Функции преподавателя психологии и его роли
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 преподавание психология коррекция учебный Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской; как правило, это отражается в годовых планах работы. Однако в действительности может доминировать только одна функция и соответствующие ей виды деятельности. В работе преподавателей высших учебных заведений самую важную роль играет исследовательская функция, которая с профессиональными обязанностями преподавателей средних учебных заведений обычно не связана. Однако в их работе возрастает значимость обучающей и воспитательной деятельности. Во многих странах, в частности в США, существует некоторая традиционная специализация университетов: одни являются научноориентированными, другие - учебноориентированными. Первые в большей степени ориентированы на выполнение научных проектов, а преподаватели таких университетов менее заинтересованы в педагогической деятельности. Вторые больше внимания уделяют обучению студентов, чем научным исследованиям, хотя активно работающие ученые нередко встречаются и там. Однако организационных и материально-технических возможностей для исследовательской работы у них гораздо меньше. Следует также отметить, что преподаватели более высокой научной квалификации, например профессора, в большей степени включены в научную работу по сравнению с другими категориями преподавателей университетов. Это находит отражение и в соответствующем распределении профессиональных обязанностей. И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость организаторской деятельности, которая занимает особое место в работе преподавателей на административных должностях.
Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей - в недавнем прошлом студентов-выпускников - является переход в роль педагога. Новая роль часто требует более уверенного поведения и предоставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений. Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:
Переходный период может быть связан с рядом «страхов», которые мы рассмотрим более подробно. Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоятельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наихудших сценариев», разработанных для того, чтобы помочь молодым преподавателям понять, что 1) другие преподаватели сталкиваются с теми же проблемами и 2) эти преподаватели выжили и достигли успеха. Страх №1. Я им не понравлюсь. Беспокойство относительно личного отношения студентов к вам мешает вам работать с содержанием учебного предмета, который вы преподаете. Постарайтесь прийти на занятие пораньше и включиться в повседневный разговор по мере того, как приходят студенты. Это не только поможет вам и вашим студентам лучше узнать друг друга, но также даст возможность студентам обсудить с вами учебные вопросы. Страх №2. Я потеряю контроль над группой. Это беспокойство может быть преодолено путем соответствующей подготовки и ожидания определенных событий. Слишком большое стремление контролировать события может быть саморазрушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны студентов. Лучше начинать каждое занятие с озвучивания плана, затем следует предложить студентам что-то добавить в него, если они хотят. Студенты, которые знают, что их ожидает, будут более восприимчивыми к вашим намерениям.
Страх №3. Я им наскучу. Тревожащиеся люди становятся заторможенными. Заторможенные люди вызывают скуку. Помните, что вы имеете личный опыт и знания о вашем предмете, которые заслуживают того, чтобы поделиться ими со студентами. Поделитесь тем, что интересно для вас в предмете. Другая идея заключается в том, чтобы спросить студентов в начале занятия, какие темы интересны им. Ваши студенты будут более заинтересованы в предмете, если Вы будете согласовывать свои слова с их интересами.
Заключение
В данной работе нами было относительно коротко расскрыты функции преподавателя психологии, его роли, управление самостоятельной работой обучающихся, формы учебных занятий и методики их проведения, методические особенности, учебный план и программы, как особенности организации деятельности преподавателя психологии. Богатство подходов позволяет преподавателю выбрать наиболее подходящую для него модель преподавания. И все это для того, чтобы получив теоретическую основу студенты могли реализовать полученные знания, умения, навыки на практике. Напоследок, хотим напомнить, что только тот преподаватель, который «горит» способен разжечь подлинный интерес у своей аудитории. Список литературы
1. Гусев А.Н., Худяков А.И. Проблемы дистанционного обучения психологов // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 62-63. 2. Карандашев В.Н. Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №2. - С. 86-89. . Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. - Вологда, 2002 в. - 132 с. . Карандашев В.Н. К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 250 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-371-1
. Лузгин С.А. Психологическое образование в специализированном вузе: опыт и проблемы // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. - С. 65-67. . Островская И.В. Нужны ли медсестре знания по психологии? // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляу-дис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 175-176. . Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с. . Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора: Воспроизведено по второму изданию Культурно-просветительного кооперативного товарищества начатки знаний - Петроград - 1923. . Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000. - 288 с. . Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1996. - 464 с. 11. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 248 с. 12. Соколков Е.А., Шабанов А.Г. Дистантная форма организации процесса обучения психологов // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. - С. 114. 13. Сборник задач по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.С. Мерлина. - М., 1974. - 207 с. . Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - 1981. - 35 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|