Определения типа логопедического учреждения
Основным показателем при этом является, во-первых, интенсивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического развития. При наличии выраженного заикания, а также в случаях заикания у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отделении школы). В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уровне развития речевых средств) логопедическая помощь оказывается на логопедических пунктах при общеобразовательных школах. В общей картине дефекта особую значимость приобретают следующие индивидуальные признаки: 1. особенности речевого общения в различных ситуациях; 2. своеобразие деятельности: особенности вхождения в деятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая работоспособность; 3. уровень развития языковых средств. Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличается от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождается отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замедленным накоплением лексических и грамматических средств языка, фонематических представлений. Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, необходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности проявления, так и по качественной их характеристике (в плане их сочетаемости).
Знание специфических особенностей речевой и внеречевой деятельности заикающихся школьников позволяет не только выделить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению рецидивов. Изложенный материал частично может быть использован учителями общеобразовательной школы при осуществлении индивидуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе. Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся
1. Анамнестические и паспортные данные · Фамилия, имя, отчество · Год рождения (число, месяц). · Школа, класс · Домашний адрес, телефон · Успеваемость (к моменту обследования). · Состояние слуха · Состояние зрения. · Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное) · В какие логопедические учреждения обращались, с каким результатом Данные о ходе развития речи: · первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких условиях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду с круглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форсировали ли родители развитие речи · Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно, нормально, убыстренной На каком (каких) языке(ах) общается ребенок 2. Общая характеристика речи Степень сформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) Специфические для заикающихся ошибки в письме и чтении: персеверации, антиципации, контаминации, литерации; недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов, слов 3. Особенности речевого общения Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная, скандированная речь)
Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, внешние отвлекающие факторы и др.) Особенности речевого поведения: речевая активность, быстрота переключения с одной темы на другую при восприятии и передаче сообщения, импульсивность или замедленность выказывания, общая организованность речи, темп Признаки заикания: частота и интенсивность запинок; продолжительность речевой судороги (длительная, краткая); непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании); «трудные звуки»; изменение слов, фраз в процессе высказывания; эмболофразия: сопутствующие движения (непроизвольные и произвольные) Особенности личности: степень активности, направленность, самостоятельность, организованность, контактность, неустойчивость деятельности, истощаемость, отношение ребенка к речевому дефекту, адаптация к условиям общения и пр. Состояние эмоциональной сферы: эмоциональная импульсивность, уравновешенность, заторможенность Учебная деятельность: состояние умений и навыков учебной деятельности по данным педагогических наблюдений и характеристике, составленной учителем Литература
1. Баскис P. M. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста// Лечение душевнобольных. — М., 1940. — С. 279-291. 2. Белякова Л. И., Дьякова В. А. Заикание. — М., 1998. 3. Левина Р. Е. Заикание у детей // Преодолениезаикания у дошкольников/ Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Педагогика, 1975. — С.3-22. 4. Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология, 1969. — № 3. — С. 85-91. 5. Основытеории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — С. 229-270. 6. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1978. — С. 112. 7. Ястребова А. В., Воронова Г. Г. Обследование заикающихся школьников // Дефектология, 1980. — № 4. — С. 51-57. 8. Ястребова А. В. Коррекция заикания у детей младшего школьного возраста // Коррекциянедостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М.: АРКТИ, 1997. — С. 112-194.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|