Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника безопасности легкового автомобиля




Техника безопасности для легкового автомобиля

При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со ст. 454 «Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик» механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, и возмещение причиненного им материального ущерба возлагается на его владельца.

Водитель является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми находящимися в автомобиле лицами и обязан требовать от них неукоснительного выполнения этих правил.

Водитель обязан следить, чтобы в автомобиле находилась полностью комплектная медицинская аптечка. Кроме этого водитель при эксплуатации легкового автомобиля должен соблюдать основные правила по охране труда и технике безопасности.

Охрана труда и техника безопасности – это комплекс мероприятий и соответствующих приемов работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.

Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам – на их руководителей. Общий контроль за проведением мероприятий, направленных на охрану труда и соблюдение техники безопасности, возложен на профсоюзные организации.

· Общие требования безопасности

· Основы техники управления

· Безопасная конструкция легкового автомобиля

· Педали автомобиля и положение водителя

· Правильная посадка за рулем

По охране труда для водителя легкового автомобиля

1. Общие требование безопасности

1.1. К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и проверку знаний в объеме группы 1 по электробезопасности.

1.2. При найме на работу впервые в качестве водителя лица, имеющие удостоверение на право управления любыми категориями транспортных средств, а также не работавшие водителями более одного года, к управлению ими допускаются после прохождения стажировки по практическому вождению не менее 20 часов.

1.3. Водитель, не прошедший периодического, а также предрейсового медицинского осмотра, к работе не допускается.

1.4. Водителю запрещается управлять автомобилем (или передавать управление другим лицам) в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.

1.5. Водитель должен знать и неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.

1.6. Опасные и вредные производственные факторы:

1.6.1. Движущиеся машины и механизмы, не защищенные элементы производственного оборудования.

1.6.2. Повышенная и пониженная температура поверхностей оборудования.

1.6.3. Химические вещества, проникшие через дыхательные пути, желудок.

1.6.4. Взрыво- и пожароопасность.

1.7. Источники возникновения фактора:

1.7.1. Автомобиль, оборудование.

1.7.2. Детали автомобиля, горячая вода (пар).

1.7.3. Окись углерода, антифриз.

1.7.4. Легковоспламеняющиеся вещества при нарушении правил пожарной безопасности.

1.8. Действие фактора:

1.8.1. Возможен наезд на людей и столкновение с транспортом.

1.8.2. Возможен ожог кожного покрова нагретыми деталями автомобиля, закипевшей водой (паром) в радиаторе.

1.8.3. Возможно отравление при попадании антифриза в желудок, а окиси углерода – в дыхательные пути.

1.8.4. Нарушение правил пожарной безопасности при работе с ЛВЖ может привести к взрывам и пожарам, травмированию водителя.

1.9. Водитель должен немедленно сообщить администрации предприятия о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был. Водитель должен оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, помочь доставить его в медицинское учреждение. При необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия.

1.10. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами выдачи спецодежды водителю должны выдаваться перчатки хлопчатобумажные. 1.11. За нарушение требований настоящей инструкции виновные несут дисциплинарную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий.

2. Требование безопасности перед началом работы

2.1. Пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. 2.2. Проверить:

2.2.1. Состояние и исправность систем автомобиля, влияющих на безопасность труда: рулевого управления, тормозной системы, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудование.

2.2.2. Отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, давление воздуха в шинах и их исправность.

2.2.3. Наличие в автомобиле ремней безопасности, специальных упоров (не менее двух), подкладки под пяту домкрата, медицинской аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя.

2.3. Перед пуском двигателя автомобиль затормозить стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

2.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой соблюдать следующие требования:

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять дополнительных рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

2.5. Запрещается производить запуск двигателя путем буксирования.

 

2.6. При заливке горячей воды в систему охлаждения проявлять особую осторожность.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе запрещается.

3.2. Во время движения выбирать дистанцию в зависимости от скорости автомобиля.

3.3. Перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода изготовителя.

3.4. При движении по территории соблюдать скорость движения, установленную администрацией предприятия (15 км/ч), а в помещениях ремонтных участков она не должна превышать 5 км/ч.

3.5. Перед подачей автомобиля задним ходом убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий. Подать звуковой и световой сигналы.

3.6. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен.

3.8. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин через шланг ртом, а также продувать топливопровод запрещается.

3.9. Отдыхать или спать в кузове легкового автомобиля только при неработающем двигателе.

3.10. Запрещается курить в непосредственной близости от приборов и системы питания автомобиля.

3.11. Требования безопасности при производстве ремонтных работ на линии:

3.11.1. При ремонте автомобиля на линии соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии необходимых приспособлений и инструментов производить ремонт запрещается.

3.11.2. Перед подъемом части автомобиля домкратом, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), закрыть двери.

