Структура бытовых услуг, оказанных населению России в 2016 году
Среди бытовых услуг, оказываемых населению в 2016 г., наибольший удельный вес занимали такие, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (30,6%), ремонт и строительство жилья и других построек (27,6%),. Удельный вес услуг других видов был существенно ниже. Например, удельный вес парикмахерских услуг составил 12%, услуг по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ритуальных услуг — по 3,4%, а услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий составил 4,9%. Примерно в два раза ниже физический объем услуг фотоателье, и фото- и кинолабораторий (1,5%), бань и душевых (2,7%), ремонту и пошиву обуви (1,3%), ремонту и изготовлению мебели (3,5%).
Наименьший удельный вес имеют услуги химической чистки (0,7%), прачечных (0,3%). Ниже представлена структура платных услуг по Московской области за 2014 год.
Сезонно скорректированный объем платных услуг в I квартале 2016 г. оказался на 2,7% ниже максимума III квартала 2014 г. Особенно сильное падение наблюдается в предоставлении туристских услуг (включают работу туроператоров): их объем снижается с 2014 года — в I квартале 2016 г. объем туристских услуг был на 23% ниже по сравнению с IV кварталом 2013 г. В период кризиса население экономит на услугах туроператоров, самостоятельно планируя поездки. Динамика услуг в сфере туризма также отражает запреты, введенные в ноябре 2015 г. на организованные туры в Египет и — временно — Турцию, и ограничения на выезд за рубеж для сотрудников некоторых ведомств. Естественной (и полезной) стороной кризиса внешнего туризма стало увеличение внутреннего туризма (по данным Ростуризма, его доля в туристских поездках россиян выросла до 22%). Единственной группой услуг, потребление которых выросло за два года кризиса, стали медицинские — в I квартале 2016 г. их объем на 4,3% превысил уровень I квартала 2014 г. Потребление остальных видов услуг снизилось в период кризиса, но в 2016 году начало постепенно восстанавливаться (особенно жилищных и транспортных услуг).
Динамика цен на рынке услуг в кризисные периоды Росту доли платных услуг в расходах населения России в период кризиса способствуют не только относительно низкие возможности конкуренции в этой сфере (получение качественных услуг за более низкую цену часто связано с дополнительными затратами времени на анализ большого числа альтернативных предложений и, что немаловажно, с нарушением привычек — например, при смене школы или врача), но и инерционная специфика ценообразования на них. Цены на услуги для населения реагируют на трудности в экономике России более плавно (их прирост замедляется) и с некоторым отставанием по сравнению с ценами на товары. Так было в 1998 и 2008– 2009 годах; так произошло и в 2015 году, когда цены на услуги также отстали от цен на товары3, но в ходе восстановления экономики можно ожидать их опережающего роста, когда общий темп прироста цен на товары вернется к уровню 2012–2014 годов.
После резкого повышения темпов прироста цен на услуги населению в 2015 году в первой половине 2016 года наблюдается их снижение. Как было отмечено выше, более четверти потребляемых платных услуг приходится на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые в основном устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В период прошлого кризиса произошло резкое увеличение стоимости коммунальных услуг — на 22% в среднем за 2009 год (График 5). Во время текущего кризиса цены на коммунальные услуги растут более низкими темпами (на 7,5% в среднем за 2015 год) — их сдерживает необходимость учета существенного ухудшения экономического положения населения из-за продолжающегося снижения реальных доходов. Тем не менее за 2015 год на 20% увеличились цены на жилищные услуги (плата за государственное и муниципальное жилье, содержание и ремонт частного жилья, эксплуатация домов), и хотя на их долю в 2015 году пришлось лишь 6,3% от всех потребленных населением платных услуг, столь резкое увеличение цен сильно отразилось на общей тенденции роста цен на услуги. Прошлый кризис характеризовался ускорением роста цен на транспортные услуги, поскольку с 1 января 2008 г. во многих регионах России были увеличены тарифы на проезд в различных видах транспорта, так что среднегодовой прирост цен в 2008 году составил 19%. Среди причин повышения тарифов — рост цен на топливо и удорожание содержания подвижного состава. Повышение стоимости проезда в среднем происходит один раз в два года (2011, 2013 годы), что приводит к цикличности увеличения темпов роста цен на транспортные услуги. В 2015 году среднегодовой рост цен на них составил 10,7%, что на 1 п. п. больше, чем в 2013 году. Во время прошлого кризиса темпы роста цен на услуги связи, наоборот, замедлились, что во многом было связано с высокой базой 2007 года и реформой некоторых тарифных зон Ростелекома. С начала 2008 года годовые темпы роста цен на услуги связи не превышают 5%, и во время текущего кризиса также не наблюдается значительного увеличения цен на данный вид услуг
Кризис 2008–2009 годов характеризовался резким увеличением цен на услуги в сфере зарубежного туризма (почти на 22% в 2009 году), цены на услуги внутреннего туризма повышались меньшими темпами (14% в 2009 году). Ситуация в ходе текущего кризиса значительно отличается. Существенно более сильная девальвация рубля вместе с ограничениями популярных недорогих направлений зарубежного отдыха россиян (Египет и — временно — Турция), введенными в ноябре 2015 г. (и из-за которых также упал общий объем туристских услуг и произошли сдвиги в направлениях поездок), привели к увеличению рублевой стоимости услуг в сфере зарубежного туризма на 37% за 2015 год. На фоне снижения зарубежных поездок растет спрос на внутрироссийский туризм, что привело к увеличению цен на услуги в этой сфере на 12% в 2015 году.
Лидером по объему платных услуг, потребляемых на душу населения, является Сахалинская область: в 2015 году этот показатель в регионе составил 8,3 тыс. руб./чел. в месяц (в ценах 2013 года). В десятку входят и другие дальневосточные регионы, а также Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Республика Татарстан. Высокий душевой уровень потребления услуг объясняется не только общим высоким уровнем социально-экономического развития (например, в столичных регионах), но и высокой стоимостью услуг (например, жилищно-коммунальные услуги на Дальнем Востоке существенно дороже). Основные статьи расходов населения на услуги в различных типах регионов в целом совпадают. Сильнее всего от среднероссийских показателей отличается структура платных услуг населению в столичных регионах, где самые высокие в России доли расходов на транспортные услуги (24% против 19% в среднем по стране) и услуги связи (19% против 16%), а также самые низкие в стране доли жилищно-коммунальных (21% против 28%) и бытовых (8% против 11%) услуг.
Вопросы для самоконтроля 1. Какую роль играет сервисная деятельность в экономической и социальной жизни страны? 2. Какие особенности имеет развитие сервисной деятельности в России? 3. В чем были выражены преимущества и недостатки кооперативных сервисных предприятий? Какие перспективы развития сервисных кооперативов вы видите? 4. Каковы предпосылки развития сервисной деятельности в России? 5. Что изменилось в сервисной деятельности предприятий России за последние двадцать лет? 6. Какова современная структура услуг населению? Какие услуги занимают наибольший удельный вес и почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|