Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века

Тематика Проблематика Произведения
Жизнь народа Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа И.С. Тургенев «Записки охотника»; Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»; Н.С. Лесков «Очарованный странник» и др.
Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки», «История одного города», «Господа Головлевы» и др.
Положение женщины в обществе Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев «Накануне»; Н.Г. Чернышевский «Что делать?»; Л.Н. Толстой «Анна Каренина» и др.
Пути преобразования общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский «Что делать?» и др.
Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л.Н. Толстой «Война и мир» и др.
Роль литературы и ее место в обществе Ведущая роль литературы – быть «учебником жизни» Н.Г. Чернышевский «Что делать?», творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

В этот период появилась целая плеяда революционно настроенных писателей и критиков-разночинцев: Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Г. Успенский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Помяловский и др. Многим из них пришлось выдержать немало жизненных испытаний, нужду и лишения. Однако эти авторы воспринимали свой труд не как источник заработка, а как высокое гражданское служение; они были убеждены в силе воздействия художественного слова на читателя. Во многом именно благодаря писателям — революционным демократам в обществе утвердилось отношение к литературе как к учебнику жизни. В то время как апологеты революционно-демократического направления стремились поставить искусство на службу интересам народа, сторонники «искусства для искусства», или «чистого искусства», утверждали caмoцeнность всякого художественного творчества, его независимость от политики и общественных проблем. В своей диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности» Н.Г. Чернышевский обосновал идею о том, что прекрасное есть сама жизнь, а цель искусства — воспроизведение жизни. Свои взгляды Чернышевский и его единомышленники выдвигали на страницах пушкинского журнала «Современник», в котором Н.А. Некрасов был главным редактором. Революционные идеалы и эстетические установки Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского не разделяли А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, И.С. Тургенев и некоторые другие литераторы, что привело к расколу внутри редакции журнала «Современник». Очень важным для русской литературы был вопрос о новом герое. В отличие от романтических произведений, главным действующим лицом которых был герой-одиночка, гордый красавец, в центре реалистического повествования появился персонаж, наделённый неброской внешностью, но обладающий богатым внутренним миром. Таковы герои И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Иначе решали проблему нового героя представители революционно-демократического лагеря. Они стремились к созданию образа человека, которому принадлежит решающая роль в преобразовании российской действительности. Таковы образы «новых людей» в философско-утопическом романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Это «разумные эгоисты», представители разночинной интеллигенции, и новый тип русской женщины, которая видит своё счастье не только в любви и семейной жизни, но и в общественно-полезной деятельности. В ответ на произведение революционно настроенного Чернышевского И.С. Тургенев отразил своё представление о «новых людях», выходящих на политическую арену страны, в образе Евгения Базарова, героя романа «Отцы и дети». Автор, будучи противником революционного пути развития, попытался показать «преждевременность» появления людей базаровского типа; несмотря на симпатию к своему герою, Тургенев «уводит» Базарова из жизни. Перед смертью Евгений Базаров с горечью признаёт: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?». Не менее востребованной в литературе была народная тема. Изображали жизнь крестьянства и крепостной деревни Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, тема тяжкой доли русского народа стала определяющей в творчестве Н.А. Некрасова. Наряду с социальными проблемами пореформенная эпоха ставила перед людьми острые нравственно-этические и философские проблемы. Поиском смысла и идеала в жизни отмечены романы Ф.М. Достоевского 60—70-х годов. Тема индивидуалистических устремлений в частной и общественно-исторической жизни привлекала и Л.Н. Толстого. Подобно Достоевскому, автор «Войны и мира» абсолютизировал роль нравственного начала в историческом развитии человечества. Тема разрушения родственных уз стала особо актуальной в 70-е годы XIX столетия, т.к. развитие буржуазных отношений уже начало расшатывать основы семьи. Этот деструктивный процесс запечатлели в своих романах М.Е. Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы») и Ф.М. Достоевский («Братья Карамазовы»). В 80—90-е годы XIX столетия в литературе наметились тенденции ухода от критического реализма. Многие писатели ощущали потребность в новом художественном методе: «Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой» (Л.Н. Толстой).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...