Различные определения воспитания
ТЕМА 1 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Формы постижения бытия: - мифологическая - религиозная - художественная - научная
Педагогика может рассматриваться как наука и как искусство. Педагогика как наука. Науку от других форм постижения бытия отличают: -опытная достоверность -логическая обоснованность -наличие предмета и объекта -рационально-теоретические способ постижения бытия -система методов исследования -систематизированное знание -наличие категориального аппарата
Педагогика — наука об образовании и воспитании
Объект педагогики — явления действительности, которые обусловливают развитие человека
Предмет педагогики — образование как целенаправленный специально организованный целостный педагогический процесс
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ
-описание -объяснение -преобразование педагогической действительности
ИЛИ, другой вариант:
*Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса. * Прогностическая. практическая, преобразовательная. * Прикладная – разработка новых методов, технологий…
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК (разделы ПЕДАГОГИКИ):
* общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования); * теория обучения или дидактика (изучает закономерности процесса обучения); * частные дидактики (разрабатывают методики обучения тому или иному предмету ); * теория воспитания (изучает закономерности процесса воспитания); * управление образовательными системами (изучает теоретические основы педагогического менеджмента), * история педагогики (история образования)
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; Б. текущая мировая и отечественная практика воспитания; В. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды, Г. данные специально организованных педагогических исследований; Д. Отдельно следует выделить опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях. ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ Возрастная педагогика - преддошкольная - дошкольная - школы - андрогогика Специальная педагогика - сурдопедагогика - тифлопедагогика - олигофренопедагогика - логопедия Другие отасли: - военная - спортивная - театральная - музейная - производственная
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ - философия, психология, медицина, культурология, этика, этнография, физиология
ТЕМА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Педагогический процесс – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.
Образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги); /ИЗ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – ПРОТИВОРЕЧИЯ
Основное противоречие – Несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей.
ЦЕЛОСТНОСТЬ педагогического процесса
Целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
Целостность педагогического процесса раскрывается: 1 В единстве его обучающих, развивающих и воспитательных функций; 2 В единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; 3 В сбалансированном воздействии на все сферы личности: сознание, чувства и волю; 4 В единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения; 5 В единстве различных видов познания; 6 В сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; 7 В единстве управления и самоуправления
АТРИБУТЫ (КОМПОНЕНТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогический процесс как система объединяет в себе
А. ñ Целевой, ñ Содержательный, ñ Мотивационный, ñ Организационно-деятельностный, ñ Результативный, ñ Ресурсный компоненты. /Смирнов В.И./.
б. - педагогов, - воспитанников, - содержание образования, - средства образования /Сластенин/.
в. - процесс воспитания, - процесс обучения, - процесс формирования, - процесс развития, - сотрудничество учителей и учеников, а также - систему условий протекания процесса и - систему форм и методов реализации. /Подласый/.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - подготовительный целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, планирование, - основной (этап осуществления) и - заключительный (анализ достигнутых результатов) (Подласый).
СПОСОБЫ (МЕХАНИЗМЫ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА –
обучение и воспитание.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ТЕМА 3 ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности. «Закон об образовании».
*Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) — обретение совершенного образа, Божьего образа. В рус. яз. термин впервые использовал Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века.
*Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education – термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание». Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию.
*Образование – путь и результат обучения (советская педагогика середины 20 века).
* Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский).
а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности.
б. Образование как система: «Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…; - сети реализующих их образовательных учреждений…; - органов управления образованием…»
в. Образование как процесс: Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).
Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.
г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования.
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).
«Лестница» образовательных результатов:
«Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
«Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях.
«Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/.
ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - 2 СТОРОНЫ:
Процесс образования протекает как 1 единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). 2 Со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [214, с. 409]. Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII в. И.И.Бецким. +++++++++++ ВОСПИТАНИЕ
А. воспитание в широком социальном смысле —
совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей .) -
ЭТО ГЛАВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)... Фактически воспитание здесь отождествляется с социализацией. Б. воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
В. воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений; Г. воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.) Различные определения воспитания
1 Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.
2 Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.
3 Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.
4 Воспитание — интернализация тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс).
+++++++
5 Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.
6 Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.
7 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.
8 Воспитание – процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.
9 Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.
Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|