Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие понятия педагогики.

*1. ПЕДАГОГИКА – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя, ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

*2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.

*3. ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/.

Обучение целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей /ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ/

 

*4. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач /Коджаспирова/.

*5. Учение – познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

 

6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и п одготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./

Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся.

 

*7. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами обучения.

 

*8. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ (дидактические принципы)

- основные положения, определяющиесодержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

- руководящие идеи,нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.

 

9. Правила – это руководящие положения, раскрывающие отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Принципы реализуются через правила.

 

*10. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯспособы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей /А.В.Хуторской/.

11. Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, составная часть в реализации метода.

/Пример: при применении словесных методов используются приемы обоснования, возбуждения интереса, образности, постаноки вопросов, обмена мнениями, обсуждения…/.

 

12. МЕТОД ВОСПИТАНИЯ (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания.

 

13. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы.

 

*14. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения /А.В.Хуторской/.

– способ, характер взаимодействия педагогов и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом /В.И.Загвязинский/.

- Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме /.П.Подласый/.

 

*15. Дидактика – общая теория обучения всем предметам.

 

16. Процесс обучениясовокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на решение образовательных задач.

 

17. КОЛЛЕКТИВ – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

 

18. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯэто система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

 

19. Компетентность умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт.

 

20. Дифференциация обученияорганизация учебного процесса, при которой учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

 

Индивидуализация обученияорганизация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

 

21. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива (А. А. Леонтьев).

 

22. Цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество.

 

23. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

*24. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма организации обучения, обладающая следующими характерными чертами:

◦ примерно одинаковый возраст и уровень подготовленности учеников. 2. основная форма обучения – урок (40 – 45 мин.) – относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса. 3. все содержание образования делится на отдельные предметы. 4. весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, дни, каникулы. 5. занятия ведутся по единому плану и расписанию. 6. учитель осуществляет руководство учебной деятельностью.

 

25. Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

 

26. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Для решения педагогической задачи на каждом конкретном этапе педагогического процесса организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса. /Сластенин/.

 

27. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

28. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКАсистема научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

 

29. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования связана, прежде всего, с изменением структуры и характера содержания образования, повышением статуса гуманитарных дисциплин, увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана.

 

30. Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Сотрудничествоидея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

 

 

Из других наук:

*31. РАЗВИТИЕпроцесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека...

32. ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека...

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯусвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...