Теоретико-методологические основы СНС
СНС базируется на современных экономических теориях ¾ классической экономической теории равновесия спроса и предложения, кейнсианской концепции государственного регулирования, факторах производства и др. Производственный процесс ¾ это процесс производства экономических благ (товаров и услуг), которые реализуются на рынке, а также предоставляются бесплатно или производятся для собственного пользования. Для того чтобы получить общее представление о взаимосвязях в производственном процессе, используется схема кругооборота потоков. В реальной жизни равновесие в экономике все время нарушается. В зависимости от того, каким образом объясняется механизм восстановления равновесия в экономическом процессе, различают две основополагающие экономические концепции: так называемую классическую и кейнсианскую. Экономические кризисы (особенно самый крупный конца 20-х - первой половины 30-х годов ХХ в.) показали, что механизма автоматического восстановления равновесия (как полагают приверженцы классической экономической концепции) в реальной экономике не существует. Равновесие восстанавливается не только благодаря функционированию рынка, но и через государственное регулирование. Категории предложения и спроса наряду с концепциями изъятий и вливаний денежных средств ¾ механизмами оздоровления экономики в случае депрессии, лежащие в основе теории Кейнса, стали ведущими инструментами экономической политики. В кейнсианской концепции главное внимание уделяется условиям макроэкономического равновесия, выраженного в макроэкономических категориях спроса и предложения. Кейнс сформулировал некоторые принципы формирования системы информации, необходимой для анализа макроэкономики и ее регулирования органами государственного управления, представив эту информацию в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, сбережения, инвестиции, и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться изменения других переменных в нужном направлении.
Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т. е. сведение их в некоторое относительно небольшое число однородных групп) было наиболее эффективным и обеспечивало выявление макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, устанавливающие правила обработки информации. В одной из таких концепций определены границы экономического производства, т. е. сферы, где производится валовой внутренний продукт (ВВП) и создается национальный доход. В соответствии с концепцией СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности: ■ производство товаров, в том числе товаров для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственной продукции для собственного потребления), производство услуг для реализации, деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний); ■ производство учреждениями нерыночных услуг, включаемых в институциональный сектор «государственное управление» (имеются в виду как коллективные услуги в области общего управления, обороны, так и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т. д.); ■ производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства; ■ оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
■ оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления. Не включаются в сферу производства ВВП изменения в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Другой важной концепцией СНС, на которой базируются основные показатели доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), определено политэкономическое содержание категории «доход». Эта концепция разработана известным английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с концепцией Дж. Хикса доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не делая при этом себя беднее. Общая концепция дохода Дж. Хикса получила конкретизацию в новой СНС ООН 1993 г. в виде унифицированных определений и классификаций, разработанных для исчисления наиболее важных макроэкономических показателей: ВВП, национального дохода, располагаемого дохода, сбережений и т. д. Прежде всего это тождество между суммой доходов и суммой добавленной стоимости, которой измеряются конечные результаты производства. Другими словами (если отвлечься от фактора внешнеэкономических связей), национальный доход равен сумме добавленной стоимости, созданной во всех секторах экономики. В соответствии с этим определением в доход не попадает изменение стоимости активов, обусловленное инфляцией или другими факторами случайного характера, не связанными с производством, а также прирост стоимости имущества в результате передачи прав собственности путем продажи, приватизации и т. д. Согласно такому подходу стоимость произведенной продукции и соответствующая величина созданных доходов не включают в себя так называемую холдинговую прибыль, которая представляет собой прирост стоимости активов в результате инфляции за время нахождения товаров на складе. Доходы перераспределяются посредством трансфертов ¾ экономической операции, когда одна институционная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый либо нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива (налоги на доходы и имущество, отчисления типа единого социального налога, пенсии, пособия, стипендии, страховые платежи и страховые возмещения и т. д.). Различают текущие и капитальные трансферты, трансферты в денежной и натуральной формах. Имеется особая разновидность трансферта в натуральной форме ¾ социальные трансферты (стоимость индивидуальных нерыночных товаров и услуг, предоставляемых домашним хозяйствам бесплатно или по льготным ценам, плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных единицами государственного управления и некоммерческими организациями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам, плюс возмещение домашним хозяйствам расходов на покупку товаров и услуг из фондов социального страхования).
