Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие единой транспортной системы и видов транспорта

ПМ.01. БРОНИРОВАНИЕ И ПРОДАЖА ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ

МДК.01.01. ТЕХНОЛОГИЯ БРОНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ

Раздел 1. Основы организации бронирования перевозок и услуг на автомобильном транспорте

Тема 1.1. Процесс перевозки и его характеристика

ЗАНЯТИЕ № 2

«Состояние и перспективы развития транспортной системы РФ.»

Узловые вопросы:

Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе

Понятие единой транспортной системы и видов транспорта

1. Место транспорта в экономике России
и мировой транспортной системе

 

Территория России равна 17,124 млн км2 (для сравнения: площадь территории США — 9,526 млн км2; Китая — 9,598 км2; Индии — 3,287 км2). Россия считается крупной морской страной. Общая пло­щадь морской акватории России составляет 7 млн км2. Территория России омывается 13 морями, протяженность береговой линии которых составляет 38,5 тыс. км.

Моря принадлежат трем океанам, кроме того имеются внутрен­нее Каспийское море, южная часть восточного берега Камчатки, восточные и юго-восточные берега большинства Курильских остро­вов, которые омываются непосредственно водами Тихого океана, той его частью, которая ни в одно море не входит. Три моря отно­сятся к Атлантическому океану, шесть— к Северному Ледовитому и три — к Тихому океану.

Россия входит в десять крупнейших морских стран мира по ко­личеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Греция, Ли­берия, Китай, Кипр, Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует фрахтовая международ­ная Конференция — монопольная организация, контролирующая 500 направлений с 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских компаний.

Общая протяженность внутренних водных путей РФ — 102,7 тыс. км. В течение навигации гарантия глубины поддерживается приблизи­тельно на 40 % этой протяженности (Лена, Волга, Амур, Кама, Дон, Ангара, Печора). В европейской части страны из-за строительства ряда соединительных каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский и др.) была создана единая глубоководная система (ЕГС), связыва­ющая 5 морей (Балтийское, Каспийское, Белое, Азовское и Черное), общей протяженностью 6,5 тыс. км с гарантированной глубиной 4 м на всем протяжении. Для судоходства также используются озе­ра и водохранилища — Байкал, Ладожское, Онежское озеро и др.

Общая сеть железных дорог России составляет 86,151 тыс. км (около 12% мировых железных дорог). Из них электрифицировано 43 тыс. км. ОАО «РЖД» выполняет 50 % объема мировых грузо­перевозок по железной дороге. Для сравнения: в Китае в 2015 г. было около 120 тыс. км, из которых 48 тыс. км электрифицировано, а скоростные магистрали составляют 18 тыс. км.

Плотность дорог для российской территории согласно Программе ФЦП «Развитие транспортной системы России (2000—2015 гг.)» со­ставила 45 км/1 000 км2 (для сравнения в Японии — 3 257 км/1 000 км2; на Украине — 422 км/1 000 км2).

В среднем по регионам России плотность дорог составляет около 4,0 км/1 000 км2 территории. Естественно, что европейская часть страны, где сосредоточены основные города и промышленные пред­приятия имеет большую плотность дорог, а на территории Сибир­ского и Дальневосточного федеральных округов плотность дорог наименьшая. Многие из находящихся здесь дорог не соединены с федеральной сетью.

 

Рис. 1. Доля различных видов транспорта в грузообороте в 2015 г.

Около 10 % населения проживают в регионах, где отсутствует выход на сеть круглогодично эксплуатируемых дорог.

Значительное отставание должно быть преодолено в ближайшем будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5—10 раз больше, чем на дорогах Европы. Плохое качество дорог увеличи­вает стоимость перевозки на 30 — 40 %, расход топлива в 1,5 раза, стоимость эксплуатации в 2 — 3 раза, а срок службы автомобиля уменьшается на 30 %.

В последние годы в России резко увеличилось количество автомо­билей. В 2014 г. Россия заняла 5-е место в мире по числу автомоби­лей: более 39 млн легковых и около 5,7 млн грузовых. К сожалению, в парке грузовых автомобилей много автомобилей старше 10 лет. 20 лет назад на 1 000 жителей было 40 автомобилей, сегодня 130, а в крупных городах до 210 единиц, т. е. прирост составляет до 2 млн автомобилей в год (8— 10 %).

Структура грузооборота по видам транспорта показана на рис. 1 и 2.

Рис. 2. Доля различных видов транспорта в грузообороте в 2015 г. (без учета трубопроводного)

На рис. 3 показана структура объемов перевозки грузов по раз­личным видам транспорта.

Рис. 3. Доля различных видов транспорта в общей перевозке грузов в 2015 г.

 

Объем перевозки без учета трубопроводного транспорта показан
на рис. 4.

 

Рис. 4. Доля различных видов транспорта в общей перевозке грузов в 2015 г. (без учета трубопроводного)

В табл. 1 и 2 приведены объем перевозок и грузооборот по ви­дам транспорта в абсолютном выражении (данные Национального статистического комитета).

Таблица 1. Объем перевозок по ви­дам транспорта
в абсолютном выражении

 

Таблица 2. Грузооборот по ви­дам транспорта в абсолютном выражении


 

Пассажирооборот транспорта общего пользования приведён в таблице 3.

 

Распределение объёмов международных перевозок по видам транспорта приведено в таблице 4.

