Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стили официального общения: деловой и научный




Официально-деловой и научный стили, связанные с административно-правовой и научной деятельностью, имеют ряд общих черт. Свойством обоих является точность, что предопределяет терминологичность их словарного состава. Стремление к обобщенности выражается в преобладании абстрактной лексики над конкретной, уменьшение доли глаголов и широкой употребительности существительных, среди падежных форм которых первое место занимает форма родительного падежа. Однако между деловым и научным стилями существуют и различия.

Научный стиль ориентирован на сообщение об объективных явлениях мира, о связях и отношениях между ними, постигаемых исследователем. Строгая логичность мышления определяет подчеркнутую логичность изложения, что определяет широкое использование сложных предложений союзного типа (целевых, условных, пояснительно-уточнительных, причинно-следственных и др.), а также многочисленных средств связи между предложениями в тексте.

Для официально-делового характерна долженствовательно-предписывающая тональность. Это обстоятельство предопределяет также его особенности, как широкое использование лексики, выражающей волю законодателя (разрешить, предоставить), чаще всего в форме инфинитива, а также в форме особого настоящего – «настоящего предписания».

Официально-деловой стиль отличает также стандартизованность изложения, что проявляется в использовании устойчивых оборотов деловой речи, в стереотипах организации отдельных типов текста (например, справки, протоколы и т. п.).

 

Официально-деловой стиль

Задание 1. Перечислите экстралингвистические (внеязыковые) факторы, определяющие своеобразие официально-делового функционального стиля. Назовите основные 1) лексические, 2) морфологические, 3) синтаксические особенности официально-делового стиля. Представьте каждую из трех групп особенностей в виде пронумерованного списка.

Задание 2. Проанализируйте текст и докажите, что он принадлежит официально-деловому стилю: отметьте характерные лексические, морфологические, синтаксические черты текста.

 

Вариант 1.

Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите в них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.

 

Глава 1.Основы конституционного строя.

Статья 1.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования “Российская Федерация” и “Россия” равнозначны.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим выражением непосредственной власти народа является референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

 

Вариант 2.

Отметьте лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля, характерные для этого документа. Каковы композиционные особенности текста?

 

Соглашение.

О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

(извлечение)

Статья 1.

Договаривающиеся стороны будут всемерно содействовать дальнейшему развитию сотрудничества заинтересованных организаций своих стран в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Статья 2.

В продолжении и развитии принятой в 1967 году программы совместных космических исследований (программа «Интеркосмос») сотрудничество будет осуществляться в следующих основных направлениях:

- изучение физических свойств космического пространства,

- космическая метеорология,

- космическая биология и медицина,

- космическая связь,

- изучение природной среды с помощью космических средств.

 

Статья 14.

Настоящее соглашение будет действовать в течение десяти лет. Для каждой из Договаривающихся сторон, которая за шесть месяцев до истечения указанного десятилетнего срока и последующих пятилетних периодов не откажется от своего участия в Соглашении, оно будет оставаться в силе каждые следующие пять лет.

 

Статья 16.

Подлинник настоящего Соглашения будет сдан на хранение в архивы депозитария, который рассылает должным образом заверенные копии настоящего Соглашения всем Договаривающимся сторонам.

Совершено в городе Москве 13 июля 1976 года в одном экземпляре на русском языке.

Соглашение подписано и ратифицировано НРБ, ВНР, ГДР, Республикой Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР. Вступило в силу 25 марта 1977 года. 17 мая 1979 года к Соглашению присоединилась СРВ.

 

Задание 3. Прочитайте отрывок из автобиографии А.Т. Твардовского.

 

Родился я на Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на “хуторе пустоши Столпово, как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением “пан”. Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митрофановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности.

Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.

Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочинения. Лет тринадцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так писать не годится, все у меня до слова понятно, а нужно так, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано, - таковы современные литературные требования. Он показал мне журналы с некоторыми образцами тогдашней – начала 20-х – поэзии. Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удавалось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помнится, я, наконец, написал что-то уж совсем непонятное ни с какого конца, что ни одной строчки вспомнить не могу оттуда и не знаю даже, о чем шла речь. Обучение мое прервалось по существу с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли.

Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на работу. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций.

1. Чем отличается речь служебной автобиографии (например, вашей) от речи автобиографии литературной?

2. Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографии А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.

3. Найдите в тексте автобиографии признаки художественного стиля речи.

4. Какие художественные средства использованы в автобиографии? Какова их роль?

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии. Проведите редакторскую правку с помощью корректурных знаков.

 

А в т о б и о г р а ф и я

Я, Потемкин Анатолий, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. С 1972 года по 1979 учился в школе. Я окончил только шесть классов. В этом же году я поступил в училище. там я получил профессию монтажника. С 1982 года до настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-й разряд. В 1986 году окончил вечерний техникум и в 88-м был назначен бригадиром комплексной бригады. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Потемкин Анатолий

4 июня 1994 года

Задание 5. Исправьте “документы”, если сможете.

 

В бухгалтерию

автокомбината № 17

от Скворцова Л.Л.,

слесаря

 

Д о в е р е н н о с т ь

Я, Скворцов Л.Л., доверяю получить деньги, заработанные мной за ноябрь месяц сего года (в размере 300 000 рублей), моему товарищу и другу слесарю Глухарю И.П. в связи с плохим состоянием здоровья.

Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.

 

2.11.с.г. Скворцов

 

 

Председателю профсоюзного бюро

завода “Путь к сознанию” Уряшкину А.И.

от руководителя ансамбля народных инструментов Кукушкина С.С.

 

О б ъ я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

Довожу до вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве 2 шт. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая – как пришедшая в негодность в результате поломки в результате драки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе.

 

Нижеподписавшийся

13.12. с.г. Кукушкин

 

Задание 6. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.

 

Д о в е р е н н о с т ь

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С., получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

 

16 декабря 1995 года

Л.А. Шевчук

Задание 7. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

 

Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

З а я в л е н и е

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по таком вопросу.

Очень прошу освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказываться в моей просьбе и подписываюсь.

 

Никифоров Л.Н. 2 марта 1993 г.

 

 

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

 

Начальнику цеха № 2

тов. Симак Н.И.

З а я в л е н и е

 

Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на три дня за свой счет, т.к. у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.

Токарь Фомин Сергей

Задание 9. Прочитайте шуточный приказ, составленный К.И. Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работы и указав факт и меру поощрения.

 

П р и к а з

Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…

Задание 10. Выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведенное ниже. Определите стиль речи, назовите жанр. От какого лица ведется повествование?

Найдите нарушения общепринятых языковых норм: а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю); б) в сочетании слов; в) в образовании форм слова; г) в построении предложения. Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.

 

З а я в л е н и е

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.

Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать дальнейшей службой.

Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики – и, так сказать, народное достояние, - преступник обратился в бегство.

Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Конст. Печенкин

1) Узнали ли вы “героя” рассказа М. Зощенко “Три документа”? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.

2) Объясните особенности использования автором языковых средств.

3) Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуя их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенности лексики, синтаксиса, морфологии.

 

 

Задание 11. Прочитайте тексты трех законов. Сравните их язык; выявите различия: а) в используемой лексике; б) в устойчивых словосочетаниях; в) в манере, стиле изложения мыслей. Чем вызваны эти различия? Какие нравственные нормы общества просматриваются за статьями законов в первом, втором и третьем случаях? Что в них меняется, а что остается вечным, общепринятым?

I. (§ 120) Если человек ссыпает свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникает недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать пред богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.

(§ 122) Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение.

(§ 159) Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: “Я не возьму твоей дочери”, то отец девушки может забрать все, что было принесено ему.

(§ 160) Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: “Я не отдам тебе своей дочери”, то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.

Законы Хаммурапи, царя Вавилона (законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном в ХVIII в. до н.э., дошли до нас почти целиком)

II. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом.

Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом.

Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.

Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран.

Из конституционного закона об организации государственных властей 25 февраля 1875 года (Франция).

III. Титул IX.

Об отцовской власти

Статья 371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

Статья 373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

Статья 376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен, по просьбе отца, выдать ордер на арест.

