Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период возникновения мгб-мвд СССР-кгб-афб-фсб




 

марта 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.С.Абакумов. На Министерство государственной безопасности возлагалось ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и пр.; охрана руководителей партии и правительства.

В 1951 - 1953гг. пост министра государственной безопасности занимал С.Д.Игнатьев. В марте 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

Инициатива выделения "оперативно-чекистских управлений и отделов" Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову, который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС. Предложения Круглова были обсуждены на заседании Президиума ЦК КПСС 8 февраля 1954 года и полностью одобрены, за исключением того, что из предложенного министром названия - "Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР" - было убрано "по делам". Месяц спустя, 13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР и его Председателем назначен бывший Первый заместитель Министра внутренних дел СССР Серов Иван Александрович.

Основными функциями КГБ были внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и Правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием и антисоветской деятельностью. Также в задачу КГБ входило обеспечение Центрального комитета КПСС (до 16 мая 1991 года) и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и коммунистической партии. Комитет государственной безопасности СССР так же имел право под надзором органов прокуратуры вести следствие по делам о государственных преступлениях, однако мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя и коммунистической партии.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 г. была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы:

Первое Главное управление (ПГУ, разведка за границей);

Второе Главное управление (ВГУ, контрразведка);

Третье Главное управление (военная контрразведка);

Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное);

Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами);

Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах); федеральный безопасность комитет государственный

Шестое управление (транспортное);

Седьмое управление (наружное наблюдение);

Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства);

Десятое управление (управление коменданта Московского Кремля);

Следственное управление, а также 5 самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем - управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.

В систему КГБ СССР входили четырнадцать республиканских комитетов государственной безопасности на территории республик Союза ССР; местные органы государственной безопасности в автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях армии, флота и внутренних войск, на транспорте; пограничные войска; войска правительственной связи; органы военной контрразведки; учебные заведения и научно-исследовательские учреждения; а также так называемые "первые отделы" советских учреждений, организаций и предприятий.

Примечательно, что КГБ был образован не в качестве центрального органа государственного управления, каковым являлись его предшественники - МГБ и МВД СССР - а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР. По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. Тем не менее, председатели КГБ назначались на должность не приказами председателя Совета Министров СССР, как это было принято для руководителей ведомств при правительстве страны, а Указами Президиума Верховного Совета СССР, как это делалось для министров и председателей государственных комитетов.

В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Председатель КГБ И. А. Серов вместе с заместителем начальника Генштаба М. С. Малининым выезжали в сопровождении руководителей ЦК КПСС в Будапешт для оценки сложившейся в Венгрии ситуации. В ходе операции "Вихрь", план которой был разработан министерством обороны СССР, сотрудниками КГБ был арестован министр обороны Венгрии генерал-лейтенант Пал Малетер.

Летом 1962 год ресурсы КГБ были задействованы в операции по подавлению забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в г. Новочеркасске. По имеющимся данным, сотрудники госбезопасности лично не участвовали в расстреле забастовщиков, однако играли активную роль в слежке за "зачинщиками беспорядков" и их арестах. Активисты забастовки были выявлены благодаря фотографиям, сделанным штатными сотрудниками и тайными агентами КГБ, и привлечены к суду по обвинению в бандитизме, организации массовых беспорядков и попытке свержения советской власти. Семеро участников выступлений были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные получили длительные сроки заключения с отбыванием в колонии строгого режима.

В 1968 году КГБ принял участие в операции "Дунай" на территории Чехословакии, проводившейся с целью смены политического руководства страны и установления в Чехословакии лояльного СССР режима. Задача сотрудников КГБ заключалась в оказании помощи советским десантникам и работникам чехословацких органов госбезопасности в аресте и вывозе в СССР руководителей коммунистической партии и правительства Чехословакии. Через несколько дней после начала операции, 25 августа 1968 года, на Красной площади в Москве группой советских диссидентов была проведена демонстрацию протеста против вторжения в Чехословакию советских войск и вооружённых сил Варшавского договора. Участники демонстрации были арестованы сотрудниками милиции и КГБ и преданы суду по обвинению в "организации и активном участии в групповых действиях, нарушающих порядок", и в распространении клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. Большинство участников демонстрации были приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылке "в отдаленные районы страны", а по судебным делам Н. Горбаневской и В. Файнберга были сфабрикованы медицинские заключения о признании подсудимых невменяемыми с их отправкой на принудительное лечение в психиатрические больницы специального типа.

Под руководством Ю. В. Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год, органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Усилилось их политическое влияние в партийной номенклатуре, повысилась позиция КГБ в системе органов государственного управления - 5 июля 1978 года КГБ был преобразован из ведомства при Совете Министров СССР в центральный орган государственного управления СССР с правами государственного комитета и переименован в Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР), что не затронуло систему и структуру органов государственной безопасности.

