Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортный процесс. Продукция транспорта и ее особенности

 

Транспортный процесс состоит из трех основных элементов: погрузки, движения и разгрузки.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту, организацию фронта работ, накопление, фор­мирование и сортировку груза, оформление документов, сопро­вождающих перевозку. Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная, на основе которой грузоотправитель списывает со счетов своего предприятия мате­риальные ценности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Все риски, связанные с сохранностью товара, с этогомомента переходят от грузовладельца к перевозчику. Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Движение является основной функцией транспорта. Усложнив­шееся движение транспортного потока требует большего внимания и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, маши­нистов, капитанов) для сокращения времени в пути и гарантирован­ной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

Разгрузка — это подача транспортного средства в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. По товарно-транспортной накладной груз передается грузополучателю, который принимает на себя матери­альную ответственность. Все риски за груз переходят с перевозчика на грузополучателя.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцами или, при желании и возможности, работниками транс­порта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовладельцев, для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы и общего времени производственного процесса. Эти операции — наиболее сложные и трудоемкие, влияющие на время задержки транспортного средства, а следовательно, на уменьшение его произ­водительности. Погрузочно-разгрузочные работы относятся к наи­более сложным элементам производственного процесса, являясь, как правило, рисковым местом.

Производственные процессы на транспорте — массовые, повто­ряющиеся (погрузка — движение — разгрузка). Так как перевозка осуществляется на различные расстояния, что связано с размещением грузовладельцев, требуется оперативное составление заданий на перевозку.

Осуществление транспортного процесса сопровождается боль­шим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно­-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т.д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия создает большие трудности для контроля и опера­тивного вмешательства из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электро­энергии на фронте погрузки-разгрузки и т.д.

Транспортные предприятия многочисленны, в основном они не­большие по размерам и территориально разбросаны.

Влияние случайностей делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнози­руемым. Например, сильный ливень может значительно снизить запланированную скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки.

Характеристика транспортной продукции обусловлена особен­ностями транспортного процесса.

Особенность транспорта состоит в том, что производственный процесс на транспорте — это процесс перемещения грузов и пас­сажиров, который и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства про­дукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс про­изводства продукции считается завершенным лишь тогда, когда про­дукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пассажирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли — невозможность создания запаса «продукции транспорта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически работать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Например, при перевозках пассажиров в транспортном предприя­тии всегда существуют 1—3 резервных единицы подвижного соста­ва, готовых при выходе с линии транспортного средства заменить его в кратчайшие сроки, а в Германии дополнительные автобусы расставляют в определенных местах маршрутов для сокращения времени подачи при сбоях на линии.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественного производства, так как является необходимым условием обслужи­вания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и размещение (географию) производства, что, в свою очередь, способствует со­вершенствованию системы транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осу­ществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако нужно помнить, что более дорогой или с особыми свой­ствами товар (например, скоропортящиеся продукты питания) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание которого стоят дороже обычного транспортного средства. Приме­ром подобного удорожания может служить перевозка драгоценных металлов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охраной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время пере­возочного процесса перевозчик несет за них полную материальную ответственность.

Как уже отмечалось, без опережающего развития транспорта практически невозможно функционирование отраслей экономики, т. е. сначала должна быть построена вся транспортная инфраструк­тура для «накопления» транспортной продукции, а затем начата ра­бота отрасли. В противном случае производимый товар не достигнет сферы потребления, что равносильно для общества его отсутствию. Для отрасли это будет означать омертвление вложенного капитала без возможности дальнейшего развития.

Транспортная продукция обладает одной особенностью: с уве­личением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной до­роге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт, или при росте населения в городе свыше 1 млн человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозными способностями, чем наземные виды городского транспорта.

Поскольку транспортная продукция производится только в пе­риод движения транспортных средств с грузом или пассажирами, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т. е. уровня механизации и автоматизации перегрузочных и складских процессов, а также использования прогрессивных технологий перевозки (контей­нерной, пакетной и др.).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья почти 50 % себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50 % входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет использована на приобретение нового транспортного средства.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предприятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продукции.

Выходом из этого положения можно считать широкое разви­тие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи системы ГЛОНАСС (глобальная навигационная система связи).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...