, ратифицирован парламентами обоих государств, но в силу так и не вступил, более того в июле 2002 года Россия в ответ на выход США из договора о ПРО(72) так же вышла из договора СНВ2. Договор СНВ3 который был подписан в апреле 2010 года в Праге, Медведевым и Абамой, в рамках данного договора Абама отказался от размещения радарной установки в Чехии и ракет перехватчиков в Польше в пользу усиления уже имеющихся средств в средиземном море (негласный мораторий на решение этого вопроса отложено до 2015 года). До декабря 2012 года действует дополнительный договор СНВ1, срок которого истек в 2009, который ограничивает максимальное количество боезарядов to в 3 раза. Совместная борьба с международным терроризмом, в первую очередь противостоянию движению телибан в Афганистане. Россия на ближнем, Среднем Востоке и в Восточной Азии рассматривается как ключевой внутренний игрок. Еще одно направления сотрудничества – энергетическая сфера – гипотетически.
Геостатегическая характеристика АТР Относятся страны, которые имеют выход к тихому океану. Ядром АТР традиционно считается юго-востоная азия (ЮВА). В конце 20 века отмечается падение статуса евроцентричной геополитической системы и происходит смещение в АТР, за счет того что лидирующие страны (КНР, Южная Корея, Сингапур, Япония) этого региона демонстрируют высокие темпы экономического роста и считается поэтому что основной ресурс развития сместился. Страны азиатской части региона на ряду с некоторыми странами латинской америки принято называть новыми индустриальными странами (НИС). В конце 80 начале 90 высокие темпы экономического роста – Китай 7% в год, Тайвань – 8%, Сингапур – 9%, страны АСЕАН – 5%, а в этот же момент рост в США, Европе – около 2%. Можно выделит несколько волн этого НИС. Первая волна – Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг – они первые увеличили государственные расходы на НИОКР (Научно исследовательские опытно конструкторские работы). Вторая волна – Япония Третья волна – Малайзия, Индонезия, Филиппины и КНР Такая модель получила название стая летящих гусей. Модель основывается на смене жизненных циклов продукта в различных отраслях промышленности и перемещение производства из одной страны в другую по средствам торговли и иностранных прямых инвестиций. В регионе таким образом на данным момент прослеживается три уровня интеграции. Первый уровень – субрегиональный - формирование приграничных зон, Второй – региональный (зона свободной торговли стран АСЕАН), Третий – надрегиональный, который предполагает наличие АТЭС(Азиатское тихоокеанское экономическое содружество). АСЕАН - Ассоциация государств Юго-восточной Азии, которая была основана 1967 в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппины, 84 – бруней, 95 – Въетнам, 97 – Лаос и Мъянма, 99 – Камбоджи. Цель создания – развитие социально-экономического и культурного развития между странами, а так же упрощение мира и стабильности. Ключевые документы – договор о дружбе и сотрудничестве в юго-восточной азии – 1976, концепция превращения ЮВА в зону мира свободы и нейтралитета.
АТЭС – форум экономического содружества был организован по инициативе Австралии в 1989, первоначально вошла 12 стран из которых 6 сичтались развитыми – Австралия, Канада, новая Зеландия, США, южная Корея и Япония и 6 развивающихся – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд и Филиппины, в 93 – Гонконг, Китай, 94 – Мексика, 95 – Чили, 98 – Россия, Въетнам и Перу. В 98 был введен десятилетний мораторий на принятие. После 2008 – Индия и Монголия. В настоящее время 21 страна. Китай Китайская Народная Республика — одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. Достижения Китая:
Россия-Китай
История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завое-пания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе. Сегодня Китай и Россия преодолели много спорных моментов. Военно-техническое сотрудничество (после санкций стран Запада против Китая, Россия стала единственной страной, где КНР могла делать закупки современных образцов военной техники, решая задачу модернизации своих вооруженных сил). Удалось решить стоявшую ранее очень остро пограничную проблему (Россия и Китай начали сотрудничают в рамках Шанхайской организации, в 2001 г. между РФ и КНР был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве). Руководителей, близких по идеологии Советскому союзу, получавших в СССР образование, сменили молодые люди, не испытывающие личной привязанности к России. Их подход к отношениям с нашей страной будет прагматичным (недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих стратегических партнеров об изменении российских позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания нестратегических систем противоракетной обороны).