Правовой основой деятельности КГБ является "Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах", которому был присвоен максимальный уровень секретности. Проект положения, в разработке которого участвовало высшее руководство самого КГБ, был утверждён Президиумом ЦК КПСС 9 января 1959 года. После введения в действие постановлением Совета Министров СССР, положение о КГБ сохраняло силу на протяжении более 30 лет практически в неизменном виде до момента принятия в мае 1991 года Закона СССР "Об органах государственной безопасности в СССР". Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался "политическим органом", осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР "по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР". При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС, в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчетов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии - все по согласованию с ЦК КПСС.

октября 1991 года КГБ СССР был расчленен на три независимых друг от друга учреждения:

•   Межреспубликанская служба безопасности СССР (МСБ)

•   Центральная служба разведки СССР (ЦСР)

•   Комитет по охране государственной границы СССР

Новые союзные органы безопасности были подчинены Президенту СССР.

Во временном положении о Межреспубликанской службе безопасности, утверждённом 28 ноября 1991 года, устанавливалось, что МСБ является основным правопреемником КГБ СССР по части материально-технической базы и имущества. Из полномочий КГБ в ведении МСБ оставались: контрразведка (в том числе и военная), оперативно-розыскная работа, изготовление опертехники, информационно-аналитическая работа, подготовка кадров.

Однако большая часть полномочий КГБ СССР отошла к службам безопасности союзных республик. В частности, 1 ноября 1991 года из МСБ в ведение КГБ РСФСР переданы бывшие 7-е управление КГБ, 12-й отдел, следственный изолятор и ряд служб Оперативно-технического управления. МСБ постепенно оставалась лишь координатором деятельности республиканских спецслужб; кроме того, территориальные органы безопасности (УКГБ по краям и областям и КГБ автономных республик) ей напрямую не подчинялись.

Упразднены в конце 1991 - начале 1992 года в связи с прекращением существования Советского Союза.

Республиканские органы безопасности стали подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик Союза ССР в мае 1991 года, когда был принят закон СССР "Об органах государственной безопасности в СССР".

мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

ноября 1991г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР.

Этим же указом:

комитеты государственной безопасности республик в составе РСФСР переименованы в агентства федеральной безопасности республик, а управления (УКГБ) по краям и областям - в управления Агентства федеральной безопасности РСФСР по краям и областям;

утверждены: временное положение об агентстве, порядок назначения (освобождения) руководящих работников агентства и подчинённых ему органов, перечень должностей в центральном аппарате и подчинённых управлениях, замещаемых генералами;

утверждена структура агентства, которая во многом повторяла структуру КГБ СССР перед его ликвидацией;

утверждён состав коллегии агентства. Коллегия формировалась по должностному (а не персональному) принципу, в её состав входили: генеральный директор агентства (председатель коллегии), заместители генерального директора, начальники четырёх главных управлений и двух управлений.

Возглавил АФБ - В.В.Иваненко с ноября 1991 по январь 1992г.

Министерство безопасности Российской Федерации (МБ, МБР, МБРФ) было образовано 24 января 1992 года указом Президента РФ № 42. Оно явилось непосредственным правопреемником Агентства федеральной безопасности РФ и Межреспубликанской службы безопасности СССР. Создание министерства стало итогом неудачной попытки объединения органов безопасности и органов внутренних дел в единое Министерство безопасности и внутренних дел РФ в декабре 1991 года. Временное положение о министерстве было утверждено тем же указом № 42, а структура утверждалась самим министерством. Территориальные органы госбезопасности в краях и областях (бывшие УКГБ и УАФБ) стали называться управлениями Министерства безопасности Российской Федерации (УМБ), а в республиках - министерствами безопасности.

декабря 1993 года Министерство безопасности РФ было упразднено указом Президента РФ № 2233, вместо него создана Федеральная служба контрразведки РФ (ФСК России). Министр безопасности Николай Голушко и его первый заместитель Сергей Степашин сразу же были назначены на аналогичные должности в новой службе, остальные же сотрудники МБР зачислялись в штаты ФСК после прохождения аттестации.

В соответствии с Положением о Федеральной Службе контрразведки Российской Федерации задачами органов контрразведки являлись: выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации; обеспечение Президента Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации; борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями, а также незаконно созданными или запрещенными общественными объединениями, посягающими на конституционный строй Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации; контрразведывательное обеспечение оперативного прикрытия государственной границы Российской Федерации. (сноска Указ Президента Российской Федерации от 5 января 1994 г. N 19 "Об утверждении положения о Федеральной Службе контрразведки Российской Федерации")

апреля 1995 года Президент подписал Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...