История взаимодействия государства и общества
Стр 1 из 3Следующая ⇒ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
по дисциплине Основы социального государства на тему: «Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека».
Выполнил: студент группы РЗБ4ЭК-21 Тимченко Е.О. __________________________________ (подпись студента) «» _________2015 г.
Преподаватель: _ К.В. Аксенов _____ (должность, ученая степень) __________________________________ (подпись руководителя) «___» ________ 2015 г.
Оценка___________________________
Рыбинск 2015
Оглавление Введение. 3 1. История взаимодействия государства и общества. 5 2. Различные взгляды, состояние и проблемы социальной политики. 7 3. Проведение социальной политики, её улучшение. 10 Заключение. 12 Список литературы.. 13
Введение
Тема социальной политики в литературе редко раскрывается полностью, да ещё и непредвзято. Но уже по названию видно, что это проблема, которая касается каждого и будет всегда актуальной. Здесь важно рассмотреть не только теорию, но и саму практику, ведь одно дело - политика на бумаге, и совершенно другое - её реализация: где-то есть нарушения, где-то - недоработки юридические, а где-то - и человеческий фактор. Всё это при рассмотрении данной темы стоит учитывать. Государственная социальная политика сегодня отличается разнообразием субъектов и объектов, расширение номенклатуры которых происходит в таком направлении: от государства через его отдельные органы, общественно-политические институты – до конкретного индивида. Данной закономерностью определяются не только права, но и обязанности всего разнообразия субъектов, расширяет сферу их деятельности и патронируются различные группы российского населения, в том числе местного (к примеру, в Ярославской области). Расширение субъектов как закономерность связано с такими факторами:
- увеличение полномочий местных органов государственной власти, - развитие местного самоуправления и - активизация деятельности общественных организаций и объединений [12, С. 236]. Другой закономерностью современной социальной политики является увеличение ее объектов, что определяется всё углубляющейся дифференциацией современной социальной структуры российского общества, а так же появлением новых форм, методов, технологий и механизмов ее реализации. Для региональных и местных исполнительных органов власти политика социальной поддержки местного населения становится приоритетной в их деятельности и требует перестройки их работы с учётом наличных ресурсов и их рациональным использованием. Целью работы выступает рассмотрение политики социальной поддержки населения и проблем в данной сфере. Для реализации цели были выделены следующие задачи: - рассмотрение тем с исторической точки зрения; - изучение различных взглядов на тему государства и общества, - изучение состояния и проблем социальной политики сегодня, - рассмотрение проведения социальной политики и шагов для её улучшения. Тема социальной политики была не просто затронута, но широко освещена такими исследователями, как Полковникова О.В., её труда направлены на рассмотрение вопроса на примере Ярославской области, Гобозов И.А., данный автор осветил проблемы взаимодействия государства, общества и человека, Кошелева А.В, так же, рассматривающая проблемы социальной поддержки населения. Смешение государственных и общественных задач нередко приводит к очень большим негативным последствиям, что сказывается в конечном итоге на жизненном уровне народа. Поэтому надо провести демаркационную линию между обществом и государством.
Стоит выделить то, что понятие общества является сугубо социальным, то есть, близким к природным процессам. Стоит заметить, что в животном мире очень мало сообществ, где было бы расслоение, и если оно есть, то обычно основано оно исключительно на тех качествах членов общества, разделение, которых помогут выжить всем. Вне общества нет человека. Человек всегда находится в определенных отношениях и связях с другими людьми. Даже если он живет совершенно изолированно от других людей, все равно он так или иначе с ними связан. Скажем, ему нужно одеваться, есть, занимать какую-либо территорию и другое. А вот понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад. В первобытном обществе не было никакого государства. Все отношения между людьми регулировались неписаным правом. Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право. По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром. Но раз государство возникло на определенном этапе развития общества, то оно не может с ним не взаимодействовать. Можно видеть из истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, который отражает сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Просто в обществе живут и действуют индивиды, которые преследуют свои интересы, не всегда совпадающие с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, которые имеют уже собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, который сможет регулировать все общественные отношения. В качестве такого регулятора и выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.
