IV . Этап работы над проблемной темой
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 · Выделите основную идею, на которую Вы будете опираться при проведении исследования; · Укажите документы, постановления государства, Правительства, философские, педагогические учения, которые послужат основой исследования; · Опишите научную новизну и теоретическую значимость исследования (что нового в области теории Вы предполагаете разработать, обосновать, выявить и т.д.). · Раскройте практическую значимость работы (что будет создано, кем и где может быть использовано); · Спланируйте этапы работы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы, разработка программ диагностики, состояния исследуемого явления, составление программ опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.); · Опишите методы, соответствующие каждому из этапов.
V этап. Составление первичного представления об исследуемом явлении
Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями: · изучить соответствующую литературу и провести ее анализ с учетом Вашей темы исследования; · построить «дерево» понятий. Построение «дерева» понятий помогает Вам более оперативно увидеть связи и отношения между системой понятий, заметить признаки, характеризующие основные понятия. Мы хотим подчеркнуть, что построение «дерева» понятий позволяет получить только первичное представление о сущности исследуемого явления, и потому требует дальнейшей работы и критического анализа соответствующей литературы. Принцип построения «дерева» понятий состоит в следующем: 1. Выбираете ключевое понятие (словосочетание) темы; 2. Найдите в словарях (философском, психологическом) определение понятия; 3. Из определения выберете ключевые понятия, в свою очередь, каждому из них найдите свое определение;
4. Вновь выберите ключевые слова и т.д. 5. Составьте схему, которая будет выглядеть следующим образом:
и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. Рис.2 Схема «дерева» понятий
Продолжайте процесс построения «дерева» понятий до тех пор, пока не сможете дать рабочего определения основному понятию, четко выделив основные его признаки проявления. ПОМНИТЕ, чтобы дать определение понятию, то его нужно подвести под общее и указать отличительные признаки. Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами: Проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков» После построения «дерева» понятий мы получили следующее рабочее определение: Нравственная культура учащихся – интегрированное качество личности, которое характеризуется: · знанием нравственных норм; · умением взаимодействовать с природой и людьми, · нравственным самосовершенствованием. Мы не случайно употребили термин «рабочее определение», тем самым подчеркивая, что в процессе работы над различными источниками, определение может претерпеть изменение: могут появиться дополнительные признаки, либо ряд из них будут откорректированы. Составление «дерева понятия» лишь первый шаг в определении и раскрытии сущности исследуемого явления (процесса). Работа с различными научными источниками позволит Вам уточнить Ваше представление о том, что Вы подвергаете исследованию.
IV этап. Составление программы диагностического «среза» Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу. В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите методики.
Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков». Табл.1 Фрагмент схемы программы диагностического «среза»
Рассмотрим более подробно содержание табл.1. При построении «дерева понятия» - «нравственная культура» - и его анализе исследователем было выявлено, что нравственная культура школьника – это интегрированное качество личности, которая характеризуется: а) знанием нравственных норм; б) умением взаимодействовать с людьми и природой с учетом нравственных норм; в) умением заниматься нравственным самосовершенствованием. Первый критерий (признак) нравственной культуры школьника – знание нравственных норм. Он может проявляться у школьника в различной степени: на высоком, среднем, низком уровнях. Следует отметить, что уровней проявления признаков может быть более трех: и 4, и 5, и 6 и более (хотя вряд ли большое количество признаков целесообразно). В графе 5 «Способы получения информации» указывается методика диагностики, делается ссылка либо на какой-либо источник (литература), либо на приложение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|