Основные положения проектирования и расчета железобетонных мостов
Основные принципы проектирования и расчёта железобетонных конструкций[править | править вики-текст] В России железобетонные элементы принято рассчитывать: по 1-й и 2-й группе предельных состояний: 1. по несущей способности (прочность, устойчивость, усталостное разрушение); 2. по пригодности к нормальной эксплуатации (трещиностойкость, чрезмерные прогибы и перемещения). Задачи расчёта железобетонных конструкций по 1-й группе предельных состояний включают: 1. проверка прочности конструкций (нормальные, наклонные, пространственные сечения); 2. проверка конструкции на выносливость (при действии многократно повторных нагружений); 3. проверка устойчивости конструкций (формы и положения). Армирование конструкций выполняется, как правило, отдельными стальными стержнями или сетками, каркасами. Диаметр стержней и характер их расположения определяется расчётами. При этом соблюдается следующий принцип — арматура устанавливается в растянутые зоны бетона либо в сжатые зоны при недостаточной прочности последней, а также по конструктивным соображениям. При расчёте железобетонных изгибаемых элементов основной целью является определение требуемой площади рабочей арматуры в соответствии с заданными усилиями (прямая задача) или определение действительной несущей способности элемента по заданным геометрическим и прочностным параметрам (обратная задача). По характеру работы выделяют изгибаемые элементы (балки, плиты), центрально и внецентренно сжатые элементы (колонны центрально и внецентренно сжатые, растянутые элементы (элементы ферм). Изгибаемые элементы (балки, плиты) [править | править вики-текст] При изгибе любого элемента в нём возникает сжатая и растянутая зоны (см. рисунок), изгибающий момент и поперечная сила. Изгибаемые железобетонные элементы, как правило, рассчитывают по прочности следующих видов сечений:
1. по нормальным сечениям — сечениям, перпендикулярным продольной оси, от действия изгибающего момента, 2. по наклонным сечениям — при действии поперечных сил (срез или раздавливание сжатой зоны бетона), по наклонной полосе между наклонными сечениями (трещинами), от действия момента в наклонном сечении. В типичном случае армирование балки выполняется продольной и поперечной арматурой (см. рисунок). Изгиб и армирование железобетонной балки Элементы конструкции: 1. Верхняя (сжатая) арматура 2. Нижняя (растянутая) арматура 3. Поперечная арматура 4. Распределительная арматура Верхняя арматура может быть растянутой, а нижняя сжатой, если внешняя сила будет действовать в противоположном направлении. Основные параметры конструкции: 1. L — пролёт балки или плиты, расстояние между двумя опорами. Обычно составляет от 3 до 25 метров 2. H — высота сечения. С увеличением высоты прочность балки растёт пропорционально H² 3. B — ширина сечения 4. a — защитный слой бетона. Служит для защиты арматуры от воздействия внешней среды 5. s — шаг поперечной арматуры. Арматура (2), устанавливаемая в растянутую зону, служит для упрочнения железобетонного элемента, бетон в которой в силу своих свойств быстро разрушается при растяжении. Арматура (1) в сжатую зону устанавливается обычно без расчёта (из необходимости приварить к ней поперечную арматуру), в редких случаях верхняя арматура упрочняет сжатую зону бетона. Растянутая арматура и сжатая зона бетона (и иногда сжатая арматура) обеспечивают прочность элемента по нормальным сечениям (см. рисунок). Разрушение ж/б элемента по нормальным сечениям Поперечная арматура (3) служит для обеспечения прочности наклонных или пространственных сечений (см. рисунок).
