Схема организации смысловых блоков роли избирателя
Стр 1 из 4Следующая ⇒
Отметим, что продемонстрированный автором в этой статье подход к описанию содержания роли избирателя важен с методической точки зрения. Полагаем, что этот материал имеет значение в том числе и в плане разработки других ролей. Использование данной схемы в наших исследованиях в качестве прототипа не означало полного ее дублирования при определении содержания методик оценки социальных ролей. В частности, ни содержание, относящееся к опыту деятельности, ни содержание, связанное с самоорганизацией, по крайней мере, на данном, начальном этапе оценки социальных ролей не могут быть включены в содержание оценки, поскольку нет ни накопленного опыта, ни сформированной способности к самоорганизации в отношении социальных ролей. Тем не менее, это не исключает того, что подход к определению содержания роли и общая схема смысловых блоков могут быть полезно использованы при определении содержания других ролей. Сформированные и организованные блоки содержания оценки рассматривались нами как базовые при определении групп (категорий) тестовых заданий. Кратко охарактеризуем эти группы. В организационном плане то содержание, которое связано с оценкой социальных и культурных норм, правил и образцов поведения, может быть объединено в одну группу, обозначенную нами как знания. Знание норм и правил поведения, а также ценностей, относящихся к оцениваемой области, служат одним из условий и оснований интерпретации результатов тестирования. Если человек не знает социальных норм и образцов, то это может быть одной из причин его неадекватного или отклоняющегося поведения в социальных ситуациях. Но, с другой стороны, хорошее знание норм и образцов не является гарантией того, что человек будет вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятыми и одобряемыми в обществе правилами поведения,) в реальных социальных ситуациях. Другими словами, само по себе успешное усвоение учащимися социальных норм, и даже демонстрация хорошего их знания в ситуациях проверки этих знаний, не означает, что индивид внутренне (психологически) согласен с ними и будет следовать им в своем поведении. Это приводит нас к выделению такого важного, психологического по содержанию, показателя, как принятие и отклонение усваиваемых учащимся социальных норм, правил и образцов поведения.
Несогласие индивида с принятыми в обществе нормами и образцами поведения может проявляться или не проявляться внешне, социально. В первом случае (внешне проявленное отклоняющееся поведение) указывает на то, индивид намерено или ненамеренно, сознательно или нет, демонстрирует окружающим свое несогласие с принятыми в обществе нормами. Во втором случае (скрытое по форме несогласие, не проявляющееся во внешнем поведении) индивид может вести себя «как все», но внутренне (психологически) он не соглашается с принятыми в группе или обществе нормами и отвергает их. Такое конформистское по типу поведение может быть связано с боязнью осуждения или санкций со стороны окружающих. В психологическом плане такая ситуация может быть охарактеризована конфликтная для индивида. Умения, в свою очередь, позволяют судить о готовности учащегося к выполнению социальной роли. Наиболее значимыми с этой точки зрения являются умения, которые демонстрирует индивид в реальных или моделируемых социальных ситуациях. Но, как уже отмечалось выше, организовать оценку практических умений в условиях школы достаточно сложно. Если же иметь в виду фактор влияния умений на социальное поведение, то, на наш взгляд, существенное значение имеют умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией. Эти умения выполняют важную роль как при оценке ситуаций, так и ситуациях выбора форм поведения. Например, они необходимы при распознании ошибок и ненормативных отклонений в поведении, включая аморальное и асоциальное поведение, обеспечивают рефлексивный контроль за собственным поведением и поведением других лиц. Отсутствие способности к рефлексии, анализу и оценке служит одним из признаков характеризующих конформистское поведение. Напротив, наличие такой способности является, на наш взгляд, одним из базовых показателей успешной социализации.
Мотивы поведения позволяют судить о внутренних, психологических причинах социального поведения. Поэтому включение их в список объектов оценки можно считать вполне оправданным, поскольку они позволяет оценить одну из важных психологических составляющих социального поведения. Ценностные ориентации личности позволяют выявить ценностные основания социального поведения. Ценности и ценностные ориентации не непосредственно влияют на поступки и социальное поведение, но, в конечном счете, именно они определяют выбор тех или иных форм поведения индивида в социальной ситуации. В особенности это проявляется в ситуациях морально-нравственного выбора, когда речь идет о выборе между собственными интересами и интересами других. А таких ситуаций в сфере социального поведения достаточно много. Дополнительно к этому перечню в некоторых методиках рассматривался такой фактор, как знание последствий, к которым приводит невыполнение социальных норм поведения. Этот показатель имеет значение при анализе результатов оценки, относящихся к экологической, социально-бытовой, экономической и некоторым другим видам социализации. Этот показатель не только способствует выявлению причин отклоняющегося поведения, но одновременно имеет воспитательное значение. При разборе результатов оценки с классом или отдельными учащимися можно, например, указать им на то, что незнание учащимся последствий своих социальных действий приводит к отрицательным последствиям для других, а не только для себя. Тем самым, можно повысить осознание значимости поведения.
Применительно к блоку «Знания» были выделены три основные группы: 1 - нормы и правила поведения, 2 – образцы (модели) поведения, 3 - ценности, относящиеся к соответствующей области социализации. Для определения содержания, относящегося к знаниям и умениям нужно, прежде всего, сформировать представление о том, какие конкретно знания и умения должны будут использоваться при выполнении социальной роли. Для этого, в свою очередь, необходимо знать в каких ситуациях эти знания и умения будут использоваться. Это означает, что нужно, во-первых, иметь перечень таких ситуаций, а во-вторых, попытаться мысленно смоделировать ситуации, в которых эти знания и умения должны будут применяться. Приведем примеры. При разработке методики оценки роли потребителя в рамках оценки экономической социализации учащихся были выделены следующие типичные ситуации для этой роли: 1) покупка товара или услуги в магазинах и других местах торговли и службе быта. 2) получение образовательных и туристических услуг. 3) пользование услугами банковских и других финансовых организаций [14]. В принципе таких ситуаций для роли потребителя может быть больше, но разработчики – сотрудники гимназии № 1576 - ограничились именно этими, считая их наиболее значимыми. Имея перечень ситуаций, с одной стороны, и описание содержания, относящегося к роли, с другой, можно определить перечень необходимых для каждой ситуации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Приведем примеры: Знания и умения, относящиеся к роли потребителя. «Находясь в роли потребителя, учащийся должен соблюдать как официально прописанные нормы и правила поведения в экономических ситуациях (например, покупки и использования товара, получения услуги), так и нормы этикета. Потребитель должен знать: - права, обязанности потребителя товаров и услуг; правила поведения, соответствующие роли потребителя, социальные и морально-этические нормы потребительского поведения. должен уметь: - осознавать себя в роли потребителя и ориентироваться в культуре потребительского поведения;
- соответствовать роли потребителя товаров и услуг (соблюдать правила поведения при приобретении товара и услуги, контроле качества, предъявлении претензии к качеству товара и получаемой услуги, при необходимости защищать свои права потребителя и прочее); - анализировать и оценивать ситуации, связанные с получением услуги или товара (ориентироваться в выборе товара (места потребления, качества и т.д.), пользоваться справочной информацией, в т.ч. через Интернет, осуществлять рациональный выбор на основе оценки ситуации (выбирать нужный товар и услугу, исходя из своих потребностей и возможностей, определять оптимальное соотношение цены и качества, рассчитывать потребительский кредит, прогнозировать экономическую ситуацию (ожидаемую цену на товары и услуги, ожидаемый результат в целом) и прочее); - оценивать свое поведение и поведение других лиц, связанное с отклонениями от принятых норм; - корректно напоминать другим участникам экономической ситуации о необходимости соблюдения норм поведения» [14].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|