Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистическая оценка форм степени сравнения и степени качества наречий




Как и прилагательные, наречия образуют степени сравнения, а также степени качества, всегда являющиеся экспрессивными. Степени сравнения образуют только качественные наречия.

В природе сравнительной степени наречий уже заложено стилистическое значение, т.к. в ней обычно указывается на более интенсивное проявление качества действия: Сильней и слаще с каждым днем несется запах медовой. Образная функция сравнительной степени полнее всего реализуется в художественном сравнении: Она бежала легчесерны молодой.

Различные формы сравнительной степени могут отличаться в функционально-стилевом отношении. Нейтральной считается простая форма сравнительной степени, если она не имеет вариантов: ближе, быстрее, лучше. Возможность образования вариантных форм приводит к их закреплению за определенными стилями: красивее (нейтр.), краше (нар.-поэт.), красившее (грубо-прост.) В парах более-больше, менее-меньше, далее-дальше, ранее-раньше первая форма является книжной, вторая - общеупотребительной. Разговорными считаются формы сравнительной степени наречий с приставкой ПО, имеющие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака: получше, покрепче, побольше.

Превосходная степень наречий в СРЯ выступает только в элятиве, указывая на самую высокую степень качества вне сравнения: нижайше кланяться, строжайше запретить. Эти формы всегда экспрессивны, причем их употребление придает речи архаическую окраску: Покорнейше прошу..

Сложные формы превосходной степени стилистически не равноценны. Одна из них, образованная сочетанием простой формы сравнительной степени наречия и слов всего, всех, имеет разговорный оттенок: Меньше всего, дальше всех. При этом сочетания типа выше всего, больше всего обозначают признаки действий неодушевленных предметов, а сочетания больше всех, выше всех – одушевленных: Выше всего он ставит (что?) чувства, любовь.- Выше всех он ставит (кого?) себя. Больше всего Ваня любит борщ. – Больше всех Ваня любит бабушку. Другая форма, образованная сочетанием наречия и слов наиболее, наименее носит книжный хар-р.

Степени качества наречий обозначают меру признака безотносительно к сравнению и образуются, как и степени сравнения, только от наречий, соотносимых с качественными прилагательными. Эти всегда экспрессивны. Они образуются с помощью эмоционально-экспрессивных суффиксов: маленько, близехонько, многовато, а также путем удвоения основы: белым-бело, рано-рано, много-премного. Использование степеней качества наречий в художественных произведениях обычно стилистически мотивировано; они привлекаются для создания непринужденно-разговорного стиля.: «Давненько не брал я в руки шашек», - говорил Чичиков.

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением наречий, относятся плеонастические формы степени сравнения наречий (более сильнее = более сильно или сильнее), употребление нелитературных форм наречий (откудова, завсегда, ширше, длиньше, отколь, куды, сюды, туды).

РАЗДЕЛ 9. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Синтаксическая стилистика

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств, однако здесь нет такой четкой стилевой закрепленности языковых единиц, как в лексике и фразеологии. Можно говорить лишь о некоторых ограничениях в употреблении отдельных конструкций и оборотов в той или иной речевой разновидности. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Т.о., на синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.

Многие средства синтаксиса отличаются повышенной эмоциональностью и экспрессивностью, а значит, и стилистической значимостью (различие предложений по цели высказывания, порядок слов, синонимия разных типов простого предложения, избирательность употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений в разных стилях и т.д.). Этим и занимается синтаксическая стилистика. Так, многие синтаксические единицы являются функционально ограниченными: причастные и деепричастные обороты, некоторые виды связок сказуемого, ряд отыменных предлогов и союзов характерны для книжной речи; эллиптические конструкции, инфинитивные и безличные предложения и т.д. употребляются преимущественно в разговорной речи. Явления поэтического синтаксиса (анафора, градация, антитеза) – принадлежность художественной речи.

Функциональные стили характеризуются частотой употребления тех или иных единиц, а не их закрепленностью Так, в научном стиле преобладают двусоставные личные предложения (88,3% от простых предложений), среди односоставных - обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,8%) и редко встречаются инфинитивные и номинативные (вместе они составляют 1%). В такой избирательности употребления различных предложений отражается специфика научного стиля: его точность, подчеркнутая логичность, отвлеченно-обобщенный характер. По-разному употребляются в разных стилях и жанрах разные виды сложных предложений и т.д.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений, а также разных типов односоставных предложений.

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения

1) Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность: Люблю тебя, Петра творенье! Всюду родимую Русь узнаю. Они активно используются в газетных заголовках, придавая им экспрессию: «Не верь глазам своим», «Здравствуй, добрый человек». Эффект личного участия, характерный для таких предложения, делает их широко употребительными в рекламе.

Определенно-личные предложения со сказуемым в форме 1 л. мн.ч. используются в НС: Проведем прямую…Рассмотрим доказательства. В таких предложения внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие, приобщает к рассуждениям.