Китай занимает первое место среди зарубежных покупателей российского вооружения, но страны Евросоюза готовы снять ограничения на продажу Китаю военной техники. Растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе. Одним из вариантов решения энергетической проблемы Китая – строительство нефте- и газопроводов из России. Вместе с тем КНР, сама лишь недавно ставшая членом ВТО и предпринимавшая значительные усилия для получения этого членства, теперь ставит перед Россией жесткие условия присоединения к этой организации. Пекин, решая свои проблемы, получает сырье, энергоносители, руду, пиломатериалы в Австралии и России, США и Канаде и, конечно, в странах АТР, выход КНР ищет в возможности добычи ресурсов на «голубой территории», на которую претендуют еще и Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Бруней. Чтобы решить данную проблему, молодежная газета призывает ускорить модернизацию военно-морских сил. Сделать это полагают при помощи России. Россия Китай С определенной долей осторожности можно сделать вывод, что Китай является потенциальным геополитическим противником России на Дальнем Востоке (интересы на Дальнем Востоке и в Казахстане). А. Дугин увидел в Китае возможного грозного соперника, которого необходимо обезоружить с помощью установления контроля над одним из геостратегических районов. Для России крепнущее партнерство с Китаем чрезвычайно важно, так как оно психологически компенсирует слабость ее внешнеполитических позиций и уязвимость в Азии, где расквартированы войска США. Для Китая партнерство с Россией является важным фактором, закрепляющим его усилия по превращению в мировую державу (политическая, военно-техническая и технологическая поддержка). следует решать проблему создания системы экономической, инвестиционной, научно-технической, военно-промышленной взаимозависимости Москвы и Пекина, одновременно развивая равноправные взаимовыгодные отношения со странами АТР, прежде всего с Японией, Северной и Южной Кореей, а также с США. Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на российскую внешнюю, внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию, в связи с чем политическим лидерам России надо осознать все это и приготовиться принять вызов Пекина. Китай умеет удачно маневрировать и использовать разногласия великих держав, что содействует росту геополитического потенциала Китая и реализации его геополитических устремлений на основе блестящей политической формулы Дэн Сяопина «Одна страна – две системы». Эти процессы привели к существенному повышению геополитического статуса Китая до уровня «потенциальный мировой лидер».
41. Интересы России в АТР Азиатско-Тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметруТихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США. Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием старых индустриальных центров в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ядром АТР традиционно считается юго-востоная азия (ЮВА). В конце 20 века отмечается падение статуса евроцентричной геополитической системы и происходит смещение в АТР, за счет того что лидирующие страны (КНР, Южная Корея, Сингапур, Япония) этого региона демонстрируют высокие темпы экономического роста и считается поэтому что основной ресурс развития сместился. Страны азиатской части региона наряду с некоторыми странами латинской америки принято называть новыми индустриальными странами (НИС). Интересы России в АТР, где она обладает полным правом считать себя равным участником всех политических, экономических и военных процессов, идущих в регионе, составляют неотъемлемую часть обще государственных приоритетов. Стратегия присутствия России в АТР должна включать экономические, политические, военно-политические аспекты отношений. Возможно сотрудничество с АТР с целью объединения возможностей и усилий для решения как национальных задач, приобретающих глобальное значение, создания единой всемирной информационно-коммуникационной инфраструктуры развития или преодоления мировой бедности, защиты окружающей среды, повышения уровня образования граждан нашей планеты и т.д. Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года[5]. С 1 по 8 сентября 2012 года[6] саммит АТЭС пройдет в России. Встреча пройдет во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить остров Русский в крупную туристско-рекреационную зону[7]. В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский), не без помощи России, будет способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом, что наглядно продемонстрировали встречи в Шанхае, Лос-Кабосе, Бангкоке. Сегодня позиции России в регионе, к сожалению, сведены лишь к поддержанию стратегического ракетно-ядерного баланса с США. В начале нового тысячелетия, военно-политическая и стратегическая обстановка в АТР представляется в целом благоприятной для России, и для реализации планов участия России в региональных интеграционных процессах. Россия и Китай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения. Происходит координация политики обеих стран в отношении постепенного создания системы безопасности на основе сотрудничества всех за интересованных стран. Российско-японские отношения. Многостороннее сотрудничество в СВА позволяет по-новому взглянуть на территориальный спор государствам, считать его отложенным. Важно сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского. 2. В области экономики были предприняты ряд значимых шагов уже в 90-е гг. прошлого столетия. В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со странами АТР. В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), В мае 1994 г. — в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). 