Из гражданского кодекса 1804 г. (Кодекс Наполеона)

Задание 12. Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путевку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи.

 

Задание 13. Составьте доверенность на получение стипендии.

 

 

Практическое задание № 4-5

Научный стиль

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в текстах употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий, к тому же понятий научных. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология. Терминология, являясь одной из главных составляющих научной речи, воплощает такое качество научного стиля, как точность. Важнейшие признаки научного стиля – точность, ясность, логичность, строгая аргументированность, однозначность выражения мысли – служат главной задаче этого стиля – передачи объективной информации о предмете исследования. В научной речи широко используются слова, отражающие соотношение между частями высказывания, служащие для создания стройного, логичного текста: часто употребляются наречия в связующей функции; преобладают глаголы в самой обобщенной форме (настоящего постоянного или настоящего вневременного); для глаголов и личных местоимений характерно использование форм 3-го лица, что помогает подчеркнуть отвлеченность и обобщенность стиля. В синтаксисе можно отметить приоритет сложных предложений над простыми, использование распространенных предложений, широкое применение причастных и деепричастных оборотов, страдательных конструкций.

Приводимые ниже тексты представляют собой образцы научного стиля со всеми его характерными признаками.

 

Задание 1. Докажите, что данный текст принадлежит к такой разновидности литературного языка, как научный стиль, проанализировав его лексические, морфологические и синтаксические особенности. В чем отличие текстов А и Б?

А. Задача создания источника когерентного света была решена лишь с появлением лазера, в котором используется принципиально иной метод высвечивания возбужденных атомов, позволяющий, несмотря на некогерентный характер возбуждения отдельных атомов, получать когерентные пучки света с очень малой расходимостью. Если интенсивность излучения лазера сравнить с интенсивностью излучения абсолютно черного тела в том же спектральном и угловом интервалах, то получаются фантастически большие температуры. Кроме того, малая расходимость излучения позволяет с помощью обычных оптических систем концентрировать световую энергию в ничтожно малых объемах, создавая громадные плотности энергии.

Возбужденный атом может самопроизвольно (спонтанно) перейти на один из нижележащих уровней энергии, излучив при этом квант света…

 

Б. Из физики нам известно, что в своем наиболее устойчивом природном состоянии вещество обладает минимальным запасом энергии. Вращающиеся вокруг ядер электроны находятся на наиболее низких энергетических уровнях. Этим-то и объясняется почти универсальная способность всех веществ поглощать падающее на них излучение. Если же вещество с помощью какого-нибудь источника излучения все время "накачивать" энергией, то его частицы будут переходить на более высокие энергетические уровни и атомы постепенно придут в так называемое возбужденное состояние. В таком состоянии вещество напоминает чашу, заполненную до краев: достаточно только одной капли, чтобы запасенная в ней жидкость - энергия выплеснулась наружу в виде направленного пучка излучения.

В лазерном устройстве обычный свет преобразуется в излучение, в тысячи раз более концентрированное и чистое. Обычные источники света (например, лампа) испускают смесь света различных цветов спектра, которая распространяется беспорядочно во все стороны. Луч лазера одноцветен - монохроматичен, когерентен, т.е. строго упорядочен во времени и пространстве и устремлен в одном направлении. Энергия оказывается как бы спрессованной в тысячи раз.

Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставили протиснуться в течение той же секунды в водопроводный кран, только тогда мы получим косвенно представление о том, чем лазерный луч отличается от света всех других источников.

Задание 2. Какие языковые средства и приемы, характерные для устного доклада и научно-популярного произведения, можно выделить в следующих текстах?

1. Живое существо не имеет более верного и сильного защитника, чем глаз. Видеть – это значит различать врага и друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но несравненно грубее и слабее. Осязание и чувство теплоты дают нам вести о внешнем мире только при непосредственном соприкосновении: слух и обоняние, извещающие издалека, недостаточно информируют о расстоянии, направлении и формах. Наши слова “очевидно”, “поживем - увидим” равносильны тому, что видимость – достоверность. Современный физик убеждает других в реальности атомов тем, что мы, наконец, увидали пути отдельных атомов, а прежние противники существования атомов постоянно аргументировали тем, что атомов никто не видел. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: “Зрение есть явление невидимого”, невидимый мир становится реальностью, явлением посредством зрения (Вавилов С.И. Глаз и солнце).