По Программе развития железнодорожного транспорта РФ на основе оценки перспектив развития российской экономики и с учетом развития других видов транспорта спрогнозированы основные объемные показатели работы железнодорожного транс­порта — объемы перевозки грузов, грузооборот, пассажирооборот.

По минимальному варианту объем перевозки в 2030 г. прогнози­руется в объеме 1970 млн т, грузооборот прогнозируется в объеме 3 050 млрд т-км, пассажирооборот превысит 202 млрд пасс.-км.

По максимальному варианту объем перевозки к 2030 г. достигнет 150 млн т, грузооборот в 2030 г. составит 3 300 млрд т-км, пасса­жирооборот превысит 231 млрд пасс.-км.

В перспективе до 2030 г. наибольшей загрузкой будут харак­теризоваться железнодорожные линии на подходах к Санкт- Петербургскому железнодорожному узлу, Северному Кавказу, портам Приморского края, а также железнодорожные линии на под­ходах к Дальнему Востоку, на выходах из Западной Сибири и Урала, на подходах к Московскому железнодорожному узлу.

Учитывая интенсивное развитие портовых мощностей страны, на подходах к морским портам северо-запада страны к 2030 г. можно ожидать роста объемов перевозок грузов железнодорожным транс­портом в 1,5—2 раза, Азово-Черноморского бассейна — 2—2,5 раза, портам Приморского края — до 2 раз по отношению к существу­ющему уровню.

Наибольший рост грузопотоков ожидается на Байкало-Амурской магистрали, особенно на подходах к портам Хабаровского края (Ванино, Советская Гавань), где в настоящее время объемы пере­возимых грузов в сторону портов не превышают 7 млн т- км/км, а к 2030 г. они могут возрасти в 7—10 раз. Такой значительный рост будет связан в основном с разработкой новых месторожде­ний угля и руды в Республике Саха (Якутия) и в других субъектах Дальневосточного региона Российской Федерации, намечаемым строительством терминалов в портах Ванино и Советская Гавань для экспорта грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со специализацией Транссибирской железнодорожной магистрали на контейнерных и пассажирских перевозках.

Ожидается рост перевозок на выходах из Урала (в 1,8—2 раза) и подходах к нему (в 1,5—1,8 раза), чему должно способствовать освоение ресурсной базы Полярного Урала, северной части Ямало-Ненецкого автономного округа.

Сохранение значения Кузбасса как основного поставщика угля вызовет рост перевозок в 1,3—1,6 раза на выходах из Кузбасса на запад ив 1,5— 1,8 раза — на восток.

Реализация программы развития скоростного и высокоскорост­ного движения на сети железных дорог ОАО «Российские железные дороги», повышение уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров на всех этапах перевозки, рост деловой активности и повышение реальных денежных доходов населения на перспек­тиву приведут к росту числа поездок, а также к увеличению доли транспортных расходов на туристские поездки в семейном бюджете и повышению транспортной подвижности населения.

На перспективу до 2030 г. ожидаются высокие темпы роста объемов пассажирских перевозок, в первую очередь на подходах к Московскому и Санкт-Петербургскому железнодорожным узлам.

Интенсивность движения пассажирских поездов на подходе к Московскому железнодорожному узлу прогнозируется с ростом в 1,3—1,4 раза в основном за счет ввода новых поездов в сообще­нии с крупными городами России и зарубежья, строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и допол­нительно по максимальному варианту высокоскоростной магистра­ли Москва—Нижний Новгород и Москва—Смоленск—Красное (в рамках международного транспортного коридора), организации движения скоростных электропоездов повышенной комфортности в межобластном сообщении, назначения ряда дополнительных поездов в период массовых перевозок на курорты Черного моря.

Высокие темпы прироста интенсивности движения пассажирских поездов на подходе к Санкт-Петербургскому узлу (в 1,5—1,6 раза) будут обеспечиваться главным образом за счет организации высо­коскоростного движения в сообщении Санкт-Петербург—Москва, скоростных перевозок между Санкт-Петербургом и столицей Финляндии Хельсинки, курсирования скоростных электропоездов в межобластном сообщении и назначения дополнительных поездов в сообщении с крупными городами России и зарубежья.

На подходах к Северному Кавказу также прогнозируются высо­кие темпы прироста объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании. В этом направлении будет по-прежнему назначаться большое число летних и дополнительных поездов, а сокращение времени поездки на поезде за счет их ускорения, сокращения числа технических стоянок, ликвидации угловых заездов и повышение качества обслуживания привлекут дополнительные пассажиропо­токи, в том числе и с других видов транспорта.

Увеличение интенсивности движения на подходах к Уралу в 1,3 раза будет реализовано в связи с назначением ряда транзитных поездов в сообщении Центральная часть России — Сибирь — Даль­ний Восток, а также с вводом новых сообщений Центральная часть России — курорты Черного моря — крупные города Уральского федерального округа.

Прогнозируется назначение ряда поездов в сообщении центр России—Дальний Восток, но основную долю в темпах прироста интенсивности движения пассажирских поездов в 1,4 раза на под­ходах к Дальнему Востоку и Приморскому краю будут занимать новые сообщения с Западной и Восточной Сибирью и назначение пассажирских поездов в местном сообщении. Кроме того, ожидается рост в 1,4—1,5 раза пассажирских перевозок по всем основным международным направлениям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...