Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура бытовых услуг, оказанных населению России в 2016 году

Показатели              
В процентах к итогу Млн. руб.
Все оказанные услуги               928625,4
в том числе:                
ремонт, окраска и пошив обуви 1,7 1,7 1,6 1,5 1,4 1,4 1,3 12513,6
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 4,3 4,2 3,9 3,7 3,6 3,5 3,4 31803,2
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов,ремонт и изготовление металлоизделий 5,3 5,1 5,1 4,7 4,8 4,8 4,9 45512,5
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 26,5 28,5 29,8 30,1 31,0 30,3 30,6 283559,5
изготовление и ремонт мебели 3,7 3,5 3,4 3,4 3,4 3,4 3,5 32105,1
химическая чистка и крашение 0,7 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 6572,1
услуги прачечных 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 2669,5
ремонт и строительство жилья и других построек 30,1 29,3 29,0 28,0 27,1 27,6 27,6 256203,1
услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий 1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,6 1,5 14313,3
услуги бань, душевых и саун 2,8 2,8 2,8 2,7 2,7 2,6 2,7 24724,8
парикмахерские и косметические услуги 8,8 9,0 9,0 11,3 11,5 11,6 12,0 111320,9
услуги по прокату 1,2 1,1 1,0 1,1 1,2 1,3 1,3 12189,8
ритуальные услуги 7,7 7,6 7,5 6,8 6,8 6,7 6,3 58796,9
другие услуги 5,1 4,7 4,3 4,1 4,0 4,2 3,9 36341,1

 

Среди бытовых услуг, оказываемых населению в 2016 г., наибольший удельный вес занимали такие, как тех­ническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (30,6%), ре­монт и строительство жилья и других построек (27,6%),. Удельный вес услуг других видов был существенно ниже. Например, удельный вес па­рикмахерских услуг составил 12%, услуг по ремонту и по­шиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ритуальных услуг — по 3,4%, а услуг по ремонту и техни­ческому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппара­туры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий составил 4,9%. Примерно в два раза ниже физический объем услуг фотоателье, и фото- и кинолабора­торий (1,5%), бань и душевых (2,7%), ремонту и пошиву обу­ви (1,3%), ремонту и изготовлению мебели (3,5%).

Наименьший удельный вес имеют услуги химической чистки (0,7%), прачечных (0,3%).

Ниже представлена структура платных услуг по Московской области за 2014 год.

 

Сезонно скорректированный объем платных услуг в I квартале 2016 г. оказался на 2,7% ниже максимума III квартала 2014 г. Особенно сильное падение наблюдается в предоставлении туристских услуг (включают работу туроператоров): их объем снижается с 2014 года — в I квартале 2016 г. объем туристских услуг был на 23% ниже по сравнению с IV кварталом 2013 г. В период кризиса население экономит на услугах туроператоров, самостоятельно планируя поездки. Динамика услуг в сфере туризма также отражает запреты, введенные в ноябре 2015 г. на организованные туры в Египет и — временно — Турцию, и ограничения на выезд за рубеж для сотрудников некоторых ведомств. Естественной (и полезной) стороной кризиса внешнего туризма стало увеличение внутреннего туризма (по данным Ростуризма, его доля в туристских поездках россиян выросла до 22%). Единственной группой услуг, потребление которых выросло за два года кризиса, стали медицинские — в I квартале 2016 г. их объем на 4,3% превысил уровень I квартала 2014 г. Потребление остальных видов услуг снизилось в период кризиса, но в 2016 году начало постепенно восстанавливаться (особенно жилищных и транспортных услуг).

 

Динамика цен на рынке услуг в кризисные периоды

Росту доли платных услуг в расходах населения России в период кризиса способствуют не только относительно низкие возможности конкуренции в этой сфере (получение качественных услуг за более низкую цену часто связано с дополнительными затратами времени на анализ большого числа альтернативных предложений и, что немаловажно, с нарушением привычек — например, при смене школы или врача), но и инерционная специфика ценообразования на них. Цены на услуги для населения реагируют на трудности в экономике России более плавно (их прирост замедляется) и с некоторым отставанием по сравнению с ценами на товары. Так было в 1998 и 2008– 2009 годах; так произошло и в 2015 году, когда цены на услуги также отстали от цен на товары3, но в ходе восстановления экономики можно ожидать их опережающего роста, когда общий темп прироста цен на товары вернется к уровню 2012–2014 годов.

