Зарождение геополитического мышления в государствах Древнего Востока
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Предмет и задачи геополитики. Законы, категории и методы. Геополитика – это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов. Предмет геополитики — взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем (с учетом влияния всех видов пространства). Предметом геополитики является: 1) контроль над планетарным пространством 2) информационные войны, нацеленные на информационно-психологическое поражение противника, на формирование общественного мнения 3) технико-экономические процессы, чье влияние на политическую ситуацию в мире в конце столетия резко возросло 4) новейшие военно-технические средства: оружие массового поражения и средства его доставки, обнаружения и поражения оружия противника, управления войсками и их маневрами и т.д. т.д. 5) расширение числа ядерных держав, а для России – появление нового элемента геополитики – расширение НАТО, присвоившего себе право международного арбитра 6) Большое влияние на геополитический баланс сил оказывает демографическая ситуация в странах Юго-Восточной Азии, юга Азиатского континента. Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических, военных и других систем. Главным законом, который более всего привлекает внимание исследователей этой науки, по мнению видных специалистов, является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхен, X. Макиндер (1861 — 1947) и К. Хаусхофер (1869—1946), русские исследователи этой проблемы Н.Я. Данилевский и П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе — торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген). Как правило, все геополитические теории развивают основную категорию этой науки — контроль над пространством. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь со стороны государств и союзов государств. Геополитик К. В. Плешаков предложил такую классификацию подобных полей государством или их союзом, называют чаще всего геополитическим полем.
Эндемическое поле — пространство, контролируемое государством продолжительное время. Пограничное поле — территория, находящаяся под контролем данного государства. Перекрестное поле — пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. Тотальное поле — непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. Геополитическая опорная точка — место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством. Метаполе — пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений и процессов. Системный метод в качестве основного принципа берет структурно-функциональный подход, которым хорошо владел К. Маркс. Деятельностный метод ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных явлений жизни для выделения их общих черт и специфики, нахождения оптимальных путей решения задач и т.п. Исторический метод Он требует изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Функциональный метод требует тщательного изучения зависимостей между различными сферами общественной жизни или отношениями между странами или группой стран: их экономическими, политическими отношениями.
Институциональный метод ориентирует на изучение деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Общелогические методы относятся в большей степени к организации и процедуре познавательного процесса, связанным с геополитическими действиями, изменениями. Зарождение геополитического мышления в государствах Древнего Востока Культурно-религиозная традиция в геополитике Древнего Востока Значение географических условий в развитии человека, общества, государства, а также их влияние на взаимоотношения между государствами было подмечено очень давно. Уже в рассказах древних мореплавателей подчеркивалась существенная роль местоположения и природных условий в развитии государства. Было замечено, что реки и моря способствуют торговле, развитию товарно-денежных отношений, частной собственности, разделению труда и т.п. В результате возникает возможность самого разнообразного общения с людьми, в ходе которого и зарождается, и развивается цивилизация. Поэтому более быстрыми темпами развивались государства и процветали общества там, где были крупные реки и моря, а не на лесных, степных, пустынных пространствах. Геополитическая мысль Древней Индии В отличие от философской геополитическая традиция в Древней Индии не была сформирована. Она существовала в рамках религиозно-практически ориентированного мировоззрения и устойчивой культурной традиции. В соответствии с ними гармонию и порядок на земле можно установить путем праведного исполнения людьми своих священных обязанностей — дхармы. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону, необходимо принуждение, наказание — данда. Смысл управления обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму.
Собственно геополитические представления изложены в Артха-шастрах — светских трактатах, в которых рассматриваются способы приобретения и сохранения территории, а также приумножения богатства. Термин «артхэ» означает, прежде всего, территорию и богатство. Артхашастра Каутильи (IV в. до н.э.) — трактат самого известного политического мыслителя Древней Индии, советника правителя Чандрагупты I, создавшего империю Маурьев (317—180 до н.э.), который объединил под своей властью большое число княжеств и народов. В трактате Каутилья рассматривал три основные проблемы эффективного управления: = деятельность и функции мудрого государя; = управление и право; = проблемы войны и дипломатии. Геополитические идеи не носят самостоятельного характера, а высказываются в контексте науки управления. Следуя традиционному для Древней Индии определению главных назначений человека: праведное исполнение своего долга, действия, направленные на приобретение богатства и власти, желания и освобождения, Каутильи видит свою задачу в изучении ближайших целей общественного существования. Они сводятся к обеспечению блага всех живых существ. Таким благом является сохранение божественным провидением общественного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутилья оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны. Пространственные взаимоотношения между государствами Каутилья осмысливает в контексте понимания территории как важного ресурса власти. Действия государства на внешней арене направлены на приобретение новых земель. По его мнению, существует шесть основных форм внешней политики: состояние мира, война, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Назначение данной классификации состояло в выработке рекомендаций правителям, какую осуществлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стремиться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует себя достаточно сильным, — нейтралитет и т.д.