2. Воспользуемся еще одной аналогией между кривизной четырехмерного пространства – времени и кривизной двухмерной пространственной поверхности. Мы движемся по поверхности Земли, взбираясь на пригорки, холмы и горы и регистрируем изменения кривизны земной поверхности. Сравнительно плоская равнина сменяется небольшим возвышением, затем крутым холмом, горным склоном, плоскогорьем, ущельем, затем мы встречаем опять равнину и т.д. Мы можем регистрировать кривизну поверхности либо прямым наблюдением, либо измерять сумму углов треугольника, длину окружности. (Кузнецов Б.Г. Беседы о теории относительности).

Задание 3. Сравните описание птицы-секретаря у И.А.Гончарова и в БСЭ. Отметьте особенности, характерные для научного стиля.

 

У Змеиной горки заметили мы вдали, в поле, какую-то большую птицу, видом напоминавшую аиста, которая величаво шагала по траве. “Секретарь, секретарь!” - кричала нам ученая братия. Мы все повыскакивали из экипажей и побежали по кустам смотреть птицу, которая носит это имя. Заметив приближающихся людей, птица начала учащенными шагами описывать круги по траве, все меньше и меньше, и когда мы подошли настолько, что смогли разглядеть ее, она взмахнула крыльями и скрылась. Птица-секретарь известна тем, что ведет деятельную войну со змеями. У нее толстые сильные ноги и острые когти. Она одним ударом ноги раздробляет голову кобре-капелле или подхватит ее в когти, взлетит повыше и бросит на камень. (Гончаров И.А. “Фрегат “Паллада”).

Секретарь (Sagittarius serpentarius), хищная птица семейства Sagittaridae. Высота до 1 м. Внешне Секретарь похож на журавля. Ноги длинные, сильные, короткопалые. Оперение серое с черным. Перья на голове напоминают гусиные перья за ухом писца (отсюда название). Распространены в степях Африки, южнее Сахары. Гнезда на деревьях или кустах на высоте 2-6-м. и выше. В кладке 2, реже 3 яйца. Пищу – саранчу, термитов, пресмыкающихся, птиц и грызунов - добывает на земле. Добычу, например, ядовитых змей, убивает ударами ног, защищаясь от укусов крыльями. Везде охраняется. Иногда нападает на полезных птиц (куропаток и др.) (Большая советская энциклопедия).

Задание 4. Сопоставьте отрывки из статей, написанных учеными для публикации в “Ленинградской правде” (1), и тексты газетной публикации (2). Подумайте о различиях научного и публицистического стилей и напишите, какими содержательно-стилистическими особенностями оригинала обусловлена переделка текста для газеты или его сокращение.

Вариант 1.

(1) Ворота русской земли.

Реставрационные и археологические работы начаты в Ладоге давно, но тогда они велись в соответствии с частными научными интересами, сопоставлять теперь накопленные таким путем материалы трудно.

Положение изменилось с началом в 1972 году работы комплексной Староладожской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР при участии Управления культуры Леноблисполкома под руководством доктора исторических наук А.Н. Кирпичникова.

Комплексная экспедиция – это коллектив ученых, занимающихся всесторонним изучением древней Ладоги и ее окрестностей как единого целого. На территории города совместно трудятся археологи Академии наук и ЛГУ. В.А. Назаренко, кандидат исторических наук, специалист по изучению древностей всего южного берега Ладожского озера, установил, что Ладога была не только торговым поселением, но и центром обширной округи…

(2) Сокровища земли русской.

Археологи изучают Ладогу с 1909 года. Нередко исследователи работали исходя из собственных интересов и задач. В результате накопленные данные не всегда возможно сопоставить друг с другом.

Положение изменилось с началом в 1972 году работы комплексной Староладожской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Управления культуры Леноблисполкома. В этом сезоне экспедиция продолжила свои работы при участии студентов исторического факультета ЛГУ. Кандидат исторических наук В.А. Назаренко выполнил большую работу по изучению древностей всего южного берега Ладожского озера, в результате чего стало ясно, что Ладога была не только торговым поселением, но и центром обширной округи.

