Понятие единой транспортной системы и видов транспорта
ПМ.01. БРОНИРОВАНИЕ И ПРОДАЖА ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ МДК.01.01. ТЕХНОЛОГИЯ БРОНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ Раздел 1. Основы организации бронирования перевозок и услуг на автомобильном транспорте Тема 1.1. Процесс перевозки и его характеристика ЗАНЯТИЕ № 2 «Состояние и перспективы развития транспортной системы РФ.» Узловые вопросы: Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе Понятие единой транспортной системы и видов транспорта 1. Место транспорта в экономике России
Территория России равна 17,124 млн км2 (для сравнения: площадь территории США — 9,526 млн км2; Китая — 9,598 км2; Индии — 3,287 км2). Россия считается крупной морской страной. Общая площадь морской акватории России составляет 7 млн км2. Территория России омывается 13 морями, протяженность береговой линии которых составляет 38,5 тыс. км. Моря принадлежат трем океанам, кроме того имеются внутреннее Каспийское море, южная часть восточного берега Камчатки, восточные и юго-восточные берега большинства Курильских островов, которые омываются непосредственно водами Тихого океана, той его частью, которая ни в одно море не входит. Три моря относятся к Атлантическому океану, шесть— к Северному Ледовитому и три — к Тихому океану. Россия входит в десять крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Греция, Либерия, Китай, Кипр, Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует фрахтовая международная Конференция — монопольная организация, контролирующая 500 направлений с 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских компаний.
Общая протяженность внутренних водных путей РФ — 102,7 тыс. км. В течение навигации гарантия глубины поддерживается приблизительно на 40 % этой протяженности (Лена, Волга, Амур, Кама, Дон, Ангара, Печора). В европейской части страны из-за строительства ряда соединительных каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский и др.) была создана единая глубоководная система (ЕГС), связывающая 5 морей (Балтийское, Каспийское, Белое, Азовское и Черное), общей протяженностью 6,5 тыс. км с гарантированной глубиной 4 м на всем протяжении. Для судоходства также используются озера и водохранилища — Байкал, Ладожское, Онежское озеро и др. Общая сеть железных дорог России составляет 86,151 тыс. км (около 12% мировых железных дорог). Из них электрифицировано 43 тыс. км. ОАО «РЖД» выполняет 50 % объема мировых грузоперевозок по железной дороге. Для сравнения: в Китае в 2015 г. было около 120 тыс. км, из которых 48 тыс. км электрифицировано, а скоростные магистрали составляют 18 тыс. км. Плотность дорог для российской территории согласно Программе ФЦП «Развитие транспортной системы России (2000—2015 гг.)» составила 45 км/1 000 км2 (для сравнения в Японии — 3 257 км/1 000 км2; на Украине — 422 км/1 000 км2). В среднем по регионам России плотность дорог составляет около 4,0 км/1 000 км2 территории. Естественно, что европейская часть страны, где сосредоточены основные города и промышленные предприятия имеет большую плотность дорог, а на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов плотность дорог наименьшая. Многие из находящихся здесь дорог не соединены с федеральной сетью.
Рис. 1. Доля различных видов транспорта в грузообороте в 2015 г. Около 10 % населения проживают в регионах, где отсутствует выход на сеть круглогодично эксплуатируемых дорог. Значительное отставание должно быть преодолено в ближайшем будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5—10 раз больше, чем на дорогах Европы. Плохое качество дорог увеличивает стоимость перевозки на 30 — 40 %, расход топлива в 1,5 раза, стоимость эксплуатации в 2 — 3 раза, а срок службы автомобиля уменьшается на 30 %.
В последние годы в России резко увеличилось количество автомобилей. В 2014 г. Россия заняла 5-е место в мире по числу автомобилей: более 39 млн легковых и около 5,7 млн грузовых. К сожалению, в парке грузовых автомобилей много автомобилей старше 10 лет. 20 лет назад на 1 000 жителей было 40 автомобилей, сегодня 130, а в крупных городах до 210 единиц, т. е. прирост составляет до 2 млн автомобилей в год (8— 10 %). Структура грузооборота по видам транспорта показана на рис. 1 и 2. Рис. 2. Доля различных видов транспорта в грузообороте в 2015 г. (без учета трубопроводного) На рис. 3 показана структура объемов перевозки грузов по различным видам транспорта. Рис. 3. Доля различных видов транспорта в общей перевозке грузов в 2015 г. Объем перевозки без учета трубопроводного транспорта показан
Рис. 4. Доля различных видов транспорта в общей перевозке грузов в 2015 г. (без учета трубопроводного) В табл. 1 и 2 приведены объем перевозок и грузооборот по видам транспорта в абсолютном выражении (данные Национального статистического комитета). Таблица 1. Объем перевозок по видам транспорта Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта в абсолютном выражении
Пассажирооборот транспорта общего пользования приведён в таблице 3.
