Структурные элементы общей системы безопасности страны
Основываясь на положениях Закона Российской Федерации "0 безопасности” и Концепции национальной безопасности, можно выделить некоторые элементы структуры национальной 60301^011001-11. В законе определены три основные объекта безопасности - личность, общество и государство. Элементами же структуры национальной безопасности являются, на наш взгляд, ее виды- В Концепции национальной безопасности в качестве одной из основных задач определяется единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации”- Основными видами безопасности выделяются экономическая, социальная, политическая, технологическая, научно-техническая, информационная, экологическая, военная и некоторые другие, Рассмотрим сущностную характеристику основных структурных элементов национальной безопасности. Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества. Политическая безопасность предполагает наличие устойчивого политического суверенитета в рамках системы межгосударственных отношений и политической стабильности общества, достигаемой формированием политической системы, обеспечивающей баланс интересов различных социальных групп с опорой на приоритет личности, Отсутствие как первого, так и второго неизбежно разрушает политическую безопасность страны. В структуре национальной безопасности России одно из центральных мест занимает ее экономический аспект. В апреле 1996 года был принят Указ Президента Российской Федерации, которым одобрена ”Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)”. В этом документе определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности,
Такое внимание к проблемам экономической безопасности объясняется рядом причин и прежде всего тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха. Экономическая безопасность органически включена в систему безопасности страны вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий, Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами- Подчеркивая такую взаимосвязь, надо, вместе с тем, учитывать, что решающая базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей,
Исходя из Закона Российской Федерации "0 безопасности” экономическую безопасность можно определить как состояние возможности и готовности экономики обеспечить устойчивость экономического положения личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства в условиях внутренних и внешних угроз и влияний. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребностям общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь. Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики- Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве, Экономическая политика удовлетворяет требованиям безопасности государства, если она реализует принципы эффективности производства и справедливости распределения. Задачами нового экономического курса, направленного на повышение уровня безопасности государства являются: устойчивое увеличение темпов экономического роста, полная занятость, отсутствие инфляции, стимулирование высокопроизводительного труда, сглаживание социального неравенства. Важной составляющей экономической безопасности является технологическая безопасность, Технологические преимущества стали сегодня решающим фактором экономического развития, и защита этих преимуществ - необходимое условие достижения успеха в конкурентной борьбе.Технологическая политика - составная часть экономической политики, а одним из важных элементов технологической политики является обеспечение технологической безопасности страны. Следовательно, национальная технологическая безопасность состоит в сохранении предельно допустимого минимального уровня развития научно-технического и производственного потенциала, который в случае резкого изменения внутренних и внешних условий в худшую сторону гарантировал бы выживание национальной экономики за счет использования собственных интеллектуалъных и технологических ресурсов, позволил бы стране сохранитъся в качестве самостоятельной экономической единицы и гарантировать свою обороноспособность2.
В последнее время все более существенное место в системе безопасности занимает информационная безопасность, В современный период лишь то государство может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, более гибко регулировать экономические затраты на развитие вооружений и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий, которое имеет превосходство в средствах информации и информационной борьбы, В настоящее время информация становится одним из главных средств в противостоянии на международной арене в целях установления господства ведущих государств на глобальном информационном пространстве. Информационное вторжение США в мировые информационные ресурсы вызывает озабоченность у многих развитых стран. Подавляющая часть мирового информационного ресурса становится частью Интернета и будет подконтрольна его xозяевам. Соответственно, через эту мировую информационную супермагистраль возможны негативные вторжения в информационные ресурсы других стран. Это создает реальную угрозу информационным ресурсам России. В обобщенном виде информационная безопасность - это способность государства, организации, личности, технической и информационной системы или конструкции обеспечитъ необходимые информационные ресурсы для поддержания их устойчивого функционирования в любых сложных условиях существования и развития, а также их способность противодействоватъ возникающим опасностям и угрозам по отношению к информационным ресурсам, техническим источникам потребной информации, компьютерным и другим различным сетям передачи и обмена информации между техническими устройствами и реальными потребителями.
В структуре национальной безопасности одно из ключевых мест занимает экологическая безопасность. В настоящее время деятельность государств по обеспечению экологической безопасности становится объективной необходимостью, а ее активизация на основе тщательной экспертизы ученых разных специальностей - потребностью выживания земной цивилизации- В Российской Федерации усиление такой деятельности обусловлено прежде всего признанием приоритетного значения общечеловеческих ценностей. Среди них выделяется конституционное право человека на благоприятную экологическую среду (на экологическую безопасность) (Ст.42 Конституции РФ), Принятие России в Совет Европы в 1996 году накладывает на государство определенные обязательства в области обеспечения экологических прав граждан и определяет стратегию экологической политики, На Всероссийском совещании правоохранительных органов, посвященном борьбе с экологическими преступлениями, была определена их высокая общественная опасность и подтверждено, что экологическая безопасность является действующей частью национальной безопасности России. Разработка концепции экологической безопасности должна быть осуществлена с помощью научного обоснования соответствующих принципов и норм правового регулирования деятельности государств. Учеными предложена система основных принципов, исходящих из: а) равной экологической безопасности; б) запрещения экологической агрессии; в) контроля за соблюдением согласованных требований экологической безопасности; г) регулярного обмена соответствующей информацией; д) предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; е) сотрудничества по преодолению чрезвычайных экологических ситуаций; ж) научно-технического сотрудничества; з) права на благоприятную окружающую среду. Экологическая безопасность - одно из самых важных слагаемых современной всеобъемлющей системы международной безопасности. Поэтому, если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать экологически приемлемые условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетной среды существования всего человечества, не исключен экологический кризис. Военная безопасность также занимает ключевое место в структуре национальной безопасности, Под военной безопасностью понимается такое состояние страны и мира, при котором либо отсутствует возможность военного давления и агрессии, либо есть гарантии противостояния им. Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать цели зиждется на его силе, И сейчас, и в обозримой перспективе вооруженные конфликты и войны останутся неотъемлемой частью политики- Именно поэтому не может быть надежной национальная безопасность, не имеющая военного обеспечения- Именно поэтому Россия, как и любое другое государство, должна поддерживать необходимую военную мощь, соизмеримую с ее геополитическим положением и ролью в мире и сопоставимую с тем, что имеется у других крупных держав.
Специфика военной безопасности состоит в том, что она характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Это предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов. Опыт ”холодной войны” убедительно показал, что наиболее действенный путь укрепления военной безопасности - путь формирования эффективной системы международной безопасности. Социальная безопасность - состояние и тенденции развития различных (социальных, территориальных, конфессиональных и др.) групп населения, при которых основная их масса удовлетворена своим социальным статусом, либо воспринимает его как неизбежную данность, а отношения внутри них и между ними носят неконфронтационный характер, Безопасным является общество, в котором царят социальное парнерство, межнациональный мир и гражданское согласие. Строительство такого общества предполагает: - формирование социально ориентированной экономики, которая преодолевает резкую поляризацию общества; - своевременное выявление и эффективное реагирование на материальные и духовные потребности различных социальных групп для предупреждения и разрешения конфликтов между ними, поддержания мира и безопасности внутри страны; - восстановление межнационального мира и согласия; - укрепление семьи как основной ячейки общества; - сокращение и устранение основных источников социальных трудностей, нестабильности и конфликтов в семье и обществе: нищеты, алкоголизма, наркомании, инфекционных и хронических заболеваний, организованной преступности и коррупции, терроризма, национального и религиозного экстремизма. В духовной области безопасность выражается в сохранении и свободном развитии культурной среды, Эта среда, будучи естественной для российского многонационального общества, образующих его личностей и групп, определяет самобытный характер их жизнедеятельности, форм общения и норм поведения. Сегодня одна из важнейших задач - духовное возрождение России. Сбережение и приумножение духовного потенциала ее народов выступают одновременно целью и средством преодоления кризиса. Рассмотренные виды национальной безопасности непосредственно взаимосвязаны и зависимы от геополитического положения странь^. Геополитический аспект национальной безопасности воздействует как на содержание видов безопасности, так и на результаты их осуществления. 56. Г лобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Список глобальных проблем § Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении. Пренебрежимое старение — термин, который впервые ввел Калеб Финч в 1990 году. Термин пренебрежимое старение обозначает темп старения, который трудно статистически отличить от нуля в масштабах данной выборки. Другими словами, речь идет от случаев потенциального бессмертия до видов, особи которых демонстрируют огромную максимальную продолжительность жизни (МПЖ), ввиду чего мы не можем визуально наблюдать признаков их старения. Пренебрежимое старение как феномен традиционно является одним из сильнейших научных аргументов за концентрацию усилий человечества в борьбе за радикальное продление человеческой жизни и победу над человеческим старением. В 2001 году Финч и Остед[2] предложили минимальные критерии для отнесения конкретного вида к категории «пренебрежимое старение»: отсутствие увеличения темпа смертности и заболеваемости с возрастом после полового созревания, снижения темпа размножения и ряд физиологических показателей. Такие существа должны стареть так медленно, что зафиксировать какие-либо возрастные изменения было бы практически невозможно. После выявления многих видов животных, обладающих пренебрежимым старением, ученые на основании статистических данных, первые из которых появились еще в 1939 году, пришли к выводу о том, что феномен пренебрежимого старения есть и у людей, доживших примерно до 90-100 лет, после достижения которых, их шанс дожить до каждого следующего года не уменьшается с годами, кроме того, все дожившие до этих лет, генетически похожи друг на друга [3]. Следовательно, задача для современных разработчиков геропротекторов может быть сформулирована как "достижение наступления стадии пренебрежимого старения у человека в трудоспособном возрасте". § проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как глобальная проблема только в последней трети XX века.[1] Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился. По оценкам аналитиков Программы развития ООН, на начало XXI в. совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 трлн долларов, что равнялось ежегодному доходу 2,5 млрд бедняков, составляющих 47 % населения мира. По оценкам Программы развития ООН, доля богатейших стран в мировом ВВП составляет 86 %, доля средних — 13 %, а на долю беднейших приходится лишь 1 %. Различные значения темпов экономического роста приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами. Например, в 1960-е гг. уровень среднедушевого дохода в среднестатистической латиноамериканской стране составлял примерно одну треть дохода среднестатистической развитой страны, сегодня он составляет менее 20 %. В 1960-е годы доход типичной развивающейся страны составлял примерно 12 % от дохода типичной развитой страны, сейчас этот показатель приближается к 5 %.[2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|