А. Кирпичников, доктор исторических наук, начальник Староладожской археологической экспедиции, Д. Фоняков, аспирант “Лен. правда”, 22.08.84.

Вариант 2.

(1) Чай как лекарство.

Особенностью этого лекарственного кустарника является способность концентрировать действующие начала в самых молодых листочках, первые 2-3 только что распустившихся листочка – их называют “флеши” - содержат четверть активных веществ всего растения.

Для получения черного чая листочки сначала провяливают и скручивают, оставляя для ферментации. Под этим подразумевается процесс, происходящий в листьях при определенных условиях хранения и заключающийся в основном в самоокислении содержащихся в чае горьких веществ танинов с превращением их в терпкие вещества и ароматические эфирные масла. Вкусовые качества продукта при этом возрастают, однако некоторая часть целебных свойств теряется. Чем же ценится чай, какие полезные вещества в нем содержатся? Их много. На первом месте, пожалуй, следует назвать кофеин, вещество, оказывающее выраженное активизирующее действие на центральную нервную систему. Необходимо отметить, что в чае его больше, чем в кофе, а именно до 3 процентов сухого веса.

(2) Особенностью этого лекарственного кустарника является способность концентрировать свои лечебные свойства в самых молодых листочках. Первые 2-3- листочка называют “флешами”, они содержат четверть активных веществ всего растения.

Чем же ценится чай, какие полезные вещества в нем содержатся? На первом месте, пожалуй, следует назвать кофеин, вещество, оказывающее выраженное активизирующее действие на центральную нервную систему. В чае его больше, чем в кофе, - до 3 процентов сухого веса.

Задание 5. Докажите, что данный текст принадлежит к такой разновидности литературного языка, как научный стиль, проанализировав его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Переделайте научные тексты в рекламные.

Вариант 1.

Ревит - комплексный витаминный препарат, содержащий в одной таблетке желтого цвета или драже оранжевого цвета

- ретинола ацетата (витамина А) - 0, 00086 г (2500 МЕ)

- тиамина хлорида (витамина В1) - 0, 00138 г

- тиамина бромида (витамина В6) - 0, 00129 г

- рибофлавина (витамина В12) - 0, 001 г

- аскорбиновой кислоты (витамина С) - 0,035 г

Фармакологические свойства препаратов обусловлены витаминами, входящими в его состав.

Препарат назначается в качестве профилактического средства при состояниях, сопровождающихся повышением потребности в витаминах (повышенная физическая или нервно-психическая нагрузка, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды, беременность, кормление грудью, при общем нарушении питания, в период выздоровления, после перенесенного инфекционного заболевания и для повышения сопротивляемости организма к инфекционным, простудным заболеваниям).

 

Вариант 2.

Камбалы, камбалообразные - отряд рыб, близких к окунеобразным, отличаются от последних несимметричным строением черепа во взрослом состоянии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно сжато с боков, у большой части камбал - широкое и относительно короткое… Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черноморская камбала) до 4,5 (беломорский палтус). Камбалы - преимущественно морские рыбы, ведущие во взрослом состоянии донный образ жизни…

(Большая советская энциклопедия. Т.19)

 

Задание 6. Проанализируйте (по языковым уровням) отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной особенностям языка и стиля очерков А. Пальма. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста.

Что касается стиля, то как говорилось выше, очерки насыщены подлинной публицистикой. Все богатство пальмовского языка тесно связано с предельным лаконизмом его материалов. Иногда, конечно, не хватает вот этой “излишней красочности”. Хотя, как отмечалось в данной работе, автор поступает в какой-то степени верно. По крайней мере его нельзя обвинить в чрезмерной болтливости. Но вот очерк “Тракторист Анатолий Мерзлов”, думается, не отличается особой глубиной. Журналист писал об Анатолии как о герое. Но, наверное, лучше было описать те неиссякаемые источники человеческого героизма, которое имеются почти у каждого советского человека. Такой подвиг мог совершить не только Анатолий. Но вот этих источников в очерке Пальма нет. Все написано очень уж сухо.