Распределение объёмов международных перевозок по видам транспорта приведено в таблице 4. По Программе развития железнодорожного транспорта РФ на основе оценки перспектив развития российской экономики и с учетом развития других видов транспорта спрогнозированы основные объемные показатели работы железнодорожного транспорта — объемы перевозки грузов, грузооборот, пассажирооборот. По минимальному варианту объем перевозки в 2030 г. прогнозируется в объеме 1970 млн т, грузооборот прогнозируется в объеме 3 050 млрд т-км, пассажирооборот превысит 202 млрд пасс.-км. По максимальному варианту объем перевозки к 2030 г. достигнет 150 млн т, грузооборот в 2030 г. составит 3 300 млрд т-км, пассажирооборот превысит 231 млрд пасс.-км.
В перспективе до 2030 г. наибольшей загрузкой будут характеризоваться железнодорожные линии на подходах к Санкт- Петербургскому железнодорожному узлу, Северному Кавказу, портам Приморского края, а также железнодорожные линии на подходах к Дальнему Востоку, на выходах из Западной Сибири и Урала, на подходах к Московскому железнодорожному узлу. Учитывая интенсивное развитие портовых мощностей страны, на подходах к морским портам северо-запада страны к 2030 г. можно ожидать роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в 1,5—2 раза, Азово-Черноморского бассейна — 2—2,5 раза, портам Приморского края — до 2 раз по отношению к существующему уровню. Наибольший рост грузопотоков ожидается на Байкало-Амурской магистрали, особенно на подходах к портам Хабаровского края (Ванино, Советская Гавань), где в настоящее время объемы перевозимых грузов в сторону портов не превышают 7 млн т- км/км, а к 2030 г. они могут возрасти в 7—10 раз. Такой значительный рост будет связан в основном с разработкой новых месторождений угля и руды в Республике Саха (Якутия) и в других субъектах Дальневосточного региона Российской Федерации, намечаемым строительством терминалов в портах Ванино и Советская Гавань для экспорта грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со специализацией Транссибирской железнодорожной магистрали на контейнерных и пассажирских перевозках. Ожидается рост перевозок на выходах из Урала (в 1,8—2 раза) и подходах к нему (в 1,5—1,8 раза), чему должно способствовать освоение ресурсной базы Полярного Урала, северной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Сохранение значения Кузбасса как основного поставщика угля вызовет рост перевозок в 1,3—1,6 раза на выходах из Кузбасса на запад ив 1,5— 1,8 раза — на восток. Реализация программы развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «Российские железные дороги», повышение уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров на всех этапах перевозки, рост деловой активности и повышение реальных денежных доходов населения на перспективу приведут к росту числа поездок, а также к увеличению доли транспортных расходов на туристские поездки в семейном бюджете и повышению транспортной подвижности населения.
На перспективу до 2030 г. ожидаются высокие темпы роста объемов пассажирских перевозок, в первую очередь на подходах к Московскому и Санкт-Петербургскому железнодорожным узлам. Интенсивность движения пассажирских поездов на подходе к Московскому железнодорожному узлу прогнозируется с ростом в 1,3—1,4 раза в основном за счет ввода новых поездов в сообщении с крупными городами России и зарубежья, строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и дополнительно по максимальному варианту высокоскоростной магистрали Москва—Нижний Новгород и Москва—Смоленск—Красное (в рамках международного транспортного коридора), организации движения скоростных электропоездов повышенной комфортности в межобластном сообщении, назначения ряда дополнительных поездов в период массовых перевозок на курорты Черного моря. Высокие темпы прироста интенсивности движения пассажирских поездов на подходе к Санкт-Петербургскому узлу (в 1,5—1,6 раза) будут обеспечиваться главным образом за счет организации высокоскоростного движения в сообщении Санкт-Петербург—Москва, скоростных перевозок между Санкт-Петербургом и столицей Финляндии Хельсинки, курсирования скоростных электропоездов в межобластном сообщении и назначения дополнительных поездов в сообщении с крупными городами России и зарубежья. На подходах к Северному Кавказу также прогнозируются высокие темпы прироста объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании. В этом направлении будет по-прежнему назначаться большое число летних и дополнительных поездов, а сокращение времени поездки на поезде за счет их ускорения, сокращения числа технических стоянок, ликвидации угловых заездов и повышение качества обслуживания привлекут дополнительные пассажиропотоки, в том числе и с других видов транспорта. Увеличение интенсивности движения на подходах к Уралу в 1,3 раза будет реализовано в связи с назначением ряда транзитных поездов в сообщении Центральная часть России — Сибирь — Дальний Восток, а также с вводом новых сообщений Центральная часть России — курорты Черного моря — крупные города Уральского федерального округа. Прогнозируется назначение ряда поездов в сообщении центр России—Дальний Восток, но основную долю в темпах прироста интенсивности движения пассажирских поездов в 1,4 раза на подходах к Дальнему Востоку и Приморскому краю будут занимать новые сообщения с Западной и Восточной Сибирью и назначение пассажирских поездов в местном сообщении. Кроме того, ожидается рост в 1,4—1,5 раза пассажирских перевозок по всем основным международным направлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|