СНС ¾ институциональная система, основополагающими элементами которой являются институциональные единицы (основные участники экономики) и их экономические операции. Институциональные единицы ¾это те хозяйствующие субъекты, которые вовлечены в экономические операции по своему собственному усмотрению, например: ■ физические лица (объединенные в домашние хозяйства); ■ юридические лица, наделенные правом принятия решений и ответственностью (фонды, предприятия, кооперативы, корпорации и т. д.); ■ органы государственного управления. Примерами экономических операций служат покупка и продажа продуктов, выдача заработной платы, уплата процентов, налогов, заимствование ссуд, выпуск акций. Институциональные единицы классифицируются по институциональным секторам согласно их функциям в экономическом процессе. В СНС представлено шесть основных секторов. Помимо секторов для единиц- резидентов и связанных с ними счетов имеется сектор «остальной мир». Этот сектор является достаточно условным гипотетическим образованием в СНС в том смысле, что объединяет группы неоднородных экономических единиц. Основное правило национальных счетов состоит в том, что только действия институциональных единиц могут рассматриваться в качестве экономических операций.
Существует два типа институциональных единиц: ■ люди, являющиеся членами домашних хозяйств (люди, организовавшие домашнее хозяйство); ■ юридические лица. Первый тип институциональной единицы называется домашним хозяйством. Домашнее хозяйство состоит из одного или более членов. В национальных счетах домашнее хозяйство представляет собой экономическую концепцию. Является существенным то, что люди живут вместе и совместно используют некоторые объекты капитального характера, такие как дома или предметы длительного пользования. Обычно некоторое перераспределение дохода имеет место и внутри домашнего хозяйства. Кроме того, многие решения относительно расходов могут приниматься коллективно для домашнего хозяйства в целом. Это означает, что каждый несет свою часть ответственности. Члены домашнего хозяйства могут также быть владельцами некорпорированных предприятий. Некорпорированное предприятие, которое полностью принадлежит одному или более членам одного и того же домашнего хозяйства, трактуется как неотъемлемая часть этого домашнего хозяйства. В этом случае члены домашнего хозяйства ответственны и подотчетны за операции, производимые некорпорированным предприятием. Члены домашнего хозяйства вместе с некорпорированным предприятием рассматриваются в качестве одной институциональной единицы. Это является основной формой, в которой домашние хозяйства принимают участие в процессе производства. Вторым типом институциональных единиц являются юридические лица. Юридические лица заняты экономической деятельностью и операциями от их собственного имени. Эта группа состоит из единиц, относящихся к корпорациям, некоммерческим организациям и государственным учреждениям. Они ответственны и подотчетны за свою экономическую деятельность и операции, а также способны владеть активами и принимать на себя обязательства. Их относительная самостоятельность может быть ограничена до некоторой степени другими институциональными единицами, такими как домашние хозяйства ¾ владельцы акций. Но в действительности юридические лица имеют отдельный правовой статус и представляют собой самостоятельные единицы. Если домашние хозяйства принимают решение отделить экономические операции их некорпорированных предприятий от таких операций домашних хозяйств, как получение и расходование заработной платы, то они образуют отдельное юридическое лицо для всех операций их предприятия. Тогда получаются две единицы: домашнее хозяйство и некорпорированное предприятие.
