Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции преподавателя психологии и его роли




преподавание психология коррекция учебный

Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской; как правило, это отражается в годовых планах работы. Однако в действительности может доминировать только одна функция и соответствующие ей виды деятельности. В работе преподавателей высших учебных заведений самую важную роль играет исследовательская функция, которая с профессиональными обязанностями преподавателей средних учебных заведений обычно не связана. Однако в их работе возрастает значимость обучающей и воспитательной деятельности.

Во многих странах, в частности в США, существует некоторая традиционная специализация университетов: одни являются научноориентированными, другие - учебноориентированными. Первые в большей степени ориентированы на выполнение научных проектов, а преподаватели таких университетов менее заинтересованы в педагогической деятельности. Вторые больше внимания уделяют обучению студентов, чем научным исследованиям, хотя активно работающие ученые нередко встречаются и там. Однако организационных и материально-технических возможностей для исследовательской работы у них гораздо меньше.

Следует также отметить, что преподаватели более высокой научной квалификации, например профессора, в большей степени включены в научную работу по сравнению с другими категориями преподавателей университетов. Это находит отражение и в соответствующем распределении профессиональных обязанностей.

И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость организаторской деятельности, которая занимает особое место в работе преподавателей на административных должностях.

Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей - в недавнем прошлом студентов-выпускников - является переход в роль педагога. Новая роль часто требует более уверенного поведения и предоставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений.

Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:

 

От роли К роли
Подчиненного Руководителя
Реагирующего Инициатора
Слушателя Говорящего
Ведомого Лидера
Низкой ответственности Высокой ответственности
Члена группы Лидера группы
Мотивируемого Мотиватора
Отвечающего Спрашивающего
Оцениваемого Оценивающего
Учащегося Обучающего

 

Переходный период может быть связан с рядом «страхов», которые мы рассмотрим более подробно. Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоятельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наихудших сценариев», разработанных для того, чтобы помочь молодым преподавателям понять, что 1) другие преподаватели сталкиваются с теми же проблемами и 2) эти преподаватели выжили и достигли успеха.

Страх №1. Я им не понравлюсь. Беспокойство относительно личного отношения студентов к вам мешает вам работать с содержанием учебного предмета, который вы преподаете. Постарайтесь прийти на занятие пораньше и включиться в повседневный разговор по мере того, как приходят студенты. Это не только поможет вам и вашим студентам лучше узнать друг друга, но также даст возможность студентам обсудить с вами учебные вопросы.

Страх №2. Я потеряю контроль над группой. Это беспокойство может быть преодолено путем соответствующей подготовки и ожидания определенных событий. Слишком большое стремление контролировать события может быть саморазрушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны студентов. Лучше начинать каждое занятие с озвучивания плана, затем следует предложить студентам что-то добавить в него, если они хотят. Студенты, которые знают, что их ожидает, будут более восприимчивыми к вашим намерениям.

Страх №3. Я им наскучу. Тревожащиеся люди становятся заторможенными. Заторможенные люди вызывают скуку. Помните, что вы имеете личный опыт и знания о вашем предмете, которые заслуживают того, чтобы поделиться ими со студентами. Поделитесь тем, что интересно для вас в предмете. Другая идея заключается в том, чтобы спросить студентов в начале занятия, какие темы интересны им. Ваши студенты будут более заинтересованы в предмете, если Вы будете согласовывать свои слова с их интересами.

 


Заключение

 

В данной работе нами было относительно коротко расскрыты функции преподавателя психологии, его роли, управление самостоятельной работой обучающихся, формы учебных занятий и методики их проведения, методические особенности, учебный план и программы, как особенности организации деятельности преподавателя психологии.

Богатство подходов позволяет преподавателю выбрать наиболее подходящую для него модель преподавания. И все это для того, чтобы получив теоретическую основу студенты могли реализовать полученные знания, умения, навыки на практике.

Напоследок, хотим напомнить, что только тот преподаватель, который «горит» способен разжечь подлинный интерес у своей аудитории.


Список литературы

 

1.   Гусев А.Н., Худяков А.И. Проблемы дистанционного обучения психологов // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 62-63.

2. Карандашев В.Н. Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №2. - С. 86-89.

.   Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. - Вологда, 2002 в. - 132 с.

.   Карандашев В.Н. К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 250 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-371-1

.   Лузгин С.А. Психологическое образование в специализированном вузе: опыт и проблемы // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. - С. 65-67.

.   Островская И.В. Нужны ли медсестре знания по психологии? // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляу-дис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 175-176.

.   Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

.   Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора: Воспроизведено по второму изданию Культурно-просветительного кооперативного товарищества начатки знаний - Петроград - 1923.

.   Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000. - 288 с.

.   Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1996. - 464 с.

11. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 248 с.

12. Соколков Е.А., Шабанов А.Г. Дистантная форма организации процесса обучения психологов // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. - С. 114.

13. Сборник задач по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.С. Мерлина. - М., 1974. - 207 с.

.   Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - 1981. - 35 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...