Геополитические представления в Древнем Китае Геополитические идеи в Древнем Китае развивались в русле мифологического, социоантропоморфического мировоззрения, в основе которого лежит очеловечивание природной среды и осознание людьми своей прямой зависимости от природных сил и патриархально-клановой структуры общества. Геополитическим идеям Древнего Китая присущ повышенный прагматизм, что принципиально отличает их от пространственных моделей Древней Индии, основанных на религиозном идеализме. Политическая культура Древнего Китая включала достаточно разнообразный набор форм и методов контроля над пространством: прямой и косвенный. Способы военной экспансии занимали значительное место, поскольку политическая история Древнего Китая была чередой бесконечных междоусобиц и войн с соседями. Достаточно упомянуть период Воюющих царств, который продолжался почти два века (с 403 по 221 гг. до н.э.). Наряду с прямой военной агрессией, в период империи Хань в I—II вв. использовались методы «сухопутной колонизации» новых земель, своеобразный аналог гуманитарной интервенции. На вновь присоединенных землях (население которых просто признавало власть императора) создавались «пограничные округа», куда переселялись значительные группы древнекитайского населения: они селились в административном центре новой провинции. В приграничные же районы переселялись отдельные группы кочевников, признавшие власть ханьского императора. При постоянном росте численности древних китайцев чересполосное расселение обеспечивало им возможность культурной гегемонии над местным населением. Специфическим способом доминирования над соседними государствами являлось искусство вербальной коммуникации. Автором подобной политической технологии был философ Конфуций (Кун-цзы, 551—479 до н.э.). Его изречения собраны в книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»). Применительно, к внутренней политике ее суть состоит в том, что важным условием эффективного администрирования Конфуций считал хорошо продуманное слово, поскольку «одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя («благородного мужа»), истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства». Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах — не решишь крупные проблемы.
Геополитические идеи Конфуция развивались в контексте решения проблемы о наилучшем устройстве общества и управлении государством. Причем решить эту задачу он стремился с помощью строгой упорядоченности (по принципу естественного неравенства в природе, где каждый знает свои права и обязанности) и определенных моральных принципов. Суть социального порядка, по Конфуцию, выражается формулой: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем («сыном неба») на принципах добродетели и личного примера. Практические советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. Применительно к внешней политике искусство вербальной коммуникации состоит в использовании стратагем — совокупности скрытых тактических приемов и уловок, которые необходимо творчески применять в зависимости от конкретной ситуации. Суть стратагемного мышления состоит в том, чтобы с помощью различных манипуляций (набора обещаний, соглашений, заверений, союзов, коалиций, угроз) постараться истощить силы врага и нанести ему невосполнимый урон, не вступая с ним в прямое противоборство. Конечная цель подобных действий состоит в том, чтобы сохранить свои силы и богатства. Наиболее известные китайские стратагемы гласят: «Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего» «Превратить роль гостя в роль хозяина» «Наблюдать за огнем с противоположного берега» «Заманить на крышу и убрать лестницу» «Ловить рыбу в мутной воде» «На востоке поднимать шум, на западе нападать» «Скрывать за улыбкой кинжал» «Сманить тигра с горы на равнину» «Тайно подкладывать хворост под костер другого» «Убить чужим ножом» и др. В Древнем Китае была детально разработана методика применения той или иной стратагемы с учетом различных обстоятельств и ситуаций. Особенно эффективно они могут быть применены в ситуации геополитического противоборства. Преодолев кризис в эпоху Ранней Хань (206 до н.э. — 23 н.э.), почти 2 тыс. лет Китай существовал в условиях стабильности. Она основывалась на «трех китах»: (а) неизменности территории; (б) неизменности численности населения (разумеется, в границах определенного интервала); (в) неизменности жизненных устоев (идеология иерархии ценностей, основные принципы политики, экономики, общественных отношений). В результате подобной стратегии уровень жизни китайцев вплоть до XVIII в. был выше, чем в Европе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|