Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различные определения воспитания

ТЕМА 1 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Формы постижения бытия:

- мифологическая

- религиозная

- художественная

- научная

 

Педагогика может рассматриваться как наука и как искусство.

Педагогика как наука.

Науку от других форм постижения бытия отличают:

-опытная достоверность

-логическая обоснованность

-наличие предмета и объекта

-рационально-теоретические способ постижения бытия

-система методов исследования

-систематизированное знание

-наличие категориального аппарата

 

Педагогика — наука об образовании и воспитании

 

Объект педагогикиявления действительности, которые обусловливают развитие человека

 

Предмет педагогикиобразование как целенаправленный специально организованный целостный педагогический процесс

 

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

 

-описание

-объяснение

-преобразование педагогической действительности

 

ИЛИ, другой вариант:

 

*Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса.

* Прогностическая. практическая, преобразовательная.

* Прикладная – разработка новых методов, технологий…

 

 

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК (разделы ПЕДАГОГИКИ):

 

* общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования);

* теория обучения или дидактика (изучает закономерности процесса обучения);

* частные дидактики (разрабатывают методики обучения тому или иному предмету );

* теория воспитания (изучает закономерности процесса воспитания);

* управление образовательными системами (изучает теоретические основы педагогического менеджмента),

* история педагогики (история образования)

 

ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

Б. текущая мировая и отечественная практика воспитания;

В. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды,

Г. данные специально организованных педагогических исследований;

Д. Отдельно следует выделить опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Возрастная педагогика

- преддошкольная

- дошкольная

- школы

- андрогогика

Специальная педагогика

- сурдопедагогика

- тифлопедагогика

- олигофренопедагогика

- логопедия

Другие отасли:

- военная

- спортивная

- театральная

- музейная

- производственная

 

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

- философия, психология, медицина, культурология, этика, этнография, физиология

 

 

ТЕМА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Педагогический процесс

специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.

 

Образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги); /ИЗ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/

 

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Основное противоречие

Несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей.

 

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ педагогического процесса

 

Целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

 

Целостность педагогического процесса раскрывается:

1 В единстве его обучающих, развивающих и воспитательных функций;

2 В единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;

3 В сбалансированном воздействии на все сферы личности: сознание, чувства и волю;

4 В единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения;

5 В единстве различных видов познания;

6 В сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

7 В единстве управления и самоуправления

 

 

АТРИБУТЫ (КОМПОНЕНТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Педагогический процесс как система объединяет в себе

 

А.

ñ Целевой,

ñ Содержательный,

ñ Мотивационный,

ñ Организационно-деятельностный,

ñ Результативный,

ñ Ресурсный компоненты. /Смирнов В.И./.

 

 

б.

- педагогов,

- воспитанников,

- содержание образования,

- средства образования /Сластенин/.

 

 

в.

- процесс воспитания,

- процесс обучения,

- процесс формирования,

- процесс развития,

- сотрудничество учителей и учеников, а также

- систему условий протекания процесса и

- систему форм и методов реализации. /Подласый/.

 

 

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

- подготовительный

целеполагание,

диагностика условий,

прогнозирование достижений,

планирование,

- основной (этап осуществления) и

- заключительный (анализ достигнутых результатов) (Подласый).

 

 

СПОСОБЫ (МЕХАНИЗМЫ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

обучение и воспитание.

 

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

ТЕМА 3 ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование – общественно значимое благо,

под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения

в интересах человека, семьи, общества, государства,

а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.

«Закон об образовании».

 

*Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) — обретение совершенного образа, Божьего образа.

В рус. яз. термин впервые использовал Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века.

 

*Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education – термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание».

Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию.

 

*Образование – путь и результат обучения (советская педагогика середины 20 века).

 

* Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский).

 

а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности.

 

б. Образование как система:

«Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…;

- сети реализующих их образовательных учреждений…;

- органов управления образованием…»

 

в. Образование как процесс: Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).

 

Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.

 

г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования.

 

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).

 

«Лестница» образовательных результатов:

 

«Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

 

«Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях.

 

«Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/.

 

ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - 2 СТОРОНЫ:

 

Процесс образования протекает как

1 единство активности учителя (педагогической деятельности)

и ученика (учебной деятельности).

2 Со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания.

Взаимосвязь обучения и воспитания в этом про­цессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспи­тывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [214, с. 409].

Эта же мысль отмечалась еще в кон­це XVIII в. И.И.Бецким.

+++++++++++

ВОСПИТАНИЕ

 

А. воспитание в широком социальном смысле

 

совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей .) -

 

ЭТО ГЛАВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ

 

ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)...

Фактически воспитание здесь отождествляется с социализацией.

Б. воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

 

В. воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;

Г. воспитание в еще более узком значениирешение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)

Различные определения воспитания

 

1 Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.

 

2 Воспитаниепроцесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.

 

3 Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.

 

4 Воспитание интернализация тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический ко­декс).

 

+++++++

 

5 Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.

 

6 Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.

 

7 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.

 

8 Воспитаниепроцесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.

 

9 Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.

 

Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности.

Суть воспитания формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...