Проведение лабораторных занятий
Для проведения лабораторных занятий рассматривается учебная проектируемая система, в качестве которой может быть использован ОНЛАЙН-КИНОТЕАТР УЧЕБНОГО КИНО (в дальнейшем – Система). При необходимости могут рассматриваться и другие проекты.
На каждой работе слушателям дается задание, затем – некоторое время для самостоятельного осмысления и решения поставленной задачи.
После этого слушатели по очереди выступают, докладывая преподавателю и другим слушателям свое решение. Каждый следующий выступающий должен дополнить предыдущие выступления. В результате рождается общее решение, что способствует получению и укреплению навыков работы в команде.
Таблица 2.4.1 Темы лабораторных занятий
№
| Тема
| Часы
| Раздел
|
| Основы работы со средствами MindMap
|
|
|
| Проведение "мозговых штурмов"
|
|
|
| Основы описания бизнес-процессов в BIZAGI Modeler
|
|
|
| ГОСТ 34 и 19 – основы и разница
|
|
|
| Создание стратегии тестирования и приемки ПО
|
|
|
| Создание стратегии тестирования и приемки Системы
|
|
|
| Определение компонентного состава
|
|
|
| Определение списка стейкхолдеров
|
|
|
| Сбор требований к Системе
|
|
|
| Создание моделей архитектуры в Archi
|
|
|
| Проектирование архитектуры Системы
|
|
|
| Проектирование архитектуры ПО
|
|
|
| Построение органиграммы
|
|
|
| Создание стратегического плана организации
|
|
|
| Основы использования MS Project
|
|
|
| Составление календарного плана разработки ПО
|
|
|
| Составление календарного плана создания Системы
|
|
|
| Основы технологии PMBoK
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
Задания на самостоятельные работы
Задания на самостоятельные работы соответствуют лабораторным работам. С целью сокращения времени на проведение лабораторных работ, учащиеся должны подготовить решения самостоятельно. На лабораторных работах сразу будет вестись обсуждение того, что сделали учащиеся самостоятельно.
Таблица 2.5.1 Темы самостоятельных работ
№
| Тема
| Часы
| Раздел
|
| Изучить технологию и средства MindMap
|
|
|
| Описать бизнес-процессы предприятия
|
|
|
| Создать план тестирования и приемки
|
|
|
| Составить список стейкхолдеров
|
|
|
| Создать проект архитектуры системы
|
|
|
| Построить системные требования
|
|
|
| Построить органиграмму
|
|
|
| Создать стратегический план
|
|
|
| Составить календарный план разработки
|
|
|
| Изучить основные процессы PMBoK
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
Экзаменационные задания
Экзаменуемый должен ответить на 2 теоретических вопросов и решить экзаменационную задачу. Вопросы и задача выбираются из разных разделов курса.
3.1. Теоретические вопросы
Таблица 3.1.1 Теоретические вопросы к экзамену
№ п/п
| Вопрос
| Пункты
| Раздел
|
| Предмет «системной инженерии». Определение «системноинженерного мышления».
| 1.1.1
|
|
| Основы деятельности системного инженера. Системный инженер и менеджер: отличия и взаимодействие.
| 1.1.2
|
|
| Диаграмма инженерного проекта.
| 1.1.3
|
|
| Системный подход. Его отличие от редукционистского.
| 1.1.4
|
|
| Воплощение системы: компоненты, модули и размещения
| 1.2
|
|
| Описание системы. Проверка и приемка системы.
| 1.3.1
|
|
| Требования к системе.
| 1.3.2
|
|
| Архитектурная и неархитектурная часть системы.
| 1.3.3-1.3.4
|
|
| Жизненный цикл системы. Гейты и вехи. Информационные системы управления.
| 1.4.1-1.4.2
|
|
| V-диаграмма и «горбатая» диаграмма.
| 1.4.3
|
|
| Стили разработки «водопад» и «agile». Их плюсы и минусы. Agile-манифест разработки программного обеспечения.
| 1.4.4
|
|
| Диаграмма основного жизненного цикла. Практики жизненного цикла по ISO 15288.
| 1.4.5-1.4.6
|
|
| Основные принципы Scrum. Порядок внедрения Scrum. Отличия Scrum и Kanban.
| 1.5.1-1.5.3
|
|
| Практика контрольных вопросов.
| 1.6
|
|
| Основы инженерии предприятий. Сущности предпринятия.
| 1.7.1-1.7.2
|
|
| Архитектура предпринятия. Матрица Захмана.
| 1.7.3-1.7.4
|
|
| Бизнес-архитектура. Органиграмма предприятия. Управляющие и организационные связи.
| 1.7.5-1.7.7
|
|
| Системный подход в архитектуре предприятия. Стратегический план организации.
| 1.7.8-1.7.9
|
|
| Основы операционного управления. Управление проектами и процессами, ведение дел.