По сравнению с определенно-личными синонимичные им двусоставные предложения придают речи более спокойный тон, делают ее «более вялой, разжиженной» (Пешковский). Двусоставные предложения используются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть значение 1 или 2-го лица как носителя действия: Ты живешь в огромном доме; я ж средь горя и хлопот провожу дни на соломе (Пушкин). Такие подлежащие-местоимения в устной речи выделяются ударением. Во-вторых, двусоставные предложения используются при выражении побуждения с оттенком увещевания: Вы не торопитесь… Да вы не тревожьтесь … При этом стилистическое значение имеет порядок слов: местоимение-подлежащее в таких конструкциях предшествует сказуемому. При другом порядке слов такие предложения выражают пренебрежение: Да замолчи ты!; Отстань ты от меня!; Подождите вы!

2) Неопределенно-личные предложения в основном употребляются в разговорной речи: Стучат… Привезли картошку - откуда они легко переходят в художественную речь. Такие предложения часто нейтральны и могут быть использованы в любом стиле: Железо получают путем восстановления его из окислов. Убирают улицы.

В неопределенно-личных предложения подчеркивается действие, а действующее лицо отодвигается на задний план: Сейчас за вами придут.. Жгут костры … Подчеркнутая глагольность придает речи динамизм, что делает предложения употребительными в публицистике.: Сообщают из Москвы, Где отмывают деньги (заголовок). В НС использование неопределенно-личных предложения продиктовано стремлением автора обратить внимание на характер действия, например, при описании опытов: состав медленно подогревают… В ОДС такие предложения используются наряду с безличными и инфинитивными и представляют наиболее вежливую форму запрета: У нас не курят – Курить запрещено. – Не курить. В отдельных жанрах ОДС закрепились неопределенно-личные предложения, выражающие побуждение в смягченной, подчеркнуто вежливой форме, например, в объявлениях: Пассажира Иванова просят подойти к кассе; провожающих просят освободить вагоны.

3 ) Обобщенно-личные предложения выделяются своей экспрессией: Сердцу не прикажешь, Что имеем, не храним …. Обычная для этих предложения форма сказуемого – 2 л.ед.ч., которая имеет обобщенное значение и является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь. Поспешишь – людей насмешишь … Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает сферу их применения. Кроме разговорной и художественной речи, для них еще открыт публицистический стиль. Наименее экспрессивны среди них те, в которых сказуемое выражено формой 3 л.мн.ч.: Льет дождь. На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят (Паст.) Подобные предложения могут используются и в НС.

4) Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть характерные для РС (Больно, хочется есть. Нет денег), и такие, которые выделяется канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей…выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния … Отдельные типы безличных предложения постоянно используются в НС: Приходится признать, что… Известно, что … Особенно часто здесь употребляются безличные предложения со сказуемыми, передающими различные оттенки долженствования, необходимости.: приходится сталкиваться с тем, что… Одного описания недостаточно для составления характеристики образца

Если личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, то безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности. В отдельных типах безличных предложения заметна функционально-стилевая окраска: Где тебя носило? Повезло так повезло! Предлагается принимать, следует вводить – книжн. окраска.

5) Инфинитивные предложения дают широкие возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать. Так держать! Поэтому они широко используются в разговорной и художественной речи, в лозунгах. Это средство создания непринужденно-разговорной окраски речи: А не вернуться ли нам? Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях.

6) Номинативные предложения имеют большие изобразительные возможности, они как бы созданы для описания. Называя предметы и дополняя их определениями, создают описания среды, состояния героя, дают оценку ситуации: Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя… (Ес). 21. Ночь. Понедельник. (Ахм.) Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья… (Фет) Но такие описания не отражают динамики событий, т.к. номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета. Они могут придавать описанию динамизм, если выхватывают из окружающей обстановки главные штрихи, детали, способные отразить трагизм событий: Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Номинативные предложения стали сильным средством художественных описаний в драматургии – пьесы, киносценарии: Открытое пространство. Сбоку - линия горизонта.

Номинативные предложения используются как средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера в публицистике и научно-популярном стиле, особенно в жанре очерка: Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли.

Неполные предложения

С полными предложения в русском синтаксисе успешно конкурируют неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Их использование определяют экстралингвистические факторы и грамматическая природа.

Так, обращение к неполным предложения, представляющим собой реплики диалога характерно для разговорной и художественной речи. В ПС их применение ограничено, в других книжных стилях– невозможно. Неполные предложения - части ССП и СПП употребляются в книжных стилях, и.прежде всего – в НС. Это объясняется стремлением избежать однотипных структур: Геометрия изучает величины сложные (непрерывные), а арифметика – дискретные числа.

Эллиптические предложения выступают как сильное средство создания эмоциональности речи. Основная сфера их применения – разговорная речь и ХС. Эллипсис придает динамизм описанию: К барьеру! Назад, домой, в Россию! Соотносительные с такими предложениями полные значительно уступают им в экспрессии.

Предложения с пропуском слов, не несущих информативной нагрузки, распространены в языке газет: К Вашему столу, Только для вас. Магазин на диване.. В таких предложениях обозначены лишь целевые слова высказывания, все остальное восполняется контекстом, речевой ситуацией. Разнообразные эллипсисы, используемые в заголовках, стали синтаксической нормой в их структуре. Они формулируют мысль в предельно сжатой форме, обладают функционально-стилевой и экспрессивной окраской, привлекая внимание читателя. Но увлечение подобными формами опасно тем, что в них может возникать неясность, эстетическая неполноценность.

В ОДС с его повышенными требованиями к четкости и однозначности формулировок использование эллиптических конструкций невозможно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...