Другие понятия педагогики.
*1. ПЕДАГОГИКА – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя, ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. *2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/. *3. ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/. Обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей /ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
*4. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач /Коджаспирова/. *5. Учение – познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и п одготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./ Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся.
*7. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами обучения.
*8. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ (дидактические принципы) - основные положения, определяющиесодержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- руководящие идеи,нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
9. Правила – это руководящие положения, раскрывающие отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Принципы реализуются через правила.
*10. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей /А.В.Хуторской/. 11. Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, составная часть в реализации метода. /Пример: при применении словесных методов используются приемы обоснования, возбуждения интереса, образности, постаноки вопросов, обмена мнениями, обсуждения…/.
12. МЕТОД ВОСПИТАНИЯ (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания.
13. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы.
*14. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения /А.В.Хуторской/. – способ, характер взаимодействия педагогов и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом /В.И.Загвязинский/. - Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме /.П.Подласый/.
*15. Дидактика – общая теория обучения всем предметам.
16. Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на решение образовательных задач.
17. КОЛЛЕКТИВ – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
18. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
19. Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт.
20. Дифференциация обучения — организация учебного процесса, при которой учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
21. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива (А. А. Леонтьев).
22. Цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество.
23. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. *24. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма организации обучения, обладающая следующими характерными чертами: ◦ примерно одинаковый возраст и уровень подготовленности учеников. 2. основная форма обучения – урок (40 – 45 мин.) – относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса. 3. все содержание образования делится на отдельные предметы. 4. весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, дни, каникулы. 5. занятия ведутся по единому плану и расписанию. 6. учитель осуществляет руководство учебной деятельностью.
25. Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
26. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Для решения педагогической задачи на каждом конкретном этапе педагогического процесса организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса. /Сластенин/.
27. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. 28. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
29. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования связана, прежде всего, с изменением структуры и характера содержания образования, повышением статуса гуманитарных дисциплин, увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана.
30. Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Из других наук: *31. РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека...
32. ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека... 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|