Таким образом, думается, что сверх нормы вредна и красивость, но и без нее очерки становятся голыми, сухими, информативными и только.

 

Практическое занятие № 6

Публицистический стиль

Публицистический стиль - это стиль убеждающий, воздействующей речи, функционирующей в средствах массовой коммуникации. Это стиль газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, выступлений на митингах, торжественных речей и т.д.

Особенности языка публицистики обусловлены такими внеязыковыми (экстралингвистическими) факторами, как актуальность, массовость, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора и др. Публицистический стиль характеризуется единством двух функций - информационной и воздействующей.

Информационная функция определяет такие качества публицистического текста, как документальность, официальность, обобщенность, отвлеченность. Воздействующая функция определяет такие качества, как побудительность, речевая выразительность, эмоциональность, оценочность, полемичность.

Взаимодействие и взаимосвязь этих двух функций в языке газеты проявляется, в частности, в том, что в одном тексте всегда обнаруживается наличие и стандартных единиц (что обусловлено информационной функцией), и экспрессивных единиц (что обусловлено воздействующей функцией).

Особая сила воздействия публицистики заключается в таком свойстве, как динамичность: автор выступает открыто от своего имени и обращается к читателю как к отдельному человеку. Отсюда открыто выраженное авторское "я", обращение к читателю, вопросно-ответные конструкции и др. Иногда их называют контактоустанавливающими средствами.

 

Задание 1. Внимательно прочитайте текст. а) Укажите стандартные элементы (слова и словосочетания), содержащиеся в данном тексте. б) Укажите экспрессивные средства (средства выражения авторского "я"), знакомые вам по курсу русской грамматики. в) Какие элементы текста носят контактоустанавливающий характер?

 

 

Вариант 1.

Социальные последствия внезапного усиления инфляции заключаются в оживлении перераспределительных процессов в экономике. При этом должники оказываются в выигрыше, а кредиторы - в проигрыше, поскольку реальное наполнение долга в условиях инфляционного роста цен снижается.

Кто сегодня в России является должником, а кто - кредитором? Кредиторами является прежде всего население, поскольку его денежные средства, аккумулированные в банках и иных финансовых структурах, в дальнейшем используются для выдачи последними ссуд.

Должниками являются предприятия и государство. Обесценивание государственного внутреннего долга, кредитов, взятых предприятиями, приводит к выигрышу должника за счет кредитора - населения.

Помимо этого, следует отметить и такой важнейший момент. Поскольку большинство предприятий является должниками и существенную часть этого долга составляет задолженность по заработной плате своим же работникам, последние в любом случае проигрывают в реальных доходах. Тяжесть девальвации рубля тем самым ложится в основном на плечи наемных работников.

В наиболее уязвимом положении оказываются лица, чьи доходы в силу отсутствия механизма индексации или сбоев в их функционировании отстают от инфляционного роста цен. Прежде всего это пенсионеры и безработные. (Известия 26. 10. 1994)

 

Вариант 2.

Прежде всего надо четко осознавать, что у банка не могут "просто кончиться деньги". Банк - это не денежный мешок с дном. У каждого банка есть клиенты, которые ведут через него свои расчеты, любой банк может взять кредит у другого банка, если денег вдруг не хватает, а они срочно нужны для проведения какого-нибудь платежа. Словом, банк - это, скорее, озеро, в которое деньги постоянно поступают и столь же постоянно уходят из него.

Поэтому если банк вдруг приостанавливает выполнение своих обязательств перед вами, то это означает, что на то у него есть серьезные причины. Скорее всего, они заключаются в финансовых затруднениях, которые велики настолько, что осведомленные лучше вас банкиры не рискуют давать этому банку никаких кредитов. Повторяю еще раз: если проблемы банка носят временный характер, то банкир не будет рисковать собственной репутацией, будущим банка и нарушать условия договора с вкладчиками. (Известия 26. 10. 1994)

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.

Бежать с помощью водки или наркотиков нынче не модно… Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы… Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа!... И ещё. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» (АиФ. 1997. № 47).

 

Задание 3. Пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...