3. Россия, будучи единственным членом СНГ, имеющим выход к Тихому океану, вступив в АТЭС, становится своеобразным связующим звеном между СНГ и странами АТР. Россия — евразийское государство, геоэкономически и геополитически расположенное в Европе и Азии, или, если сказать иначе, — между Евросоюзом (ЕС) и группировками в Азиатско-тихоокеанском регионе. Таким образом, интеграция России в АТР, прежде всего в АТЭС (Азиатско - Тихоокеанское экономическое сотрудничество), является одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Необходимо определить стратегическое видение места России в АТР, разработать стратегию развития ее отношений с этим действительно динамичным и важным регионом мира в контексте главных тенденций. 4. Для дальневосточных районов России все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. - привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов. Главными партнерами России здесь являются Китай, Вьетнам и КНДР. - Противодействие незаконной миграции из стран Азии. 5. Важно развитие транспортной сети: - реконструкция существующей железнодорожной магистрали с Восточной Азией - создание суперсовременных сверхскоростных железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих Дальний Восток России с Калининградской областью и портами Голландии, Германии, стран Балтии. - строительство туннелей от Хоккайдо на Сахалин, с Сахалина на материк и далее — модернизацию Транссиба и БАМа и т.д. 6. Интересы России представляет развитие ресурсов Дальнего Востока - развитие нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири и сооружение на пространстве СВА сети нефте- и газоснабжения, а также линий передачи электроэнергии и т.д. - возможное создание в СВА Стратегического резервного нефтяного фонда (СРНФ) с участием России, Китая, Японии и Республики Корея. Соседи России по СВА защищают себя от непредсказуемых политических событий на Ближнем Востоке, Россия получает возможность привлечения стратегических долгосрочных инвестиций в азиатскую часть своей экономики. Исключительная роль в политическом, экономическом и информационном обеспечении стратегии развития России в АТР принадлежит Байкальскому экономическому форуму (первый прошел в 19-23 сентября 2000 г). Организация и проведение на регулярной основе Байкальского экономического форума позволяет обеспечивать более тесные контакты сибирских и дальневосточных регионов России с АТЭС, ТЭС, Советом СТЭС. Байкальский форум позволяет представлять множество интересов России в АТР. Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое, коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и шире— европейского и азиатского миров. В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях— в форматах АСЕАН(Ассоциация государств Юго-восточной Азии) плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ(форум Азия-Европа), СНГ плюс Азия и т. п. — и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян.
Япония Японии относится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Она является потенциальным мировым лидером, у которого, однако, превалируют параметры социально-экономических атрибутов. Это служит и сильным и, одновременно, слабым местом в положении этой страны, поскольку параметры других атрибутов пока сильно уступают экономическим возможностям страны, к тому же, находящейся в политической и военной зависимости от США. Японскую экономическую систему ряд специалистов называет «некапиталистической рыночной экономикой». Японская система управления становится все более популярной на Западе. Среднегодовые темпы роста ВВП до 90-х гг. XX в. составляли около 8-10%. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в сфере новых техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия. Большое влияние оказывает Япония на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономический рост здесь до конца XX в. был самым высоким среди всех регионов мира. Почти во всех странах Восточной Азии за последние 20 лет ежегодный прирост экономики составлял в среднем более 6%, а порой достигал и двузначных чисел. В конце XX в. совокупная экономика 18 стран АТЭС превышала половину мирового ВВП и обеспечивала более 40% мирового экспорта. Большую роль во всем этом сыграла Япония с ее опорой на научно-технический прогресс, на разработки новых моделей промышленного производства, новых форм организации труда и менеджмента. С большой долей вероятности можно предположить, что в XXI в. динамизм экономики АТР перейдет в сопредельные с этим регионом страны: Индию, Пакистан, республики Средней Азии. Претензии Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии. Начался этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников. А для японцев, живших на острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства. 1855 г. - заключен первый договор о границах. Северная часть Курил закреплялась за Россией, южная — за Японией. Точка размежевания – о.Итуруп. Сахалин объявлялся неразделенной территорией. 1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор. Весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов - к Японии. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть. 1941 г. - подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны. 5 апреля 1945 г. советское правительство заявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова. 1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Города Порт-Артур, Дальний и КВЖД СССР получил по договору с Китаем, а затем возвратил их последнему после победы китайских коммунистов в гражданской войне. 1951 г. Сан-Франциско - мирный договор с Японией, СССР не было. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов. 1956 г. - Совместная декларация СССР и Японии (восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя государствами). СССР был готов передать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Шикотан и островную гряду Хабомаи. Советское руководство а заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г. С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориальных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий» (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), увязывая этот вопрос со всеми остальными вопросами развития отношений с СССР. 1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство предпринимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|