Тема 30 психолого-педагогичееская характеристика дошкольника и младшего школьника
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
|
| Ведущий вид деятельности
|
0–1 год
| Младенчество
| Период непосредственно-эмоционального общения
|
1 – 3 года
| Преддошкльный возраст
| Период предметно-манипулятивной деятельности
|
3 – 6 лет
| Дошкольный возраст
| Период игровой деятельности
|
6 – 10 лет
| Младший школьный возраст
| Период учебной деятельности
|
10 – 15 лет
| Средний школьный (подростковый) возраст
| Период общественно-полезной деятельности
|
15 – 17 лет
17-21 год
| Старший школьный возраст (юность)
Юность: второй период
| Период учебно-профессиональной деятельности
|
ДОШКОЛЬНИК
младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет).
Дошкольник испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно.
Кроме того, он стремится и к самостоятельности.
ИГРАИз этого противоречия рождается
ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра — основной вид деятельности дошкольника. О
т трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития:
игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.
Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность. В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения,
Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.
Д.Б. Эльконин подчеркивал:
нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Перенос механизма произвольности в неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.
Младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». РЕЧЬВ дошкольном детстве
в основном завершается процесс овладения речью.
В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000, в 5 лет — 2500-3000 слов. ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие в дошкольном возрасте
утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. У дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о
наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. ВНИМАНИЕ
Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.
Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.
В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.
Если дошкольника 4-5-летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания,
то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях. В дошкольном детстве уже
наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. ПАМЯТЬ
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.
У младших дошкольников память непроизвольна.
Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одаренных детей неплохо развитой оказывается и слуховая память.
У детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память.
Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
Почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет.
Это значит, что к данному возрасту, т. е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный
переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее. Играя, ребенку легче воспроизвести трудный для запоминания материал.
Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Первые специальные перцептивные действия выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое
повторение. К 6—7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным.
Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний — семью такими единицами. ВООБРАЖЕНИЕ
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства,
когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).
Образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе.
В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Для младших дошкольников характерно
неумение представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольное запоминание, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое воображение. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам.
Заранее составлять в уме программу предстоящих действий дошкольник еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4—5 годам. К возрасту около 6—7 лет
развитие воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются
способными представлять и жить в воображаемом мире. МЫШЛЕНИЕ Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: -
дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; -
улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; -
начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.
Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.
В дошкольном возрасте процесс усвоения понятий только начинается. Трех-четырехлетний ребенок может пользоваться понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Скажем,
3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что
он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕДошкольное детство —
это период первоначального становления личности. Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Компоненты личностного развития.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту
три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст
от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту
около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.
Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно
появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, —
без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА
Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.
Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры),
еще слабее — собственное обещание ребенка.
Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Один ребенок постоянно
соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот,
старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего
важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для такого ребенка значимо не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Некоторые детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то
погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает
интерес к содержанию деятельности.
Появляются, соответственно, и
новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.
На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Вплоть до трех-четырехлетнего возраста дети, вероятно, еще не cпocoбны оценить итог своей деятельности как успех или неудачу
Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача — клей то совсем не капает, то бьет фонтаном и всю бумагу покрывает липкая лужица, — ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех.
После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».
МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать.
Характер ее общения с ребенком определяет формирование у него тех или иных личностных качеств.
Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны матери и других взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения. В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих люде й.
Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. Мотив самоутверждения.
Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается
потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма.
К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие.
Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды. Механизмы формирования индивидуальности ребенка в дошкольном возрасте происходит
на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопровождается закреплением наблюдаемых форм поведения
первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности.
Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.
Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия.
У девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков.Мальчики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше. ХАРАКТЕР
Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых.
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: