Психологические и паралингвистические особенности речи.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Домашние задания По курсу «Психология» Тема № 8 «Деловое общение» Методические указания
Волгоград 2015 ББК Ю953я7 Рецензент: Чудина Е.Е. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета
Домашнее задание по курсу «Психология». Тема №8 «Деловое общение»: метод. указания/сост. Е. В. Абраменко, Л. А. Федотова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 20с.
В методических указаниях рассматриваются понятие «психология», эволюция взглядов на предмет науки психологии, структура психологического знания, методы науки психологии. Предложены практические задания, ориентированные на самостоятельную работу студентов. Содержание методических указаний предназначено для всех форм обучения бакалавриата.
Волгоградский государственный технический университет, 2014
Учебное издание Составители
Елена Вячеславовна Абраменко Лилия Анатольевна Федотова
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ» Тема №8 «Деловое общение» Методические указания Темплан 2013 года (внутривузовские заказные издания). Поз. №** Подписано в печать 99.99.2013 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная. Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. 1,16 Тираж 200 экз. Заказ 999. Волгоградский государственный технический университет 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.1 Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.7
Определение понятия «общение». Средства общения. Способность общаться друг с другом — одно из величайших приобретений человечества.На протяжении всей жизни человеку необходимо постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт.Умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, приводит к успеху в карьере.
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие. В едином процессе общения социальные психологи (Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева) выделяют три стороны или функции: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Содержание общения составляет информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому: • о конкретных потребностях; • о тех или иных эмоциональных состояний, цель передачи которых попытка настроить другого человека на контакт и участие; • о состоянии окружающей среды, в том числе сигналах об опасности, наличии предметов удовлетворения биологических потребностей и т. п. Обмен информацией между людьми служит средством межличностной настройки. Цели общения: побудительная причина возникновения потребности в общении; побуждение другого к совершению определенных действий либо воздержанию от них; получение и передача знаний о мире; потребность в воспитании и обучении; установление и выяснение взаимоотношений [ 1]. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела,
руками и т. п. Информация может передаваться не только с помощью языка, через органы чувств, и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). Вербальные средства общения. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык – это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти средства имеют различное семантическое содержание, поэтому люди, говорящие на разных языках, могут не понимать друг друга. Речь, произносимую вслух, называют внешней. Однако когда человек думает, он говорит про себя, выражая мысли словами и фразами в виде так называемой внутренней речи. Невербальные средства общения. В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.
1. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные состояние человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте. Походка - это стиль передвижения человека. Составляющими походки являются: динамика шага, ритм, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно определить его самочувствие,характер, уверенности в себе и даже возраст. Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Считается, что в мимическом выражении лица есть шесть основных эмоциональных состояний: ü удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
ü страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; ü гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; ü отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; ü печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены; ü счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. Кроме того, исследования показали, что при неподвижном лице собеседника теряется до 10-15% информации. Всего в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Жесты –это разнообразные движения руками и головой, которые что-то обозначают или сопровождают речь. У разных народов приняты свои способы жестикуляции. Так, исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180. Визуальный контакт –важный элемент процесса общения. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Когда формируется мысль часто человексмотрит в сторону, а когда мысль полностью готова, то на собеседника.Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы,необходимо учесть национальную принадлежность. 2. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодические и экстралингвистические средства выражают эмоциональные состояния человека. Так, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь -взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. 3. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения.К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Рукопожатия делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное. Похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Поцелуи: щека к щеке, чисто символические (два касания в Европе, три — в России). 4. Проксемические особенности невербального общения Американский антрополог Эдуард Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity - «близость»). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.Э.Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу "Молчаливый язык ". Э. Холл описал размеры личной пространственной территории человека: 1) интимная зона — от 15 до 45 см; 2) личная зона — от 46 до 120 см; 3) социальная зона — от 120 до 360 см; 4) общественная, или публичная зона — более 360 см. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Личная зона — это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем. Публичная зона — это то расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей. Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе или в лифте. Это следующие правила: 1) ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
2) не рекомендуется смотреть в упор на других; 3) лицо должно быть совершенно беспристрастным — никакого проявления эмоций не разрешается; 4) если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение, 5) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения; 6) в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой. Например, по европейским правилам этикета в ресторане или кафе даме или уважаемому человеку предлагают место спиной к стене. Это дает наибольший психологический комфорт.
Психологические и паралингвистические особенности речи. Речь должна соответствовать следующим требованиям. Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни". Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего. Так, К.Федин писал:"Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего —требованием смысла". Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять". Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Н.Г.Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выраженийсвидетельствуют о запутанности мыслей". Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л.Н.Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания". Богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. М.Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельнотребуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их". Сжатость речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. М.Горький писал: "Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохопонимает то, о чем говорит". Чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г.Белинский писал:"Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус". Живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность,эмоциональность. Так, А.Н.Толстой писал: "Язык должен быть живой". Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Структура общения. Психологи выделяют общение прямое и косвенное, опосредованное и непосредственное, вербальное (речевое) и невербальное (язык тела). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами. Различают также общение межличностное и массовое. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В отличие от дружественного деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности, профессиональных целей и задач. В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. Императивное общение (от лат. imperativus — повелительный, не допускающий выбора) — это, как правило, авторитарная (силовая) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Манипулятивное общение (от лат. manipuler — производить манипуляции и от фр. manipulation — манипуляция, мошенническая проделка) сходно с императивным. Его основной целью является также оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение намерений осуществляется скрытно, закамуфлированно. Манипулятивное отношение к другому человеку, как правило, приводит к разрушению межличностных отношений и доверительных связей. Диалогическое общение (от гр. dialogos — разговор между двумя или несколькими лицами) является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров — участников общения и позволяет перейти от фиксированной установки на себе к установке на партнера и учету его интересов и возможностей (я говорю — ты слушаешь, и наоборот). Массовое общение — это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, в том числе и общение через средства массовой информации.
Уровни общения по А. Добровичу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|