Учебники и учебные пособия.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ С. И. Берневега Стилистика русского языка Учебно-методическое пособие Для студентов заочного отделения Филологического факультета университета
Сыктывкар 2006
Учебно-методическое пособие ставит своей целью организовать работу студентов заочного отделения как в аудитории, так и в библиотеке или дома. Оно содержит программу курса, тематику лекций, задания к практическим занятиям по всем темам, изучаемым в курсе, рекомендуемую к ним учебную и научную литературу. Работу завершают варианты контрольной работы и вопросы к экзамену, план стилистического анализа текста и сопоставительная таблица стилей, подстилей и жанров. Материалы учебно-методического пособия способствуют закреплению и углублению теоретических сведений, развитию умений и навыков анализа текстов, относящихся к различным функциональным стилям.
Введение Основная задача курса «Стилистика русского языка» - показать предназначенность и возможность использования всех языковых средств для максимального полного удовлетворения речевых потребностей говорящего, пишущего. Основу курса составляет функциональная стилистика. Её назначение – дать представление о русском литературном языке как системе функциональных стилей, находящихся в процессе постоянного взаимодействия. Показывается обусловленность выбора и функционирования языковых средств сферой функционирования языка и конкретной задачей, стоящей перед субъектом речи. В связи с изложением теории функциональных стилей дается целостное представление о лексической системе русского языка. Функциональный аспект дополняется нормативным. Нарушения нормы резко снижают качество текста, к какому бы функциональному стилю он ни принадлежал, поэтому так важно умение дать квалифицированную оценку тексту не только в плане его выразительности, но и в плане нормативном. Этим объясняется включение заданий, посвященных стилистической правке отдельных предложений и целых текстов.
Кроме того, структура методического пособия определяется тем, что студент может самостоятельно готовиться к экзамену. Для облегчения работы с теоретической и практической частью пособия в начале каждого раздела и подраздела дается короткая теоретическая справка и иллюстративные материалы.
Программа Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний в области функциональной стилистики русского языка, а также умений и навыков анализа текста. Задачи дисциплины: - изучение теоретических основ стилистики; - формирование навыков лингвистической интерпретации текстов; - осознание текста как структурно-семантического целого. Обучение дисциплине «Стилистика русского языка» связано с реализацией следующих требований: - изучение данной дисциплины должно сформировать четкое представление о функциональном стиле как системе взаимосвязанных элементов; - изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В итоге изучения дисциплины «Стилистика русского языка» студенты должны получить теоретические знания по следующим разделам языкознания: - стилистика русского языка; - лингвистический анализ текста. Слушатели должны приобрести практические навыки лингвостилистического анализа текста. В процессе изучения данного курса должны быть приобретены умения самостоятельно пополнять и углублять лингвистические знания, квалифицировать различные языковые явления, определять системные связи языковых единиц и их функции в тексте.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины
I. Введение в курс «Стилистика русского языка». Язык как система систем. Система уровней языка и система функциональных стилей. Различные подходы к пониманию стилистики: структурная стилистика, функциональная стилистика, сопоставительная стилистика, историческая стилистика, стилистика художественной литературы, стилистика текста. Стилистика как раздел языкознания. Стилистика языка как «система систем», или структурная стилистика (В. В. Виноградов). Стилистика речи – стилистика «разных видов и актов общественного употребления языка» (В. В. Виноградов). Стилистика языка художественной литературы. II. Основные положения стилистика языка и стилистики речи. Язык и речь. Стилистический аспект. Устная и письменная речь. Речевой акт. Стилистика адресанта. Стилистика адресата. Стилистика внутреннего построения текста. Стилистическая норма. Стилистические средства. Стилистическая окраска языковых средств. III. Функциональные стили языка. Стиль языка. Функциональный стиль языка. Система функциональных стилей. IV. Разговорная речь как непосредственное непринужденное общение носителей литературного языка. Экстралингвистическая характеристика разговорной речи, особенности акта коммуникации. Статус разговорной речи в системе функциональных стилей литературного языка. Соотношение понятий «разговорная речь», «разговорный стиль», «просторечие». Основные лингвистические особенности системы разговорной речи: речетворчество и воспроизведение готовых единиц; стремление к регулярности системы и экспрессивности; структура языкового знака (соотношение означаемого и означающего); набор специфических единиц; аналитизм; количественное своеобразие в распределении частей речи и языковых форм; присоединительные связи; порядок слов. Разговорная речь в художественном тексте.
V. Научный стиль как тип функционирования языка в сфере науки и обучения. Абстрактность, понятийная точность, логичность и объективность – ведущие принципы отбора и организации языковых средств в научном стиле. Лингвистическая характеристика научного стиля: отвлеченность семантики языковых единиц, терминологичность лексики, именной характер, синтаксическая усложненность при активности скрытой предикативности и упорядоченности средств связи. Разновидности научного стиля в зависимости о области знаний, конкретной цели, характера адресата, жанра. VI. Деловой стиль, его экстралингвистическая характеристика. Лингвистические особенности стиля: выражение семантики долженствования, терминологичность и однородность лексического состава, именной характер, синтаксическая усложненность, стандартизация, неличностный характер, безэмоциональность, закрытость для иностилевых влияний. Основные разновидности делового стиля. Формирование языка рекламы. VII. Публицистический стиль, экстралингвистические факторы его формирования; разновидности публицистического стиля. Сопряжение информативного и экспрессивно-оценочного начала, стандарта и экспрессии – основной принцип организации языковых средств публицистического стиля. Открытость стиля. VIII. Стиль художественной литературы. Образность как основа художественной речи. Образность как единство изобразительности и выразительности. Образ автора.
Лексика с предметным значением как основа изобразительности. Метафора. Слово с предметным значением в поэзии – прозе. Синонимы в художественной речи. Архаизмы и историзмы в художественной речи. Старославянизмы, их признаки, функции в тексте. Неологизмы, их выразительные и изобразительные возможности. Элементы научного стиля в художественной речи. Элементы официально-делового стиля в художественной речи. Штамп. Элементы разговорного стиля в художественной речи. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы.
Литература Учебники и учебные пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|