3.11.3. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

3.11.4. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее ветошью. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.11.5. Буксировку неисправных автомобилей осуществлять в соответствии с разделом Правил дорожного движения. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

3.11.6. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.12. Требования безопасности при эксплуатации автомобиля в зимний период:

3.12.1. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить по возможности только в отапливаемых помещениях. При производстве этих работ в не отапливаемых помещениях или на открытом воздухе, стоя на коленях или лежа, применять деревянные лежаки.

3.12.2. При заправке автомобиля топливом, заправочные пистолеты брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская попадания топлива на кожу рук, тела.

3.12.3. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.

3.12.4. При нарушении нормальной циркуляции воды (при переохлаждении двигателя) автомобиль остановить, утеплить нижнюю часть радиатора и дать поработать двигателю на малых оборотах.

3.12.5. В случае отказа тормозной системы из-за обледенения колодок отогреть и просушить их на ходу частым повторным притормаживанием на протяжении 1 – 2 км.

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

4.1. При возникновении постороннего шума, рывков, вибрации немедленно остановить автомобиль, не приступать к работе до полного устранения неисправности.

4.2. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги, выставить на расстоянии 25 – 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий фонарь. Покидая автомобиль, обезопасить его от самопроизвольного движения (выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса упоры – башмаки).

4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, должен:

немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до прибытия сотрудника ГИБДД; включить аварийную сигнализацию;

принять меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать медицинских работников, а если это невозможно – отправить пострадавших на попутном или отвести на своем автомобиле в ближайшее медицинское учреждение.

4.4. Каждый водитель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастном случае:

4.4.1. При ушибе обеспечить полный покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод.

4.4.2. При подозрении на ушиб внутренних органов до прибытия врача освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.

4.4.3. При растяжении связок положить холод и наложить мягкую фиксирующую повязку.

4.4.4. При вывихе обеспечить полную неподвижность в суставе.

4.4.5. При любом повреждении кожи и тканей тела смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом и наложить повязку.

4.4.6. При переломе конечностей, наложить шину из специальных или подручных средств, длина которой должна быть такой, чтобы она заходила за те два сустава конечности, между которыми произошел перелом.

4.4.7. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего положить животом вниз на жесткие носилки или щит из досок.

4.4.8. При термическом ожоге 1 степени обожженное место промыть струей чистой воды, обработать пораженный участок раствором марганцевокислого калия, наложить сухую стерильную повязку.

4.4.9. При ожогах 2 и 3 степени обожженный участок следует закрыть стерильным материалом и направить пострадавшего в лечебное учреждение.

4.4.10. При отравлении газами пострадавшего вынести или вывести на свежий воздух, дать нюхать нашатырный спирт. В случае остановки дыхания немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

4.4.11. При отравлении антифризом или другим промышленным ядом, промыть желудок путем принятия 2-3 стаканов воды с последующим вызовом рвоты искусственным образом.

4.4.12. При поражении электрическим током немедленно отсоединить пострадавшего от электрической цепи: выключить рубильник, отбросить электропровод сухой палкой. При остановке дыхания начать проводить искусственное дыхание.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Поставить автомобиль на место стоянки. После остановки автомо – биля, выключить зажигание, отключить массу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

5.2. При температуре воздуха ниже 0˚С слить воду из системы охлаждения и оставить спускные краники открытыми. Воду сливать только после того, как двигатель остынет до температуры 50˚С.

5.3. Обо всех замеченных во время работы недостатках сообщить своему непосредственному руководителю.

Основы техники управления

Под техникой управления автомобилем понимаются целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения в системе автомобиль – водитель – дорога и оптимальное решение задач, стоящих перед ним в этом процессе.

Очевидно, что в различных условиях у водителей техника управления автомобилем будет различна. Однако анализ вариантов практических приемов показывает, что в сумме они всегда отражают, по существу, набор оптимальных типичных действий.

В современных сложных условиях интенсивного движения в городах и на загородных автомобильных дорогах обстановка может изменяться в доли секунды. Водитель, управляя автомобилем, должен постоянно контролировать дорожные условия, замечать особенности движения, учитывать малейшие изменения.

Если водитель недостаточно обучен технике управления автомобилем и недостаточно натренирован, он не успевает реагировать на меняющуюся обстановку и принимать необходимые решения для управления автомобилем. Как правило, такой водитель работает слишком напряженно, быстро устает и не может быстро и безошибочно оценивать обстановку. В его действиях неизбежно возникают ошибки, создавая предпосылки для дорожного происшествия.

На основе анализа дорожно-транспортных происшествий определены основные навыки техники управления автомобилем, хорошее владение которыми позволяет избежать аварий. Если владение четкими приемами работы, без лишних и неловких движений, имеет большое значение для любой профессии, то для водителя автомобиля профессиональные навыки особенно важны, поскольку он в сложной обстановке действует в непрерывном контакте с другими водителями и пешеходами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...