Разрушение ж/б элемента по наклонным сечениям (схема) Распределительная арматура (4) имеет конструктивное назначение. При бетонировании она связывает арматуру в каркас. Разрушение элемента в обоих случаях наступает вследствие разрушения бетона растягивающими напряжениями. Арматура устанавливается в направлении действия растягивающих напряжений для упрочнения элемента. Небольшие по высоте балки и плиты (до 150 мм) допускается проектировать без установки верхней и поперечной арматуры. Плиты армируются по такому же принципу, как и балки, только ширина B в случае плиты значительно превышает высоту H, продольных стержней (1 и 2) больше, они равномерно распределены по всей ширине сечения. Кроме расчёта на прочность, для балок и плит выполняется расчёт на жёсткость (нормируется прогиб в середине пролёта при действии нагрузки) и трещиностойкость (нормируется ширина раскрытия трещин в растянутой зоне). Сжатые элементы (колонны) [править | править вики-текст] При сжатии длинного элемента для него характерна потеря устойчивости (см. рисунок). При этом характер работы сжатого элемента несколько напоминает работу изгибаемого элемента, однако в большинстве случаев растянутой зоны в элементе не возникает. Если изгиб сжатого элемента значителен, то он рассчитывается как внецентренно сжатый. Конструкция внецентренно сжатой колонны сходна с центрально сжатой, но в сущности эти элементы работают (и рассчитываются) по-разному. Также элемент будет внецентренно сжат, если, кроме вертикальной силы, на него будет действовать значительная горизонтальная сила (например, ветер, давление грунта на подпорную стенку). Типичное армирование колонны представлено на рисунке. Работа и армирование сжатой колонны на рисунке: 1 — продольная арматура В сжатом элементе вся продольная арматура (1) сжата, она воспринимает сжатие наряду с бетоном. Поперечная арматура (2) обеспечивает устойчивость арматурных стержней, предотвращает их выпучивание. Массивными считаются колонны, минимальная сторона сечения которых более или равна 400 мм. Массивные сечения обладают способностью к наращиванию прочности бетона длительное время, то есть с учётом возможного увеличения нагрузок в дальнейшем (и даже возникновения угрозы прогрессирующего разрушения — террористические атаки, взрывы и т. д.) — они имеют преимущество перед колоннами немассивными. Т. о. сиюминутная экономия сегодня не имеет смысла в дальнейшем, и, кроме этого, малые сечения нетехнологичны при изготовлении. Необходим баланс между экономией, массой конструкции и т. н. жизнеутверждающим строительством (Sustainable construction).
Береговые опоры должны надежно сопрягать мост с насыпями подходов и обеспечивать плавный проезд с пролетных строений на более податливое дорожное покрытие. К опорам предъявляют более жесткие требования в отношении долговечности. Если пролетные строения при значительном износе относительно легко могут быть усилены или заменены новыми, то перестройка опор обычно сопряжена со значительными трудностями и требует большой затраты денежных средств. Стоимость опор (с фундаментами) составляет 40-60% стоимости моста, постройка их часто занимает много времени. Поэтому конструкция опор должна быть экономичной и удобной в производственном отношении. Опоры железобетонных и металлических мостов выполняют преимущественно из бутобетонной или бетонной (армированной или неармированной) кладки. Конструкция опор может быть массивной и облегченной с отдельными стойками, рамной надстройкой и т. д., а по способу возведения: монолитной, сборной и сборно-монолитной. Размеры массивных частей опор в большинстве случаев назначают по конструктивным соображениям и прочность их кладки полностью не используется. Несмотря на это, в опорах марку бетона назначают не менее 200, учитывая условия их работы и требования долговечности. Элементы сборных конструкций делают из бетона марки не менее 300. Из той же марки следует выполнять опоры на реках с сильным ледоходом. В опорах, облицованных естественным камнем, марка бетона может быть снижена до 150. Для заполнения не учитываемых в расчетах внутренних полостей сборно-монолитных опор в целях уменьшения экзотермии бетонной смеси марку следует принимать не более 150. Кроме прочности, бетон должен быть достаточно морозостойким. Марку по морозостойкости назначают не менее 100, а при средней температуре наиболее холодного месяца ниже -10°С не менее 200.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|