Назначение опорных частей – создавать фиксированную передачу давления от пролетного строения на опору и обеспечивать работу пролетного строения в соответствии с его расчетной схемой. В балочных пролетных строениях опорные части должны обеспечивать поворот опорных сечений и свободное перемещение одного из его конусов, возникающее от действия подвижных нагрузок и при изменениях температуры. В пролетных строениях разрезной балочной системы на одном конце пролетного строения должны находится неподвижные опорные части, на другом – подвижные. При неразрезных пролетных строениях на одной из опор устанавливают неподвижные опорные части, на всех остальных – подвижные. Конструкция опорных частей зависит от передаваемого на них давления от возможных *** поворота опорных сечений пролетного строения и продольных перемещений его свободного конца. Поэтому, с увеличением длины пролетных строений, конструкция применяемых для них опорных частей усложняется. В железнодорожных мостах пролетные строения длиной 2,95 м, у которых деформации концов незначительны, вместо опорных частей применяют упругие прокладки из асбестового картона. Имеются типовые проекты опорных частей, конструкция их связана с длиной пролетных строений. Наиболее простыми являются плоские опорные части. Их применяют для типовых пролетных строений длиной от 4,0 до 7,3 м. Пример такой опорной части приведен на рис. Опорная часть состоит из двух металлических листов, между которыми помещается асбестовая прокладка, обеспечивающая небольшой поворот опорного сечения и уменьшение трения при продольном перемещении конца пролетного строения. К нижнему листу приварены планки, которые в подвижных опорных частях препятствуют поперечному смещению верхнего листа относительно нижнего, а в неподвижных опорных частях такие планки исключают и продольные перемещения верхнего листа. Верхние листы прикрепляются к бетону балки пролетного строения анкерами, устанавливаемыми при ее изготовлении, а нижние – анкерами, заделываемыми в бетон опоры. Повороту опорного сечения способствует также асбестовая прокладка между верхним листом и нижней поверхностью балки, а с целью уменьшения трения между листами их соприкасающиеся поверхности обрабатывают на строгальных станках и покрывают графитной смазкой. Но все эти меры полностью не обеспечивают свободное перемещение конца пролетного строения и повороты его опорных сечений, поэтому с увеличением пролетов переходят к более совершенным опорным частям. Пролетные строения длиной от 9,3 м и до 18,7 м устанавливают на тангенциальные опорные части (рис. 2). Такая опорная часть состоит из двух частей, выполненных из стальных листов: верхняя часть имеет плоскую поверхность, а нижняя часть – цилиндрическую. При повороте опорного сечения верхняя плита перекатывается по нижней, и точка передачи усилия немного перемещается. Во избежание смещения верхней плиты в нижнюю плиту заделываются штыри диаметром около 30 мм, которые входят в отверстия верхней плиты. У подвижной опорной части эти отверстия круглые, диаметр их немного больше диаметра штыря. Для подвижной опорной части отверстия в верхней плите делают овальным, что обеспечивает ее небольшое перемещение вдоль оси пролетного строения. А чтобы обеспечить свободный поворот верхней плиты, верх штыря обтачивают на конус по плавной кривой. При пролетах свыше 18 м требуются более совершенные опорные части. В этих случаях применяют катковые или секторные опорные части, которые обеспечивают возможность больших продольных перемещений, по сравнению с опорными частями плоского и тангенциального типов.
9. Общие сведения. металлических мостов
Основные системы металлических мостов
В современном мостостроении пролетные строения металлических мостов выполняют с использованием балочной, арочной, рамной, вантовой статических схем и их комбинаций.Обычно пролетные строения металлических мостов выполняют с использованием балочной схемы, которая позволяет перекрывать пролеты от 40 до 300... 550 м. Во всех видах балочных пролетных строений под воздействием вертикальных нагрузок на опорах возникают только вертикальные опорные реакции, что облегчает устройство опор, особенно при их большой высоте. В балочных мостах главными несущими элементами могут быть сплошные балки или сквозные фермы. По статической схеме балочные мосты могут быть разрезными, неразрезными и балочно-консольными.Разрезные балочные пролетные строения.В составе моста перекрывают по одному пролету, каждый из которых работает независимо от других (рис. 10.6, а). При прочих равных условиях это требует больших расходов металла, чем в неразрезных пролетных строениях, работающих совместно. Кроме того, промежуточные опоры разрезных пролетных строений требуют обычно большего расхода материалов, чем опоры неразрезных пролетных строений из-за необходимости установки двух опорных частей на каждой промежуточной опоре (см. рис. 10.6, а). В связи с этим разрезные пролетные строения обычно применяют для перекрытия относительно небольших пролетов, когда их недостатки не оказывают существенного влияния на стоимость и металлоемкость моста.Конструкция разрезных пролетных строений получается простой, легко поддается стандартизации. На работу этих пролетных строений возможные просадки опор не оказывают влияния.Неразрезные балочные пролетные строения.Перекрывают одной непрерывной конструкцией обычно три или более совместно работающих пролетов (рис. 10.6, б). Благодаря совместной работе абсолютные значения изгибающих моментов в неразрезных балках при прочих одинаковых условиях на 35...45 % меньше, чем в разрезных балках, что позволяет уменьшить расход металла. Экономичность неразрезных пролетных строений нарастает с увеличением пролетов, так как разгружающее действие соседних пролетов более всего проявляется от действия постоянной нагрузки, относительное влияние которой нарастает с увеличением пролетов и доходит до 80... 90 %. Неразрезные балки весьма удобны при возведении моста методом продольной надвижки и позволяют осуществлять монтаж методом навесной сборки.Жесткость неразрезных пролетных строений больше, чем разрезных. Кроме того, они обеспечивают более комфортные условия проезда, так как не имеют переломов проезжей части над промежуточными опорами и не требуют устройства над ними деформационных швов.