Институциональные единицы объединяются в секторы, характеризующие организационную структуру современной рыночной экономики. Институциональная единица ¾ это основной тип экономической единицы. Другим типом экономической единицы является заведение. Заведение ¾ это единица, относительно однородная с точки зрения производимой продукции (оказываемых услуг), применяемой технологии и структуры затрат и находящаяся в одном месте, о которой на практике может быть получена информация. Заведения не являются институциональными единицами, они не распоряжаются доходами и активами, не принимают экономических и финансовых решений. Институциональные единицы, относящиеся к национальной экономике и к экономике других стран, разграничивают на основе понятий «экономическая территория страны», «центр экономического интереса», «резидентство». Экономическая территория страны ¾ территория (в том числе свободные и оффшорные зоны), административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой люди, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории относится географическая территория страны, воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа в территориальных водах, в пределах которой страна осуществляет исключительные права. Кроме того, в экономическую территорию входят экстерриториальные анклавы (территория других стран, на которой расположены посольства, военные базы и другие объекты данной страны), но не входят территориальные анклавы (территория данной страны, на которой расположены посольства, военные базы и иные объекты других стран). Если институциональная единица (юридическое или физическое лицо) имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, то она считается резидентом данной страны. Это означает, что единица владеет недвижимостью, ведет или намеревается вести деятельность на экономической территории страны длительное время (год и более). Резидентами считаются все предприятия и учреждения, осуществляющие в стране операции в течение года и более, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями (совместные и иностранные компании), а также их филиалы и представительства, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Резидентами признаются также физические лица, независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более. Исключение составляют сотрудники иностранных посольств, иностранные студенты, лица, находящиеся на лечении, которые остаются резидентами той страны, откуда они прибыли. Резиденты группируются по секторам внутренней (национальной) экономики, нерезиденты объединяются в условный сектор «остальной мир». Счета «остального мира» охватывают деятельность нерезидентов в той мере, в какой она связана с национальной экономикой. Операции между резидентами и нерезидентами отражаются и в счетах для внутренней экономики, но там они не отделены от операций между резидентами. В СНС проводится важное различие между потоками и запасами. Потоки ¾ это показатели, характеризующие величины тех или иных процессов за период времени, например, производство, покупки товаров, выплата заработной платы за год. Запасы ¾ это показатели, характеризующие наличие ресурсов по состоянию на ту или иную дату, например, наличие основных фондов на начало года, величина и структура денежной массы на конец года. Показатели потоков и запасов связаны между собой следующим образом: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс поток, характеризующий поступления данного ресурса в запасы, минус поток,характеризующий изъятие данного ресурса из запасов. В СНС также проводится различие между экономическими операциями и другими экономическими потоками. Экономическая операция ¾ это добровольное взаимодействие двух или более партнеров в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств. Наиболее типичными примерами экономических операций служат купля и продажа товаров, выдача заработной платы, выплата и получение пособий и пенсий. В результате экономической операции одни хозяйствующие субъекты передают другим товары и услуги, активы, право собственности. Другие экономические потоки ¾ это изменения в активах, обусловленные экстраординарными событиями (в результате пожаров, наводнений и др.). Одним из основных методологических принципов СНС является метод двойной записи, заимствованный из бухгалтерского учета. Этот метод обеспечивает согласованность построения счетов и координацию всей системы показателей. Для того чтобы система регистрации операций в счетах была интегрированной, необходимо соблюдать как бюджетное тождество, так и тождество операций. В СНС рекомендована система цен, главными в которой являются цены конечного покупателя, цены производителя, основные цены. Далее иллюстрируется взаимосвязь между тремя упомянутыми видами цен: А ¾ цена конечного покупателя; Б ¾ НДС; В ¾ торгово-транспортная наценка; Г ¾ цена производителя (А - Б - В); Д ¾ другие налоги на продукты (акцизы, налоги на продажи и пр.); Е ¾ субсидии на продукты; Ж ¾ основная цена (Г - Д + Е). В принципе, использование товаров и услуг на потребление (промежуточное и конечное) и накопление должны оцениваться в рыночных ценах конечного покупателя. Таким образом, ВВП как центральный показатель в СНС исчисляется в ценах конечного покупателя, а выпуск (валовой выпуск) оценивается в основных ценах или в ценах производителя. В СНС моментом регистрации операций между институциональными единицами является момент возникновения, изменения либо ликвидации требований или обязательств единиц, внутри институциональных единиц ¾ момент создания, изменения или исчезновения экономической стоимости. Такой способ регистрации операций называется методом начисленных сумм в отличие от метода кассовой основы, используемого в бухгалтерском учете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|