После резкого повышения темпов прироста цен на услуги населению в 2015 году в первой половине 2016 года наблюдается их снижение. Как было отмечено выше, более четверти потребляемых платных услуг приходится на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые в основном устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В период прошлого кризиса произошло резкое увеличение стоимости коммунальных услуг — на 22% в среднем за 2009 год (График 5). Во время текущего кризиса цены на коммунальные услуги растут более низкими темпами (на 7,5% в среднем за 2015 год) — их сдерживает необходимость учета существенного ухудшения экономического положения населения из-за продолжающегося снижения реальных доходов. Тем не менее за 2015 год на 20% увеличились цены на жилищные услуги (плата за государственное и муниципальное жилье, содержание и ремонт частного жилья, эксплуатация домов), и хотя на их долю в 2015 году пришлось лишь 6,3% от всех потребленных населением платных услуг, столь резкое увеличение цен сильно отразилось на общей тенденции роста цен на услуги.

Прошлый кризис характеризовался ускорением роста цен на транспортные услуги, поскольку с 1 января 2008 г. во многих регионах России были увеличены тарифы на проезд в различных видах транспорта, так что среднегодовой прирост цен в 2008 году составил 19%. Среди причин повышения тарифов — рост цен на топливо и удорожание содержания подвижного состава. Повышение стоимости проезда в среднем происходит один раз в два года (2011, 2013 годы), что приводит к цикличности увеличения темпов роста цен на транспортные услуги. В 2015 году среднегодовой рост цен на них составил 10,7%, что на 1 п. п. больше, чем в 2013 году. Во время прошлого кризиса темпы роста цен на услуги связи, наоборот, замедлились, что во многом было связано с высокой базой 2007 года и реформой некоторых тарифных зон Ростелекома. С начала 2008 года годовые темпы роста цен на услуги связи не превышают 5%, и во время текущего кризиса также не наблюдается значительного увеличения цен на данный вид услуг

Кризис 2008–2009 годов характеризовался резким увеличением цен на услуги в сфере зарубежного туризма (почти на 22% в 2009 году), цены на услуги внутреннего туризма повышались меньшими темпами (14% в 2009 году). Ситуация в ходе текущего кризиса значительно отличается. Существенно более сильная девальвация рубля вместе с ограничениями популярных недорогих направлений зарубежного отдыха россиян (Египет и — временно — Турция), введенными в ноябре 2015 г. (и из-за которых также упал общий объем туристских услуг и произошли сдвиги в направлениях поездок), привели к увеличению рублевой стоимости услуг в сфере зарубежного туризма на 37% за 2015 год. На фоне снижения зарубежных поездок растет спрос на внутрироссийский туризм, что привело к увеличению цен на услуги в этой сфере на 12% в 2015 году.

 

Лидером по объему платных услуг, потребляемых на душу населения, является Сахалинская область: в 2015 году этот показатель в регионе составил 8,3 тыс. руб./чел. в месяц (в ценах 2013 года). В десятку входят и другие дальневосточные регионы, а также Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Республика Татарстан. Высокий душевой уровень потребления услуг объясняется не только общим высоким уровнем социально-экономического развития (например, в столичных регионах), но и высокой стоимостью услуг (например, жилищно-коммунальные услуги на Дальнем Востоке существенно дороже). Основные статьи расходов населения на услуги в различных типах регионов в целом совпадают. Сильнее всего от среднероссийских показателей отличается структура платных услуг населению в столичных регионах, где самые высокие в России доли расходов на транспортные услуги (24% против 19% в среднем по стране) и услуги связи (19% против 16%), а также самые низкие в стране доли жилищно-коммунальных (21% против 28%) и бытовых (8% против 11%) услуг.


Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играет сервисная деятельность в эконо­мической и социальной жизни страны?

2. Какие особенности имеет развитие сервисной деятель­ности в России?

3. В чем были выражены преимущества и недостатки кооперативных сервисных предприятий? Какие перспективы развития сервисных кооперативов вы видите?

4. Каковы предпосылки развития сервисной деятельнос­ти в России?

5. Что изменилось в сервисной деятельности предприя­тий России за последние двадцать лет?

6. Какова современная структура услуг населению? Ка­кие услуги занимают наибольший удельный вес и почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...