История взаимодействия государства и общества
Уровень взаимодействия государства и общества является сложным и многомерным процессом. Он детерминируется типом способа производства материальной жизни. Каждый тип способа производства имеет свой уровень взаимодействия. Так, при рабовладельческом способе производства государство и общество отождествлялись, и поэтому практически не вставал вопрос об уровне взаимодействия. Но отсюда не следует, что в практической плоскости всё проходило гладко и без трудностей. Если бы это было так, то была бы создана, например, теория идеального государства Платоном. В эпоху феодального способа производства тип взаимодействия государства и общества меняется. Общество уже не идентифицируется с государством. Но государственное правление трансформируется в диктатуру личности, монарха. Взаимодействие общества и государства приобретает односторонний характер. Монарх вмешивался во все сферы общества. Многие философы приветствовали монархическую власть, полагая, что она лучше отвечает интересам общества. Монарх может выслушать любого подданного в нужное время, тогда как в случае с демократией на собрание допускаются только те лица, которые имеют на это право с самого начала. Кроме того, монарх не может расходиться во мнении с самим собой, чего не скажешь о собрании, где присутствует множество людей с различными интересами и пристрастиями. В настоящее время в Западной Европе (Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Нидерланды и др.) сохранились рудименты монархической власти. Но она приобрела чисто символический характер, потому что изменился способ производства материальной жизни. Совершенно другой уровень взаимодействия наблюдается в эпоху капитализма. Буржуазия требовала свободы экономической деятельности. В этом ей очень помогали философы и экономисты. Философы главной темой своих рассуждений избрали проблему свободы. П. А. Гольбах, например, утверждал, что «свобода – это возможность делать ради своего счастья все, что не вредит счастью других членов общества» [13, С.52]. А. Коллинз же понимал свободу как «способность человека поступать так, как он желает или предпочитает».
Но с развитием капитализма, с превращением его в государственно-монополистический капитализм, когда произошло слияние силы монополий с силой государства, когда многие капиталисты заняли высшие государственные должности, уровень взаимодействий государства и общества меняется. Теперь уже государство пытается влиять на все сферы общественной жизни и прежде всего на экономическую сферу. Оно выступает в роли своего рода регулятора общественных отношений, старается «тушить» классовые коллизии и находить пути решения выхода из кризисного состояния. Однако либеральные концепции взаимодействия государства и общества не исчезли. они возродились в одежде неолиберализма. Причем их возрождению сильно способствовала наступившая эпоха глобализации, охватившая все страны и континенты мира и совершающаяся по западным рецептам, прежде всего по рецептам США. Видные американские представители неолиберализма М. Фридмен и Ф. Хайек выступают за резкое сокращение функций государства[10, С.147]. Неолиберальные теории игнорируют национальные традиции разных народов и цивилизаций. Западные и восточные традиции отличаются друг от друга. На Востоке, например, государство всегда играло важную роль во всей жизни общества. В восточных странах, в том числе и в России, больше верят не правовым законам и нормам, а правителям, выступающим от имени государства. Формы взаимодействия государства и общества можно анализировать исходя из разных принципов. В данном случае, такой анализ можно провести, избрав в качестве исходных принципов сферы общественной жизни: экономическую, духовную и социальную. Выше уже говорилось о взаимодействии государства и общества в экономике. Здесь еще добавим, что в эпоху глобализации это взаимодействие приобретает очень сложный и противоречивый характер. Это связано с тем, что глобализация фактически не признает никаких национальных границ. Всемирная торговая организация (ВТО) требует свободного движения товаров, и те государства, чья экономика не в состоянии конкурировать, превращаются в международный рынок сбыта иностранных товаров. Совершенно ясно, что они оказываются на периферии мирового экономического развития. Для преодоления современного глобального кризиса правительства развитых государств используют все рычаги власти. Особую заботу правительства проявляют о ТНК (транснациональных корпорациях). Они, как пишет американский исследователь Н. Хомский, «в значительной степени опираются на государственные субсидии и внутренние рынки, а их международные сделки, включая торговые сделки под другими, производятся преимущественно в пределах Европы, Японии и США, где действенны политические меры и нет страха перед военными путчами и тому подобным» [11, С.134]. В результате действий правительств богатые становятся более богатыми, а бедные – более бедными.
В социальной сфере взаимодействие общества и государства прежде всего проявляется в том, что государство оказывает определенную помощь нуждающимся членам общества. Эта помощь осуществляется в разных формах: пенсии, их регулярная индексация, льготы пенсионерам и инвалидам, бесплатное образование и бесплатная медицина, бесплатное жилье или предоставление социального жилья и др. Обычно те государства, которые сильно проявляют себя в социальной сфере, принято называть социальными государствами. Но следует подчеркнуть, что во многом социальный пакет государства зависит от самого общества. Оно должно требовать от государства оказания помощи нуждающимся, инвалидам и другим слоям общества [1, С.29]. Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии. С другой стороны, абсолютизация государственной власти приводит к диктатуре, подавлению прав человека, репрессиям инакомыслящих, политических партий и вообще оппозиционеров. Поэтому и нужен определенный предел взаимодействий общества и государства. Этот предел устанавливается гражданским обществом. Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|