Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стили общения.




Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль речи. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).

Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов. Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ — коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Научный стиль речи. Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями.

Публицистический стиль речи. Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное — речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное — статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus — общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

Разговорно-бытовой стиль. В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено.

 

 

Задание 1. Что, на ваш взгляд, исследует психология общения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В чем особенности научного стиля общения? Выделите его достоинства и недостатки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Перечислите основные средства общения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. К каждому термину поставьте в соответствие его определение (соедините стрелками).

Жесты, выражающие агрессивность Боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия); прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов; ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.
Жесты неуверенности, раздражения Тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях; поза на стуле «верхом»; руки в карманах, большие пальцы снаружи.
Жесты уверенности прижатые вплотную к бокам локти; ёрзание в кресле; одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет; человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины); потирание уха.
Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации Кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; во время передачи информации локти не прижаты к туловищу; руки в карманах, большие пальцы снаружи; одна рука обхватывает другую в области ладони.
Жесты несогласия Рука у щеки; один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент); почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге); почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение); манипуляции с очками; рука поглаживает шею.

 

Задание 6. Рассмотрите картинки. Опишите кинестетические особенности невербального общения людей на каждой из предложенных картинок.

     
       
     
     

Задание 7. Проанализируйте особенности мужского и женского коммуникативного поведения. (можно использовать пособие: Скаженик Е.Н. Деловое общение /Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.)

«минусы» мужского коммуникативного поведения «плюсы» мужского коммуникативного поведения
     
   
       
     
   

 

«минусы» женского коммуникативного поведения «плюсы» женского коммуникативного поведения
     

 

Задание 8. На каком из перечисленных выше уровней общения предпочитаете общаться Вы? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Почему важно понимать язык телодвижений?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

1. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с

2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб.для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 294 с.

3. Зельдович, Б.З.Деловое общение: Учебное пособие. — М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 456 с.

4. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...