| 1.8.1-1.8.4
|
|
| Отличия управления проектами и жизненным циклом. Управление знаниями, НСИ и данными.
| 1.8.5-1.8.6
|
|
Экзаменационные задачи
Таблица 3.2.1 Задачи к экзамену
№ п/п
| Задача
| Инструмент
| Раздел
|
| Программа игры в "Морской бой": составить системные требования.
| MS Word / Excel
|
|
| Программа игры в "Морской бой": составить список компонентов программы.
| MS Word / Excel
|
|
| Программа игры в "Морской бой": создать проект архитектуры программы.
| Archi
|
|
| Интернет-магазин товаров для рыбалки: нарисовать бизнес-процесс закупки товаров.
| Bizagi Modeler
|
|
| Интернет-магазин товаров для рыбалки: составить список стейкхолдеров.
| MS Word / Excel
|
|
| Интернет-магазин товаров для рыбалки: составить органиграмму предприятия
| XMind
|
|
| Интернет-магазин товаров для рыбалки: составить календарный план запуска.
| MS Project
|
|
| Радиостанция для детей: составить бизнес-процесс оформления командировок.
| Bizagi Modeler
|
|
| Радиостанция для детей: составить список стейкхолдеров.
| MS Word / Excel
|
|
| Радиостанция для детей: составить органиграмму предприятия.
| XMind
|
|
| Программа игры в "Монополию": составить список стейкхолдеров.
| MS Word / Excel
|
|
| Программа игры в "Монополию": составить список компонентов программы.
| MS Word / Excel
|
|
| Программа игры в "Монополию": составить органиграмму предприятия.
| XMind
|
|
| Программа игры в "Монополию": составить календарный план разработки.
| MS Project
|
|
| Избирательная компания: составить MindMap необходимых шагов проведения.
| XMind
|
|
| Избирательная компания: составить календарный план проведения.
| MS Project
|
|
| Онлайн-кинотеатр документального кино: создать MindMap поддерживаемых устройств и платформ.
| XMind
|
|
| Онлайн-кинотеатр документального кино: создать список компонентов системы.
| MS Word / Excel
|
|
| Программа-экзаменатор ПДД: составить бизнес-процесс приема экзамена.
| Bizagi Modeler
|
|
| Программа-экзаменатор ПДД: составить системные требования.
| MS Word / Excel
|
|
Содержание экзаменационных билетов
Экзаменационные билеты составлены из двух теоретических вопросов и одной практической задачи. Оба вопроса берутся из раздела 3.1, а задача – из раздела 3.2.
Число билетов равно число вопросов и задач (которые равны друг другу).
Билеты заранее распечатываются и утверждаются заведующим кафедрой.
Таблица 3.3.1 Состав экзаменационных билетов
Билет
| Вопрос 1
| Вопрос 2
| Задача
|
| Раздел
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
Основная литература:
1. А.Левенчук. Системноинженерное мышление. Изд.2, 2015г.
2. Ф.Брукс. Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы. 1995г.
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Процессы жизненного цикла систем.
4. Д.Сазерленд. Scrum. Революционный метод управления проектами. Манн, Иванов и Фарбер, Москва, 2016.
5. Х.Книберг, М.Скарин. Kanban и Scrum: выжимаем максимум. C4Media Inc., издательство InfoQ, 2010г.
Дополнительная литература:
6. А.Гаванде. Чек-лист: Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям. АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, Москва, 2014г.
7. Руководство PMBOK – пятое издание, Project Management Institute, Inc., 2013г.
8. ГОСТы серии 34.
9. ГОСТы серии 19.
Список иллюстраций
1.1.1 Диаграмма инженерного проекта. 6
1.3.1 Разработка системных требований. 11
1.4.1 Развилка проекта по оценке риска. 14
1.4.2 V-диаграмма. 16
1.4.3 Пример «горбатой» диаграммы.. 17
1.4.4 Стадии создания автоматизированной системы по ГОСТ 34. 18
1.4.5 Диаграмма основного жизненного цикла системы.. 20
1.6.1 Пример карточки состояния. 32
1.7.1 Цикл непрерывных улучшений. 38
1.7.2 Цикл Шухарта-Деминга. 39
1.7.3 Матрица Захмана. 40
1.7.4 Пример структуры организации. 42
Список таблиц
Таблица 1.5.1 Сходства и различия Scrum и Kanban. 29
Таблица 2.1.1 Объем курса по видам работ. 50
Таблица 2.2.1 Объем курса по разделам.. 50
Таблица 2.3.1 Содержание по темам и видам занятий. 51
Таблица 2.4.1 Темы лабораторных занятий. 53
Таблица 2.5.1 Темы самостоятельных работ. 53
Таблица 3.1.1 Теоретические вопросы к экзамену. 55
Таблица 3.2.1 Задачи к экзамену. 55
Таблица 3.3.1 Состав экзаменационных билетов. 56
Воспользуйтесь поиском по сайту: